Мифы о ГИА: не так страшен экзамен по-русскому, как его малюют

Мифы о ГИА: не так страшен экзамен по-русскому, как его малюют

Нагнетание страха вокруг ГИА по русскому языку – «не сдадим», «непреодолимый стресс», «слишком много исключений из правил» – это лишняя трата времени. Мы постарались развенчать самые распространенные мифы вокруг этого экзамена.

Нагнетание страха вокруг ГИА по русскому языку – «не сдадим», «непреодолимый стресс», «слишком много исключений из правил» – это лишняя трата времени. Экзамен в 9 классе по русскому языку – это рубежная проверка базы знаний учащегося. Бояться не нужно, лучше готовиться. Для того, чтобы не случился нервный срыв, не наступило обострение хронического заболевания или ребенка не сразил элементарный обморок, нужно понимать, что такое ГИА и как ее (государственную итоговую аттестацию) укротить.


• У организаторов экзамена нет цели «завалить» ребенка

Никто из «злостных теть-наблюдателей» не хочет, чтобы ваше чадо пополнило ряды двоечников. Наоборот, они всеми силами (духовными и моральными) будут поддерживать волнующегося экзаменуемого: где-то не услышал шепота, вовремя отвернутся.


• Русский язык до боли родной

Большинству детей, которые сдают ГИА, русский язык знаком с детства. Ни один предмет из школьного цикла не «прирос» к вашему ребенку так, как «великий и могучий».


• Русский язык в меру техничен

Наш язык схож с геометрией: не знаешь – не применишь. Принцип простой: читаешь правило и заучиваешь его. Не знаешь правил, ни одно «природное знание и чутье» тебя не спасет. Поэтому лучше выучить (их немного) и начать бесстрашно применять на практике.


• Ваш ребенок готовился к экзамену в течение целого года

С 1 сентября и до 1 июня (ориентировочно) ребенок ежедневно сталкивается с русским языком, в том числе на остальных уроках. Ученик должен почувствовать, что русский язык «преследует» его на каждом шагу.


• Если не понял, нужно смело задавать вопрос

Ученику необходимо заполнить пробелы максимально до наступления экзамена. Ведь кто предупрежден - тот вооружен. Учитель в школе создан для того, чтобы учить, а не уходить от ответа.

• Часть А – выбираем из предложенного

Здесь - отмечаем правильный вариант из четырех предложенных. Главный принцип – сначала уберем то, чего точно не может быть (как правило, это 2 ответа), а дальше думаем.

• Часть В – пишем ответ самостоятельно

Здесь – расставляем знаки препинания. Главный принцип – читаем задания до конца. Много ошибок возникает из-за невнимательности при прочтении. Если ученика просят выполнить несколько действий (найти сначала сложносочиненное, а потом бессоюзное предложение), а он выполняет только одно (потому что не заметил второго пункта), потеря баллов невелика, но ощутима.

• Часть С – это шаблон

В этом учебном году часть С – это изложение и сочинение на лингвистическую тему (убрана свободная тема).

Сжатое изложение пишется по схеме: слушаю – пишу за диктором (текст читают 2 раза) – немного сокращаю текст (пересказываю близко к тексту) – записываю начисто.

Что касается сочинения, здесь тоже не все сложно. Страшного слова «лингвистический» бояться не нужно: это все, что связано с разделами русского языка (синтаксис, фонетика, морфология и т.д.). Любое сочинение на лингвистическую тему – это шаблон. Ребенку дана цитата «про русский язык»: либо он «велик и могуч», либо он «не может существовать без запятых», либо «как важно много читать и его обогащать». Самое главное, что должен сделать ребенок, - найти лингвистический компонент в самой цитате, тот самый языковой термин.

Такой компонент найти достаточно просто – автор цитаты называет его четко. Как только ребенок его нашел – жизнь стала легче процентов на 50. Дальше он действует четко по инструкции: написал значение термина, привел два примера из текста части А, согласился с автором цитаты.


• Заполнение бланков

Сконцентрированного внимания требуют бланки итоговых ответов. Но даже если ребенок допустил ошибку в заполнении, в бланке есть поля для исправления ошибочных ответов. Их немного, но это существенно снижает риск потери баллов.


• Времени достаточно

На экзамен отводится 3 часа 55 минут. Обычный школьник справляется за 2 часа для черновика. Затем ему нужно все переписать и проверить.


• Есть помощник – орфографический словарь

Перед экзаменом нужно потренироваться работать с орфографическим словарем: за короткое время найти нужно слово, проверить его, найти следующее. Главный принцип – хорошо знать алфавитное сочетание букв. На экзамене каждому учащемуся будет дано время на проверку всей работы.


• Широкий разброс итогового балла

Итоговая оценка за экзамен высчитывается из суммы набранных баллов. Чтобы получить «отлично», необходимо набрать от 37 до 42 баллов за всю работу; для «хорошо» достаточно 29-36 баллов. Потеря нескольких баллов не смертельна.


• ГИА – это не олимпиада на выявление лучшего из лучших

Заковыристых заданий в ГИА нет и быть не может. Цель ГИА по русскому языку – проверить знания, которые можно применить в обычной жизни (грамотное написание слов и расстановку запятых). И в таких терминах, как «обособленное приложение» или «синтаксически не членимое словосочетание» ничего космического нет. Любой учитель, владеющий материалом, с легкостью объяснит их значение на пальцах.


• Ваш ребенок знает, в чем толк

Никогда не сокрушайте перед юным гением: «О, Боже! Как же можно все это запомнить! Если бы сейчас меня посадили сдавать экзамен по русскому, я бы заплакал от горя!» Ваш ребенок умен, он разбирается в том, что ему преподносят в школе. Доверяйте ему чуть больше.

Я интересовалась у ребят, какой экзамен из всех линейки сдаваемых они считают самым простым, ответ был единогласен – русский язык. Если ваш девятиклассник трудился (это важно), то русский язык в формате ГИА он расколет, как орех. Ведь это лишь форма проверки знаний, суть остается все той же – пишем по-русски.

Лого letidor.ru

Комментарии