Сплав с детьми по чешским рекам: секреты хорошего похода

Сплав с детьми по чешским рекам: секреты хорошего похода

Как организовать детский водный поход в Чехии, если к нему не готовиться заранее, а действовать стремительно и спонтанно? Папа-путешественник рассказывает об этом опыте спокойно и последовательно.

Спешу поделиться опытом, как организовать детский водный поход в Чехии. Заранее к нему мы не готовились, произошло все спонтанно и стремительно. Сейчас попробую рассказать об этом спокойно и последовательно. В автомобильном путешествии по Чехии наш семейный экипаж занесло на запад, в район Карловых Вар. После осмотра курорта ночевать решили в городке Локет, немного дальше к западу. Кто-то из местных посоветовал, мол, там замок красивый и кемпинг хороший на берегу реки.


1.jpgВот, собственно, замок крупным планом, а ниже он же в окружении домов. Справа виден арочный мост, переброшенный через речку Огржи. 


2.jpgКемпинг в паре километров от города ниже по течению. Действительно неплохой, хотя и несколько разгильдяйский. Его основное назначение – давать пристанище водным туристам, путешествующим по речке Огржи, петляющей между горами. Бородатый администратор кемпинга выглядел соответственно месту, и был похож на закоренелого туриста-альпиниста. - Хотите встать? Да пожалуйста! Где хотите, там и вставайте. Локетский кемпинг - узкая ровная полоска берега, которую подпирают горы. Стоянка для машин небольшая, найти свободное место для парковки непросто. Рядом здание администрации, оно же кафе и пивная, пространство возле него плотно уставлено палатками, каяками, лодками... Вдоль реки можно палатку ставить где угодно, выше и ниже по течению свободно, концентрация людей падает с каждым шагом. Если не лень вещи носить, а также идти до пивной, кухни или душа, то можно встать в относительном одиночестве. По лагерю носились толпы детей, в одном месте целый детско-семейный лагерь расположился, с возрастом участников вплоть до младенческого. Возле пивной шумно, хотя и пристойно. В наше посещение в лагере какая-то музыкальная группа отдыхала. Две гитары, саксофон, перкуссия, две девушки-вокалистки. Сидели за столиком, играли и пели. Вроде бы для себя, но одновременно и на публику. Публике нравилось, многие подпевали. Неизвестно, как долго продолжалось бы веселье, но началась гроза, и все разбежались по палаткам.


3.jpgВ Чехии встают довольно рано. С раннего утра в лагере сборы. Компании одна за другой сворачивают палатки, стаскивают лодки и стартуют. На пристани оживленно, как в средневековом порту.


4.jpgДетский лагерь тоже стремительно свернулся, вещи погрузил в автобус, расселся по лодкам и отчалил. Нас эта суета поначалу не занимала. Мы собирались осматривать Локет, а потом ехать в Марианское Лазне. После завтрака жена отправилась в сторону кухни. Вернулась оживленная.

- Так, я обо всем договорилась! Собираем палатку, через час нам из Карловых Вар привозят рафт! -???

Где-то по дороге она разговорилась с чешской женщиной. Что, да как, как тут организованы сплавы? Оказалось, женщина всю жизнь ходит в водные походы. В Чехии семь подходящих для туризма речек. Раньше все оборудование у каждого было свое. Возили и хранили его все самостоятельно. Но в последнее время бурно развился туристический сервис. Арендуешь лодку в туристической фирме - так они её к реке доставят, и вещи привезут, и с лагерем помогут. Ходить в походы стало удобнее. Жена тут же решила вспомнить славное туристическое прошлое и «закинула удочку» администратору: «А нельзя ли и нам каяк на день арендовать?».

Администратор поначалу опешил, пытался отговориться, что это невозможно… Дело осложнялось тем, что по-английски он говорил плохо, разговор шел на сложной русско-чешско-немецкой смеси, но два человека всегда могут прийти к взаимопониманию, если этого хотят, тем более, что добрая чешская женщина вызвалась быть посредником и в затруднительных случаях переводчиком с английского... Короче говоря, в результате из Карловых Вар едет машина с лодками, по дороге она заедет в кемпинг и привезет рафт для нашего экипажа.

Через час действительно приехал грузовик. Водитель выдал нам судно, непромокаемую банку для вещей, детские спасжилеты, карту маршрута и объяснил, где сдавать лодку. Обратно в кемпинг привести не обещали, мол, вас пять человек, доберетесь самостоятельно. Машину и вещи мы оставили в лагере. На вопрос, как долго плыть до Карловых Вар, водитель уверенно ответил: «Четыре часа».

Между тем вдоль реки шла велосипедная дорожка, и указатель на ней сообщал, что до города-курорта всего 13 км. Я посмотрел на горную речку – она катилась довольно стремительно. Я усомнился в прогнозе, но спорить не стал. Ровно в полдень наш семейный экипаж встал на воду и отчалил. Непосредственно перед нами вышла в путь группа с доброй чешской женщиной.

5.jpg Но они на каяках, их скорость заведомо выше, чем нашего надувного рафта.

6.jpgРечка подхватила и понесла. Течение хорошее, но несильное, справа и слева поднимаются горы, в русле встречаются мини-шиверы, нано-перекаты, микро-пороги, перемежающиеся большими плесами. Время от времени в русле попадаются валуны и обливные камни, но для людей с водным опытом они не представляют никакой опасности, так как легко обходятся. Впрочем, для людей без водного опыта опасности тоже никакой, потому что и рафт, и каяк вполне могут таранить такие препятствия и продираться сквозь них. Занятий на сплаве много.


7.jpg Можно рассматривать уточек.

8.jpgВесело жевать морковку. Или во все горло орать пиратские песни: «Пират, забудь о стороне родной, когда сигнал к атаке донесется…» 

Временами река утыкается в скалы, вполне уральские по виду. Иногда, о боги, на вершинах виднеются кресты.

9.jpg Первое серьезное препятствие появилось примерно через 40 минут сплава. О нем предупредила следующая табличка:

10.jpgСудите сами, можно ли миновать подобное без потерь? Тут и свежее пиво и горячий обед, и обещание «детского рая». Весь берег у пристани был уставлен судами коллег-туристов. Вот и мы не смогли пройти мимо и отправились полюбопытствовать на эту «Приставиште» и проверить так ли холодно и свежо здешнее пиво? Детей поджидал особенно коварный и изощрённый капкан – огромный надувной батут.


11.jpg

13.jpg Пришлось заодно и обедать. Дальше препятствия шли один за другим, держа команду в постоянном напряжении.

15.jpg26 крон это примерно 1 евро… А напитки в Чехии бывают двух видов: пиво и "непиво". Предельно доходчивая реклама: теплая еда, густые полевки, домашние колбаски и кайфовый бар. Как полезно путешествовать, можно языки учить. А вот впереди главная достопримечательность этого участка реки – знаменитые Сватошские скалы. Чем они знамениты, узнавать не хотелось, но по виду - чем не Урал?

17.jpg
На чешских реках принято приветствовать все проплывающие мимо встречные и попутные суда, а также гуляющих по берегу, криком: «Агой!». Собственно это и есть «привет» по-чешски. Мои дети быстро выучились и с энтузиазмом и громко вопили «Агой!» по поводу и без. Постепенно мы стали все чаще и чаще обгонять стартовавшие ранее команды. Многие экипажи свободно дрейфовали по течению, подставив пятки солнцу. На одном плесе мы нагнали сразу семь сцепленных бортами каяков. Справа и слева другие компании.


18.jpgВсеобщее разложение оказалось заразным. Грести хотелось все меньше и меньше, а купаться все больше и больше. Пришлось останавливаться и лезть в воду. Жилеты полетели на дно и оказались забыты почти до конца путешествия.


19.jpgДо тех пор, пока по пути не встретились грозные надписи: «POZOR! Attention!! Внимание!!! Неминуемая опасность утопления». И грозная стрелка на острове, указывающая на маленькую протоку: «Всем туда!». Что за напасть? 


20.jpgВ протоке вереница судов чалится к левому берегу, глава семейства с рафта спереди делает озабоченное лицо и машет нам руками. «Агой, русские, с детьми дальше ни-ни, высаживайте их на берег». Швартуемся, идем смотреть препятствие. И видим: невысокая плотина заброшенной электростанции, косой слив, дающий противную ровную стоячую волну, которая действительно при большой воде может закусить и не отпустить. При внешней невыразительности препятствие реально опасное, но не при этом уровне воды. Специально для лодок (а может для рыбы?) у самого левого берега в плотине сделан узкий проход. Водитель, выдававший лодку, об этом предупреждал, мол, спокойно идите левой протокой. Озабоченный глава семейства тем временем высадил жену и младших детей и вдвоем с дочкой выруливает к проходу. Семейство напряженно фотографирует, подбадривает криками, рафт, скребя дном камни, вливается в проход, и шкрябая проходит в большую реку. Мы не стали нагнетать ажиотаж и пугать сами себя. Сели в свой рафт всем семейством и неторопливо слились по проходу. Но уровень графической информации на реке реально впечатлил. Разве только дорожных знаков не хватало. Очень порадовало одно объявление: «Агой, водниче! В 100 м ниже по течению открыт новый пивниче!!! Все к нам, ждем…» После плотины река вошла в черту Карловых Вар. Самый унылый и невыразительный участок. По берегам промзона, слева эстакада скоростной дороги. Боимся пропустить базу, где надо отдать лодку, хотя водитель обещал, что заметно её издалека. И действительно перед мостом рядом с курортной зоной виднеется пристань.


21.jpgСмотрю на часы – со времени старта в кемпинге Локета прошло ровно четыре часа. Точность предсказания водителя впечатлила. Опытный человек учел обед, батут, дегустацию пива, купание и ленивый дрейф по течению. Из домика выходит сотрудник базы. 


22.jpg
«Вы русские? Давайте приму у вас лодку и жилеты» Прямо на базе маленький кемпинг, где уже развернулось семейство доброй чешской женщины, помогавшей нам с арендой. Последний раз кричим друг другу: «Агой!». Они завтра плывут дальше, а мы идем к автостанции, которая находится тут же, возле моста. Кстати, прямо напротив, на другом берегу еще одна водная фирма, конкурирующая с нашей.

23.jpgКарловы Вары – довольно красивый город.

Ну и несколько слов как мы добрались до кемпинга в Локете. На станции нам выписали билет на электрички с двумя пересадками. На отдельном листочке распечатали время стыковок. Вторая электричка опоздала на 5 минут, но третья терпеливо дождалась её, и мы вовремя прибыли к месту назначения. Фотографию последней электрички привожу специально - вдруг экономисты из РЖД увидят?

25.jpg
По их расчётам, все пассажирские перевозки в России невыгодны. А вот в малонаселенных странах, вроде Норвегии и Чехии электрички людей возят. И не гудят. И пока еще не разорились.

Лого letidor.ru

Комментарии