Опубликовано 16 октября 2013, 16:38

Семейное образование в России - чего боятся чиновники?

Новый закон об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, уже создал немало проблем для тех, кто выбирает формы образования для своих детей, отличные от очной. Исчезновение экстерната, попытки вывести из контингента школы тех, кто выбрал семейное обучение, вызывают вопросы и недоумение. Как реагируют на изменения родители, и кто сейчас выбирает семейную форму обучения?
Семейное образование в России - чего боятся чиновники?

Семейное образование в России - чего боятся чиновники?

Новый закон об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, уже создал немало проблем для тех, кто выбирает формы образования для своих детей, отличные от очной.

Экстернат, как форма получения образования, перестал существовать. Бывшие экстерны теперь должны либо пойти в школу на очное обучение, либо перейти на семейное обучение. Родители тех детей, которые учились на семейной форме, столкнулись с попытками вывести их из контингента школы в соответствии с методическими рекомендациями Департамента образования Москвы, а также лишить их компенсации за обучение своих детей.

Что значит "вывести из контингента"? Это значит, ребенок не сможет получить в секретариате школы справку, которую требуют предъявить для покупки льготного билета на общественный транспорт, для записи в некоторые кружки и секции, для участия в олимпиадах и конкурсах. А что это за компенсации, и кто вообще эти родители, которые не хотят, чтобы их дети ходили в школу? Может быть, прав заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, что некоторые  родители полученные средства тратят на алкоголь или другие нужды, а не на детей, чего совершенно нельзя допускать?

Для начала разберемся с компенсациями. Из налогов, которые работающие граждане перечисляют государству, часть бюджета выделяется на то, чтобы каждый ребенок в стране мог получить образование. Ребенок, приходя в школу, приносит с собой, образно выражаясь, горшочек золота из бюджета, которым оплачивается труд педагогов и администрации школы, учебники и дидактические материалы, ремонт помещения, в котором располагается школа и т.д. Ребенок на семейной форме обучения получает образование силами своей семьи, школьные педагоги с ним не занимаются, школу он посещает только для сдачи аттестации за свой класс. Соответственно, деньги, которые в случае очного обучения получает школа, в данной ситуации логично перечислять семье, которая берет на себя ее функции. Деньги следуют за ребенком. Так было до сих пор.

На каком основании чиновники решили, что дети на семейном обучении больше не будут получать положенных на их образование бюджетных денег, не совсем понятно. "Семейники" не получали от государства каких-то льгот сверх того, что получает каждый школьник в стране. Не требуют они и какого-то особого положения, а только того, что гарантирует закон. Школьники на семейном обучении точно так же, как и очники, проходят ежегодные аттестации, в свое время ГИА и ЕГЭ, а в конце обучения получают аттестат об образовании, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Семейная форма: аудитория

Теперь о родителях, которые выбирают семейную форму обучения для своих детей. Существует мнение, что на дому учатся дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение, или дети-спортсмены, дети-музыканты, профессионально занятые спортом и концертной деятельностью, а поэтому вынужденные отказаться от ежедневного посещения школы. Тем не менее, такой взгляд не отражает реальной ситуации среди родителей, обучающих своих детей в семейной форме. Почитав форумы и сообщества, в которых общаются такие родители, можно прийти к выводу, что среди них совсем нет единства. Это совершенно разные люди, исповедующие разные религии и разные жизненные ценности, иногда придерживающиеся противоположных точек зрения. Есть среди них многодетные, есть семьи с одним ребенком, полные и неполные семьи, семьи высокого, среднего и низкого достатка. Так почему же все они выбирают отказаться от помощи школы в непростом деле образования своих детей?

Я заметила два фактора, которые объединяют всех "семейников". Первый - это индивидуальный подход. Общее понимание того, что все дети разные, у таких родителей находит выражение в том, что их ребенку не подходит обучение в доступной им школе. Причина не всегда в ребенке - болен, имеет особенности развития, наоборот, одарен. Равно как не всегда причина в школе - школа может быть хорошей, но, тем не менее не отвечать потребностям каждого ученика. В конце концов, государственная школа - институт массового образования, а не индивидуального.

Чаще всего, решающую роль при переходе на семейное обучение играет сумма факторов - потребности ребенка и возможности школы не совпадают. Наилучшим в данной ситуации выходом родители видят взять на себя роль организаторов обучения, или дирижеров, которые управляют учебным процессом. Какие-то предметы они могут помочь ребенку освоить сами, по другим - находят толкового репетитора или преподавателя кружка. Тут как раз оказываются кстати государственные компенсации, а иначе приходятся платить за обучение ребенка дважды: своими налогами в бюджет и из собственного кармана педагогам, работающим с ребенком вне школьных стен.

Второй фактор, отличающий родителей-семейников - это приоритет семьи. Во всех вопросах такие семьи принимают решение, учитывая индивидуальные потребности всех ее членов. Когда в семье больше одного ребенка, жонглировать индивидуальными потребностями каждого становится все сложнее. Предположим, что в какой-то гипотетической семье двое детей - один с наклонностями к математике, а другой - к рисованию. А математическая и художественная школы находятся на разных концах города. Семья может переехать поближе только к одной из школ, но не одновременно к обеим. При этом интересы одного из детей неизменно пострадают.

Семейное обучение предоставляет родителям в подобной ситуации возможность не зависеть от географического положения школы хотя бы потому, что дети не обязаны посещать ее каждый день. Они могут сосредоточиться на своих сильных сторонах, развивать их в кружках, с педагогами или дома, участвовать в конкурсах и олимпиадах, а в школе аттестоваться раз в год. Так, оба ребенка получают максимум шансов вырасти и стать успешными и полезными членами общества.

Касательно же алкоголя не стану утверждать, что все родители-"семейники" - убежденные трезвенники (впрочем, не могу этого утверждать и о наших чиновниках от образования). Тем не менее, процедура перевода ребенка на семейное обучение не так проста, чтобы ее смог пройти человек в состоянии постоянного алкогольного опьянения. А так же, чтобы сохранять право на компенсации, родитель должен позаботиться, чтобы его ребенок успешно проходил аттестации, иначе он будет переведен на очное обучение, а источник заработка на алкоголь у такого родителя соответственно исчезнет. Вопрос - может ли пьяный родитель подготовить своего ребенка к сдаче аттестации или всем таким родителям страшно повезло, и их дети способны без подготовки сдавать школьные аттестации, не получая при этом образования, но сохраняя за родителями компенсации - оставим открытым.

Так почему же государственные мужи всеми силами препятствуют развитию семейного образования в России? Ведь для этого не требуется никаких дополнительных финансовых вложений, напротив, родители снимают с государства часть забот по образованию их детей. А так же куда будут направлены бюджетные средства, полагающиеся детям на семейном обучении, если они не поступят ни в школы, ни к родителям, обучающим своих детей на дому? Хотелось бы думать, что они пойдут на какое-то благое дело, а не осядут в карманах коррумпированных чиновников от образования.

1 из 2

ПредыдущаяЧто думают родители?