Нравственное воспитание в Японии

Нравственное воспитание в Японии

Что такое «доутоку» и почему эта система нравственного воспитания так важна для Японии, рассказывает помощник директора по учебной Тацухиро Мацуда. Он же объясняет, почему долгое время детей учили лишь беспрекословно подчиняться приказам.

Тацухиро Мацуда 28 лет проработал в японской школе в должности помощника директора по учебной части. Помимо огромного количества вопросов организации учебного процесса ему приходилось решать непростые конфликтные ситуации между учениками, учителями и родителями, проблемы обучения молодых коллег, размышлять над поистине философскими вопросами воспитания. Тацухиро Мацуда рассказывает о традиционно высоких нравственных стандартах японского общества.


«В Бразилии в Натале на Кубке мира продолжается жаркий бой. Но СМИ всего мира показали один не совсем спортивный сюжет из Бразилии: синий пластиковый пакет для мусора, привезенный из Японии. После поражения Японии в матче с Кот-д'Ивуар японские болельщики начали убирать с опустевших трибун мусор в свои мусорные пакеты.



Эти действия болельщиков – признак заботливости. Такое не часто увидишь в Бразилии, поэтому отклик был очень широким и один из репортеров национальной газеты написал, что приветствует этих людей и гордится ими. Бразильский телеканал Globo написал о болельщиках: «Они не были довольны результатами, но, несмотря на это, собрали мусор, и показали высоту культурного стандарта и образования. Они проиграли, но получили высокий балл в вежливости». Электронная газета Forya де Сан-Паулу провела опрос, 100 млн. читателей откликнулись и дали действиям болельщиков оценку «образцовый гражданин».


Для японцев в этом нет ничего удивительного, такое поведение свойственно им, потому что со школы они привыкают считать такие действия обыденными. Это означает, что болельщики действовали по принципу «сделать красивее, лучше, чем было» по принципу нравственного воспитания, которое является ядром школьного образования Японии.


Система образования в Японии осуществляется с 3-х до 22-летнего возраста. Все начинается с детского сада, потом идет начальная, средняя, старшая школа, колледж и университет. В процессе образования нравственное воспитание отделено от академического и призвано научить делать так, чтобы жизнь стала лучше.


Дети учатся быть самостоятельной личностью через основы дисциплины, они учатся быть хозяевами своих действий в основах повседневной жизни. В начальной и средней школе каждую неделю на уроке нравственности дети учатся добродетели на конкретных примерах. Но не только на этих уроках, а также на школьных событиях, праздниках, фестивалях. Например, спортивные праздники являются конкретной практикой нравственного воспитания. У учителя непростая задача наблюдать и оценивать усилия детей: дети получают оценки а, в, с за участие в праздниках и событиях, за аккуратность, за вежливость и др., (около десяти оценок!). Эти оценки очень важны для будущего: в обществе ценится активность, участие, самостоятельность, чистота, честность, заботливость. Таким образом, пока личность ученика еще не полностью сформирована, необходимо заложить в ней основы для собственного морального руководства.


Уроки нравственности 道徳 (доутоку)


Для того, чтобы прививать основы нравственности, проводятся специальные уроки. Есть и особые учебники, которые так и называются – учебники нравственного воспитания. В одном из них есть такой рассказ:

Юка-чан учится во втором классе. В воскресенье она пошла в магазин с мамой. «Зайдем в кафе!» – предложила мама, Юка согласилась. В кафе в торговом центре много людей. За соседним столиком в одиночку пил кофе мужчина. У столика стояла белая трость. «Что это за белая трость?» – спросила Юка. «Этот мужчина не видит. Тростью он проверяет, можно ли идти вперед». Юка снова посмотрела в сторону незнакомца. Тот допил кофе и достав сигарету, стал нащупывать рукой пепельницу. Но пепельницы на столе не было, и мужчина как будто отказался от курения, спрятав сигареты в карман. «Юка, пора идти», – сказала мама, она встала и убрала со столика свою и Юкину чашки. Мужчина тоже поднялся. Юка подошла к нему: «Я уберу!» – сказала девочка. «Большое спасибо!» – ответил он и улыбнулся.


Этот рассказ обсуждают дети во втором классе (7-8 лет). В начальной школе урок нравственности длится 45 минут. Роль учителя не в том, чтобы сказать, что хорошо, а что плохо, а в том, чтобы научить учеников понимать и распознавать, как повести себя так, чтобы стало лучше. Дети обсуждают ситуации и сами делают выбор, решая как поступить. На этом уроке они зададут себе вопрос «Как бы сделал я?» Почти все дети участвуют в этой дискуссии. Те, кто ничего не говорят, размышляют. В душе ребенка развивается понимание, сострадание, доброта.


Основная идея нравственного воспитания: «сделать лучше, чем было». Так сделали японские болельщики на чемпионате мира по футболу, потому что с детства привыкли так поступать.


До второй мировой войны существовала система морального воспитания修身(Shushin), но она отличалась от современной системы доутоку, поскольку в основе ее лежал исключительно авторитарный подход. Ученики не думали и не рассуждали, они просто были обязаны выполнять требования нравственного кодекса, о которых им рассказывал учитель, и полностью – не рассуждая – подчиняться им. В качестве примера этого воспитания можно привести практику камикадзе во время войны. Дети учились не думать, а лишь беспрекословно подчиняться.


15 августа 1945 закончилась в Японии Вторая мировая война. В стране был установлен режим американского контроля во главе с генералом Дугласом Макартуром. Он ликвидировал систему воспитания сюсин. В 1958 японским правительством была введена новая система нравственного воспитания, доутоку. И она строилась на том, чтобы ученики сами оценивали ситуацию и учились думать, как себя вести. Поэтому в системе доутоку учитель мало говорит, ученики сами много обсуждают, много говорят в классе и решают, как себя вести. В системе доутоку важна субъективность, в отличие от авторитаризма сюсин. Поэтому дети любят уроки доутоку, они сами размышляют о жизни на этих уроках. Материалы для доутоку также очень интересны. Часто это биографии выдающихся людей, например, Эдисона, Эйнштейна, Хидейо Ногуши野口英世 (японский врач-бактериолог, умер в Африке в Гане, разрабатывая вакцину. Создал вакцину от желтой лихорадки, был неоднократно номинирован на Нобелевскую премию, но отказался от ее получения), Ганди (индийский президент и политик, известный своей философией ненасилия, приезжал в Японию и был там очень популярен), японский бейсболист Ичиро Судзуки鈴木 一朗(за один сезон смог набрать 262 хита, этот рекорд до сих пор не превзойден). Рюоума Сакамото坂本龍馬(в 1850 г этот самурай установил новый демократический режим, сменивший период изоляции Японии от остального мира).


Существует также серия из 6 учебников по доутоку. Во всех учебниках темы сгруппированы в 4 раздела : «о себе», «отношения с другими людьми» (обсуждаются вежливость, сочувствие, забота, сила, усилия, вежливость, общественное мнение, скромность) «о природе и благородстве» (обсуждаются темы: любовь ко всему, к окружающей среде, уважение к жизни, охрана и забота), «о группах и обществе» (семья, родина, ответственность, право и обязанность, законность, работа, добровольная помощь, охрана национальной культуры и международный обмен и понимание). В каждом разделе 4-6 уроков на отдельные темы). Урок доутоку проводится раз в неделю.


Доутоку.jpg
Учебники по доутоку


Но субъктивность (в значении «самостоятельно индивидуально мыслить, рассуждать, принимать решения»), умение думать развиваются и на других занятиях, на спортивных соревнованиях, праздниках. Важна не только победа, но умение самостоятельно тренироваться, помогать друзьям, много думать, планировать, находить решение, учиться сотрудничать. Учитель наблюдает за учениками и оценивает их по всем этим параметрам, поэтому доутоку – это сочетание уроков и практики. Разумеется, оценка учителя должна быть объективной, он не может поддаваться субъективной оценке, эмоциям. Заведующий проверяет объективность оценки учителя и, при необходимости, обращает внимание на недостатки оценки, указывает на необходимость учитывать все аспекты деятельности ребенка, не концентрироваться на его ошибках или успехах. В воспитании нет места эмоциям. Оценки складываются из контрольных работ (80 %),  20% составляют домашние работы, поведение на уроках, высказывание собственного мнения, ведение тетрадей, трудолюбие и др. Но главное все же тесты – объективные результаты.


Системы наказания в японской школе нет. Ученик сам думает над своими поступками, а учитель наблюдает, думает ученик или нет. Если нет, тогда завуч задает ученику вопрос о его поступках: «Что ты думаешь об этом. Чего ты хочешь?» и наблюдает за реакцией ребенка, есть ли рефлексия (в значении размышления над происходящим, отражения собственного поведения в сознании ребенка). Если ребенок бьет кого-то в гневе, сначала ребенка успокаивают. Потом разговаривают с ним: «Скажи, что происходит?». Это делается наедине с завучем, нейтральной стороной, в спокойной обстановке.  Ребенок все рассказывает и одновременно думает сам, что происходит. В каждом человеке есть хорошее и плохое, и нужно, чтобы ребенок увидел хорошее в себе, поэтому наказаний нет. Ни физических, ни словесных. Но если ребенок не реагирует, не рефлексирует, тогда приглашают родителей для беседы.


Ребенок говорит, чего он добивался своим поведением, создается атмосфера понимания, завуч не позволяет родителям ругать ребенка. Дети не понимают, что все иногда бывают плохими и взрослые должны помочь понять им это, понять ошибку и учиться контролировать свои эмоции и поступки. Доутоку – это не приказ сверху, это – сотрудничество с ребенком, на одном уровне, глядя в глаза ребенка, устанавливая взаимопонимание. Учитель должен дождаться, когда ребенок скажет: «А, я понял, где моя ошибка!» – тогда это успех в воспитании. Например, дети дерутся: «Он первый начал…». Важно услышать мнение ребенка, его правду: «Да, тебя ударили». В конфликте детей очень важно установить правду, поэтому два учителя выясняют ситуацию с каждым учеником наедине, делая заметки. Потом они сопоставляют сказанное.


Правда – это твердая точка отсчета для решения конфликта . Если ребенок хочет скрыть что-то и лжет, выяснение правды помогает ему осознать свою слабость, он сознается. Но каждому ребенку учитель должен показать, что он понимает и принимает его действия, понимает причины. Но не все учителя и не всегда остаются беспристрастными, и не принимают действия ребенка. Тогда ребенок перестает доверять, и не только учителю, но людям вообще. Это не воспитание. Признать каждого – вот воспитание. Все люди ошибаются – все! – все ошибки учитель должен принимать. Это настоящая тяжелая работа учителя. Но некоторые дети больны душевно или умственно. В этом случае обращаются к специалистам. Наказаний нет.


Когда все выяснено, ставят в известность родителей. Учитель не решает, решает ребенок: «Я плохо сделал, я хорошо сделал». Слезы в этом случае часто являются свидетельством понимания и доверия. Иногда через десять, двадцать лет хороший ученик совершает преступление, а плохой – подвиг, поэтому не может учитель оценить ребенка, человека, сказать хороший он или плохой.


Что касается отношений между детьми – тут как и среди взрослых ценится скромность, вежливость. Не случайно в Японии при встрече кланяются – поклон означает «моя голова ниже», «я ценю себя ниже, чем Вас», я уважаю Вас. Поэтому у детей так популярны «Гарри Потер», «Нарния», и книги о великих ученых, писателях, героях, у которых величие ума или выдающиеся способности сочетаются с высокой моралью.


Для девочек и мальчиков никакой разницы в воспитании нравственности нет. Раньше для девочек образование не было предусмотрено, как и в других странах. После Второй мировой в Японии осознается необходимость образования для девочек, не без влияния американских взглядов. Но люди старшего поколения до сих пор часто считают, что женщины ниже мужчин по положению. Так несколько дней назад депутат парламента лет пятидесяти грубо осадил женщину-депутата, высказавшую свою точку зрения, сказав, что ей, якобы, следовало бы выйти замуж и завести детей. СМИ подняли шум и, по-видимому, неосторожный депутат должен будет расстаться с мандатом, поскольку подобные высказывания расцениваются как преследования на основе полового различия


Возвращаясь к нашему первому примеру, можно подвести итог. Уборка на стадионе, без принуждения – это проявление субъективности, способности самостоятельно принимать решения в соответствии с установкой «как сделать лучше» (уроки самосознательности – прим. перев.) . Это настоящая нравственность, основанная на сознании. Эта уборка – символ воспитания доутоку.

Лого letidor.ru

Комментарии