Опубликовано 02 июля 2013, 15:50

Усыновление: о чем стоит знать

Психолог Татьяна Губина, которая в течение полутора лет описывала в своем блоге истории приемных детей патронатного детдома №19, написала книгу о семьях, принявших ребенка.
Усыновление: о чем стоит знать

Усыновление: о чем стоит знать

В девяти историях Татьяна Губина, психолог и автор книги «Кузя, Мишка, Верочка… и другие ничейные дети» рассказала о том, как приемный ребенок попадает в семью, и как страшно, непонятно и сложно бывает и детям, и взрослым вступать в эту непонятную новую «приемную» жизнь. О том, почему книга «цепляет» даже тех, кто никогда не планировал брать на себя такую большую ответственность, «Летидор» порассуждал вместе с автором.

Книга вышла в издательстве «КомпасГид» в серии с говорящим названием «Азбука понимания». Впрочем, это не первое издание «Кузи, Мишки, Верочки». В 2011 году книга была напечатана небольшим липецким издательством «Ваша типография». Тираж в тысячу экземпляров разошелся стремительно. На тот момент у Татьяны Губиной уже было достаточно читателей – в течение полутора лет, с середины 2007-го года по конец 2008-го, она описывала истории приемных детей патронатного детского дома №19 Москвы в своем блоге. Собственно, эти истории и вошли в книгу. Истории очень разные, но почти все – со счастливым концом. Дети находят своих родителей, родители перестают бояться ответственности и совместными усилиями новая семья берется распутать узел накопленных психологических проблем ребенка.

Психолог как врач – должен быть немного «над» ситуацией

Критики окрестили книгу уникальным практическим пособием для будущих приемных родителей или тех, у кого в голове только-только родилась мысль о такой возможности. Сама же Татьяна Губина признается, что записывала истории скорее с целью не растерять воспоминания.

– Для кого она писалась? Дам странный ответ – я писала для себя. Потребность шла изнутри – хотелось зафиксировать происходящее, ведь вокруг меня происходило столько необычных, неожиданных, важных человеческих событий. Когда я пришла работать психологом в детский дом – для меня это была новая тема, я училась и осваивала все подводные камни. Там не бывает простых историй, все со сложным багажом. В детский дом приходит ребенок, и он успел пережить столько плохого, сколько не каждый взрослый переживает за всю свою жизнь. Люди приходят в детский дом за детьми, и их истории тоже сложные, не всегда обычные – у каждой семьи свои причины, свои обстоятельства. Потом они соединяются, начинают жить и в начале у них тоже все очень-очень сложно. Похожих ситуаций почти не бывает, но поначалу, когда я только начинала работать, мне как психологу очень хотелось эти сложности систематизировать. Постараться прописать их по алгоритму «сложности – причина – решение».

– И как, получилось?

– Я несколько лет пыталась проанализировать, обобщить и разложить все по полочкам. Ну вот никак не получалось, никакой психологии не хватает... Каждый раз специалисты изобретают что-то новое, исходя из ситуации, и каждый раз никто не знает, что сейчас можно быстро сделать…У меня было ощущение профессионального бессилия, что вот я – психолог, а не могу понять, что к чему. Но поскольку потребность рассказать и описать оставалась, я внутренне махнула рукой: «А, буду записывать как есть, а там история разберется, что правильно, а что неправильно». Я буду не психолог, а хронописец. И я начала фиксировать все именно так, как было и как получилось.

– В интонации книги заметна эта «хроникерская» позиция, слегка отстраненная, немного «над» ситуацией. На тему детских домов уже есть литература. Например, вышедшая пару лет назад книга «Дай мне шанс! История мальчика из дома ребенка» – она написана на эмоциях, авторская позиция очевидна. Легко ли соблюдать отстраненность?

– Умение посмотреть на ситуацию отстраненно требуется не столько для написания книги, сколько по жизни, если ты работаешь психологом. Психолог – он как врач. Когда врач надевает белый халат, он не будет рыдать вместе с пациентом над его сломанной ногой, он начнет ее лечить. Без сочувствия с детьми невозможно работать. Но оно не должно мешать – чтобы я не сидела, не рыдала над детьми целый день, а могла что-то сделать. Моя работа заключается в общении с приемными семьями, проведении школ приемных родителей, консультациях с уже состоявшимися новыми семьями. Эта профессиональная позиция нарабатывается со временем и с опытом. Мне было легко писать эту книгу слегка отстраненно. Кроме одной истории, с которой у меня возникли определенные сложности…

– Но как вы считаете, все-таки можно рекомендовать эту книгу в качестве пособия для приемных родителей?

Видимо, можно. Мои читатели неоднократно говорили, что книга находится в списке рекомендованной литературы по теме «усыновление» и «приемная семья». И уж если среди психологических и научных трудов нашлось место этой книге, значит, пособием ее считать можно.

1 из 3

ПредыдущаяМир приемных семей – отдельный социум