Эдуард Шендерович: «Детские стихи как игра, которая более тесно связывает родителей и детей»

Эдуард Шендерович: «Детские стихи как игра, которая более тесно связывает родителей и детей»

Талантливый поэт, автор книг «Про битвы и сражения», «Инопланетяне у египтян» и «Про один, два, 3, 4 и 5» Эдуард Шендерович рассказал «Летидору» о своем творчестве, любимых книгах юности, а также о том, почему так важно читать детям вслух.

Талантливый поэт, автор книг «Про битвы и сражения», «Инопланетяне у египтян» и «Про один, два, 3, 4 и 5» Эдуард Шендерович рассказал «Летидору» о своем творчестве, любимых книгах юности, а также о том, почему так важно читать детям вслух.



– Эдуард, с чего началось Ваше увлечение поэзией?
– Я не помню, когда я написал свое первое стихотворение, но точно помню, что когда мне было лет 12-13, я переводил Бёрнса. И, наверное, делал это достаточно неплохо, потому что мои переводы что-то выиграли (это было еще в Ленинграде в конце 80х) и меня даже должны были отправить в лагерь для юных переводчиков по обмену в Америку – в Айову. Когда я пришел в какую-то околокомсомольскую организацию, меня послушали и сказали, что я конечно большой молодец, но потом сообщили, что с такой фамилией я никуда не поеду, и отправили меня домой. Буквально через год мы с родителями уехали в Калифорнию, после чего я длительное время ничего не писал и не переводил. Я вообще ничего не переводил с тех пор, может быть только каких-то друзей. В принципе, все началось это именно так.


Ваши любимые книги детства?  Есть ли книги, которые Вы любите перечитывать?
– Когда я был маленьким, я обожал «Капитана Врунгеля». У меня была книжка небольшого формата с очень красивыми картинками, которую я читал под одеялом – ночью с фонариком, а родители меня ловили на этом. Но если мне снилось или я представлял себе что-нибудь страшное, мне стоило открыть эту книжку и я тут же погружался в мир капитана Врунгеля, который словно обволакивал меня каким-то добром, теплыми словами и юмором, поэтому это была одна из самых любимых книжек детства. Книгой, с которой я вообще не расставался, были «Мифы древней Греции» Н. А. Куна. Не то, чтобы я ее штудировал, я её в принципе знал наизусть – от частого и тщательного перечитывания.



– А что вы думаете о современной детской литературе, о современной поэзии? Отличается ли она от тех книг, которые вы любили и  читали в детстве?
– Я думаю, что она не может не отличаться, потому что язык меняется и для каждого поколения есть свои формы, своя текстура языка, свои обороты и, в конечном итоге, свои темы. Мне кажется, современным детям, несмотря на величие А. С. Пушкина, сложно читать его сказки, они многого не понимают – не понимают, что значат некоторые слова или какие-то ситуации.


– Как вы считаете, существуют ли какие-то средства или приемы, позволяющие привить детям любовь к книге?
– Я думаю, что должна появиться какая-то первая любимая книга, которая и заинтересует и подтолкнет к чтению – к очень активному постоянному чтению, к жажде информации. Однако, как мне кажется, сейчас сделать это непросто, ведь когда мы были маленькими, мы жили в сенсорном голоде – у нас не было компьютеров, айпедов и интеренета, а мультики по ТВ показывали 10 мин в день, и посмотреть их удавалось не всегда. Мы ждали передачу «Спокойной ночи, малыши!» как второго пришествия – это же было величайшее счастье! И, естественно, мы упивались книгами. Сегодня книгам конкурировать сложнее, поэтому, наверное, дети меньше читают, ведь они по-другому получают информацию, вообще получают другую информацию. Если честно, это не очень касается литературы для самых маленьких – литературы для детей до 7-8 лет, потому что это литература, которую родители все равно читают детям. Детям очень важно читать, на мой взгляд, важно чтобы родители читали им вслух, читали и объясняли. Дети могут быть носителями языка, но многих фраз, слов или выражений просто не понимать.


– А нет ли у Вас опасений, что из-за стремительного развития современных технологий и большого количества различных гаджетов, электронные книги способны вытеснить бумажные? Вы заметили такую тенденцию?
– Конечно, такая тенденция есть, но если вы посмотрите на рынок электронной литературы, то он дошел до 20 % напечатанных книг, а потом откатился процентов на 18. То есть, безусловно, есть определенное насыщение, но нужно принимать во внимание несколько факторов: во-первых, детская литература, в особенности детские стихи, пишутся не совсем для детей – они пишутся для прочтения родителями детям, потому что дети сами по себе эти стихи не читают. Они создаются для формирования языка, для формирования понимания его текстуры и, естественно, в них есть смысловая нагрузка, но я говорил и продолжаю говорить, что единственное, чему может научить детское стихотворение – это языку. Это уже немаловажно.


– То есть выбирают книги, прежде всего, взрослые, мы - родители?
– Я думаю, что детское стихотворение должно работать на двух уровнях. Оно естественно должно нравиться детям, должно привлекать их внимание и должно быть очень простым, ведь дети не понимают сложностей. Я считаю, что такие стихи, как и вся детская литература, не должна быть назидательной.


– Она должна быть легкой?
– Непременно! Если стихи легкие, они легче читаются. Но что касается родителей, если родители почувствуют себя детьми при прочтении, если они узнают себя и смогут переместиться в свое детство хотя бы на мгновение, они смогут передать что-то необыкновенное своим детям. Ведь детские стихи как игра, которая более тесно связывает родителей и детей.


– Как Вы считаете, нужно ли ограничивать интернет и времяпрепровождения с какими-либо гаджетами?
– Непременно.


Боковня 1982 Врунгель– Как вы считаете, какие идеи и ценности, которые нужно прививать детям, самые важные?
– Мне кажется, что ценности не изменились – понимание добра и зла, честности, любви, смелости. Мне кажется, детские ценности очень базовые.


– А какие образы и идеи популярны у детей в Америке на данный момент? Какие герои являются идеалами, популярны?
– Для каждого возраста герои свои. Четырехлетние дети обожают Спайдермена. Это вообще специфический возраст – буквально пару дней назад я встречался с человеком, у которого на телефоне была наклейка со Спайдерменом. Я говорю: «Твоему сыну 4?» Он даже изумился: «Как ты догадался!?» А вот наклеечка – она специально для этого возраста! Четырехлетние дети и пятилетки – это полностью аудитория Спайдермена. Когда они становятся постарше, им нравятся какие-то другие герои. Мне кажется, что дети до сих пор упиваются Гарри Поттером, потом появятся новые герои.

– А вам нравятся эти современные герои?
– Гарри Поттер мне очень нравится.

– Наш портал для современных родителей о современных детях. Кто такие, на Ваш взгляд, современные родители и что нужно современным детям?
– Отношения между современными родителями и детьми становятся все более либеральными. Сейчас к детям относятся намного бережнее, нежели чем к предыдущим поколениям – намного дальше думают о том, что с этими детьми будет, какое образование им дать, чем их научить. В очень быстро меняющемся мире, в мире, в котором сложно предугадать, что будет завтра, послезавтра, а тем более через 5 или 10 лет, в первую очередь, необходимо научить детей умению пользоваться информацией, умению её анализировать и делать правильные выводы. Это не какая-то отдельная дисциплина, это работает на всех уровнях и пронизывает все дисциплины. Это общая нить, в которой дети, получая информацию, должны научиться выуживать из нее самое необходимое, то есть видеть информацию в необходимом для них контексте.

– Расскажите поподробнее о процессе создания Ваших книг и как в него вовлекаются Ваши дети?
– Они участвуют в процессе, но не какими-то советами, а собственным примером. Частично стихи просто списаны с них – в каких-то текстах люди, которые их знают (например, их бабушки и дедушки) четко могут сказать: «А вот это он!» Если же говорить о процессе в общем, то практически всегда сначала появляется некий ритм, а затем в конву этого ритма вплетаются слова, которые дальше и определяют сюжет. Сюжет определяется не совсем сразу, но достаточно быстро – я четко знаю каким этот сюжет будет изначально, уже минуты через полторы. У меня нет такого, чтобы я написал какое-то стихотворение, а потом придумал, о чем это оно. На самом деле, закончить стихотворение всегда сложно, поэтому я избрал легкий путь – я знаю, чем оно закончится.

Инопланетяне Шендерович– Как скоро нам ждать Ваши новые книги?
– Я работаю с издательством «Самокат» над книжкой «Сказки про инопланетян». История «Инопланетяне у египтян» – часть большого цикла, когда инопланетяне после египтян прилетают к грекам, а затем к римлянам, путешествуя по разным народам. Эта книжка больше про Египет, она является частью египетской серии «Пешком в историю», а мы хотели сделать книгу больше про инопланетян. Я очень надеюсь, что она в какой-то момент выйдет. А в свободное мыслительное время я работаю на книжкой «Битвы и сражения - 2»! Она будет совсем про другое – про войнушку, про детей которые играют в войнушку.

– Ваши книги и стихотворения невероятно ждут и любят в России, как Вы считаете, в чем причина такого успеха?
– Если бы я знал, я бы писал их намного больше!
Лого letidor.ru

Комментарии