Защита детей от информации: тонкости закона

Защита детей от информации: тонкости закона

Можно ли продавать детям игрушку-робота, если этот робот - из мультфильма с ограничением "12+"? Юрист Павел Иванов рассказал "Летидору", какие дыры есть в законе "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью".

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ (далее по тексту - Закон), который был принят еще в декабре 2010 года, а  действовать начал недавно. Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Рассматривая информацию как продукт массового потребления, государство предъявляет к ней требования качества и безопасности. С другой стороны, государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.

Правовая история вопроса

Это далеко не «первая ласточка» в борьбе за неокрепшие детские души. Давно и успешно существуют Закон «О рекламе» и Закон «О средствах массовой информации», где содержатся запреты, связанные с пропагандой употребления табака, алкоголя, наркотиков, пропагандой порнографии, насилия, жестокости и т.д. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" также содержит норму о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Существуют законодательные акты, предусматривающие запреты на продажу несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной продукции и пива.

Во многих странах есть большой опыт разработки и применения подобного законодательства, а также существует много международных актов, начиная с Декларации прав ребенка, принятой ООН, и более известной нам Конвенции о правах ребенка.
Российские регионы активно принимали аналогичные по смыслу законы. Так, они приняты в Курганской, Астраханской, Волгоградской, Калужской, Воронежской областях, и список этот далеко не полный. В Санкт-Петербурге, прославившемся в последнее время своими новаторскими законодательными инициативами, действует закон о запрете пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии.

Что хочет новый закон

Для большинства населения страны действие Закона свелось к появлению на экранах телевизоров значка, обозначающего возраст, с которого данная телепередача допустима к просмотру. На самом деле Закон охватывает практически все информационные сферы (телевидение, радио, печатная продукция, интернет-ресурсы), однако далек от совершенства, что неизбежно приведет к многочисленным спорным ситуациям.

Вся информация Законом разделена на две группы:
1) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, внутри которой выделяется информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено;

2) иная информация - она не имеет специального термина для обозначения, но ее существование следует из самого факта выделения первой группы, в том числе информация, оборот которой не регулируется Законом.

Ограничивается оборот информации, содержащей, в частности, описания жестокости, насилия, катастроф, изображения половых отношений. Имеет значение и учитывается форма распространения информации (телевидение, Интернет, зрелищные мероприятия и др.).

Вся информационная продукция классифицируется по пяти категориям: "до 6-ти лет", "с 6-ти лет", "с 12-ти лет", "с 16-ти лет", "запрещенная продукция". Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями с привлечением экспертов. При проведении классификации оценке подлежат, в том числе, тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся информацией вреда здоровью и развитию детей. Сведения о результатах классификации должны содержаться в сопроводительных документах к информационной продукции.

К информации, запрещенной для оборота среди детей, отнесена порнографическая информация, а также информация, побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, способная вызвать желание употребить алкоголь, наркотические, психотропные и иные одурманивающие вещества, отрицающая семейные ценности, обосновывающая допустимость насилия и жестокости, содержащая нецензурную брань, оправдывающая противоправное поведение.

Формально не считается вредным для детей, в том смысле, что не ограничивается Законом, оборот (распространение):
1) информационной продукции - а) содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; б) имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; в) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера; г) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования;

2) информации - а) недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами; б) распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то есть рекламы (однако здесь действуют ограничения и запреты, предусмотренные непосредственно законодательством о рекламе).

Однако "запрещенная для детей" автоматически не значит "противозаконная". Оборот информационной продукции, запрещенной для детей, допускается даже в местах, доступных для детей, но при условии, что при этом применяются административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации. Например, «интересные» журналы: 1) находятся в магазине не в открытом доступе, 2) они запечатаны в индивидуальную упаковку,  3) несовершеннолетнему их не продадут.

Проблемы, которые остались

Под действие Закона не попали игрушки. С одной стороны это логично – Закон призван регулировать вопросы в сфере распространения информации. Но с другой стороны встает вопрос: если мультфильму про инопланетных роботов-трансформеров присвоена категория «12+», как быть с игрушками – героями мультфильма, свободно продающимися в магазине без всяких ограничений? Могут ли сами по себе такие игрушки в руках пятилетнего ребенка воспитывать в нем жестокость и насилие, или только в контексте сюжетной линии мультфильма?

Но и в рамках обозначенной сферы регулирования Закон страдает рядом серьезных недостатков. Решение о классификации продукции будут принимать не государственные органы, а сам производитель этой же продукции. Тот факт, что для поведения этой классификации должны привлекаться эксперты (экспертные организации), не меняет суть вопроса, т.к. статус этих экспертов Законом не определен, равно как и мера их ответственности.

Закон упоминает множество терминов, имеющих решающее значение для классификации информации, однако не содержит их определений, не раскрывает их содержание. Здесь большая свобода и коррупционная составляющая для экспертов. "Информационная продукция" - существует вопрос о том, следует ли относить к информационной продукции свободно распространяемое программное обеспечение, фильмы, некоммерческие зрелищные мероприятия, то есть ситуации, в которых информация не является товаром.

"Тяжелое заболевание" - отсутствуют критерии, учитывающие специфику регулируемой сферы, позволяющие отличать описание или изображение нетяжелого заболевания от тяжелого, в том числе невозможность документального подтверждения диагноза персонажа или героя. Возрастные ограничения установлены только по отношению к показу заболеваний человека (и последствий этих заболеваний). Следовательно, заболевания животных, последствия таких заболеваний под ограничение не попадают.

"Семейные ценности" - понятие  является переменчивым, конкретным содержанием наполняется в результате социологических или психологических исследований на данный момент времени;

"Половые отношения между мужчиной и женщиной" - использование в Законе такого термина вызовет трудности в связи с возможностью широкого толкования, в результате могут быть приняты сомнительные классификационные решения, а четкое уточнение "между мужчиной и женщиной" снимает ограничения с оборота информационной продукции, содержащей изображения или описания других форм половых отношений, например гомосексуальных.

Закон не предусматривает конкретных видов ответственности за его нарушение, устанавливая, что нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. На практике нарушители будут привлекаться к административной ответственности.

Судебная практика


Факт эксплуатации телевизионной программой интереса к сексу был установлен судом по делу в отношении выпусков телепрограммы "Дом-2", (определение Московского городского суда от 24 октября 2011 г. по делу N 33-30891) . «На основании просмотренных в ходе судебного разбирательства выпусков программ "Дом-2" суд пришел к выводу, что участники шоу при выстраивании отношений друг с другом систематически произносят монологи, диалоги, спорят, высказывают мнения, связанные с вопросами секса и вступления в интимные отношения добровольно или на принудительной основе, при этом используют ненормативную лексику, систематически совершают действия с имитацией полового акта, с раздеванием частично или полностью самого себя или другого участника шоу, демонстрируют позы, характерные для близких отношений, интимные части человеческого тела, в том числе и половые органы, обсуждают достоинства или недостатки половых органов, появляются в обществе участников шоу в нижнем белье или в спортивно-пляжной одежде, совершают другие неблагопристойные действия, побуждающие к сексуальным отношениям».


Однако Верховный Суд РФ в конце ноября 2012 г. отменил вышеуказанный судебный акт и направил дело на новое рассмотрение. Дело длится с 2008 года и сейчас пошло на третий круг.


В Санкт-Петербурге, в связи с уже упомянутым законом города о запрете пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии, одним из районных судов рассмотрен иск группы борцов за нравственность к Мадонне и организаторам ее летнего концерта в Петербурге. По мнению истцов, певица допустила в ходе своего концертного выступления действия, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и действия в поддержку сексуальных меньшинств. В удовлетворении иска было отказано.


В том же Санкт-Петербурге, и на основании того же закона, один из активистов ЛГБТ- движения был привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа за пропаганду нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних. Пропаганду усмотрели в том, что он стоял в одиночном пикете у Смольного с плакатом, на котором было высказывание Ф.Раневской, о том, что гомосексуализм – это не извращение. И вот поскольку плакат мог увидеть любой прохожий, то его могли увидеть и несовершеннолетние, а раз так – это пропаганда. Суд апелляционной инстанции решение о привлечении к ответственности оставил в силе.

Лого letidor.ru

    Комментарии