Анимационный критик Дина Годер: «Дети сегодня выбирают что-то более игровое, чем проблемное и грустное»

Анимационный критик Дина Годер: «Дети сегодня выбирают что-то более игровое, чем проблемное и грустное»

С 26 октября по 6 ноября в Москве проходит Большой фестиваль мультфильмов, на котором традиционно показывают лучшие короткометражные фильмы и мультфильмы последних лет, получивших в 2016 и 2017 годах призы и знаки отличия на ведущих кинофестивалях мира.

В разгар фестиваля «Летидор» встретился с его программным директором Диной Годер.

Мы поговорили об индустрии анимации в России, о том, нужно ли показывать детям картины на взрослые темы, и какие мультфильмы посмотреть со школьником, чтобы воспитать у него вкус к хорошей анимации.

Дина Годер
Дина Годер

Дина, здравствуйте! В 2014 году в одном из интервью вы говорили, что в России большой интерес к анимации, но при этом у нас почти нет площадок, где собраны мнения профессионалов. За четыре года что-то изменилось?

Я не вижу, чтобы что-то принципиально изменилось за эти несколько лет, профессиональных площадок по-прежнему нет, их функции по-прежнему выполняют разные сетевые сообщества.

Ну и, на мой взгляд, интерес к анимации углубляется. Может быть, за это время ее поклонников в стране не стало принципиально больше, но, определенно, они стали глубже разбираться в предмете, многие из них настоящие знатоки, с которыми интересно разговаривать.

И мне нескромно кажется, что роль нашего фестиваля как популяризатора авторской анимации довольно важна.

Есть ли какие-то ресурсы, которые рассказывают про анимацию для детей? Откуда обычный родитель может узнать о новых хороших детских мультфильмах, кроме Большого фестиваля мультфильмов?

Специальных интернет-ресурсов, которые работают как агрегаторы, очень много, а всеохватных, конечно, нет, да и не нужно. Мне кажется, хорошее дело сейчас делает Arzamas, который создал специальный детский раздел, где есть и анимационные подборки по темам. Он популярный, и их хорошо смотрят.

Кадр из анимационного фильма «Вечная боль в глазах»
Кадр из анимационного фильма «Вечная боль в глазах»

А какие мультфильмы выбирают сами дети? Скажем, если брать издательскую сферу, сейчас много книг выходит для детей и подростков на такие темы, как смерть, расставание родителей. Про особенных детей тоже много всего. А как обстоят дела с этими темами в анимации? Есть ли у детской аудитории запрос на серьёзные темы ? Вы как-то это отслеживаете?

Эти темы в анимации, конечно, тоже присутствуют, хотя в русской меньше, чем в зарубежной. Что касается детей, то, разумеется, они сами выбирают скорее что-то более игровое, чем проблемное и грустное. Но эти фильмы – повод для родителей поговорить с ребенком на трудные темы, это же так или иначе придется делать. Вообще, мне кажется, что роль родителей в выборе того, что смотрят дети, особенно маленькие, очень важна.

Опыт показывает, что малышам практически все нравится, что яркое и шевелится, так что хорошо бы папа с мамой помогали им выбирать лучшее и вырабатывать вкус.

А стоит ли показывать детям работы, созданные людьми с особенностями? Поможет ли это приблизиться к пониманию их мира?

Как и во всем остальном, это требует выбора. Есть вещи, которые представляют интерес только для тех, кто имеет отношение к особенному ребенку, а есть те, которые показывают необычный подход, свободу от правил и авторитетов, которая очень часто встречается у таких детей, и необычайную выразительность. Видеть это очень полезно.

А вообще, инклюзия – ценная вещь, дети, которые пробуют жить, играть, творить вместе с детьми с особенностями, приобретают более широкий взгляд на мир.

Кадр из анимационного фильма «В этом уголке мира»
Кадр из анимационного фильма «В этом уголке мира»

Если говорить об индустрии анимации, про те мультфильмы, которые смотрят большинство людей просто потому, что их показывают по телевидению, – там есть что-то интересное, кроме старых советских картин?

Я, честно говоря, телевизор не смотрю, так что не могу квалифицированно ответить на этот вопрос. Но в любом случае, кроме старых советских, есть и всякие зарубежные сериалы, среди которых есть то, что называется «культовые», и детские, и подростковые вроде «Времени приключений».

Можно давать смотреть детям «Смешариков» и «Фиксиков»? Или так популярный сейчас мультфильм про Машу и медведя? Или «Барбоскиных»?

Я думаю, родителям нужно ориентироваться на собственные вкусы. Знаю тех, кто не дает, и знаю тех, кто обожает и сам готов смотреть «Смешариков» или «Машу и медведя» без конца. Честно сказать, я, особенно поначалу, не была поклонником дизайна во всех трех сериалах. Потом привыкла, тем более что студии научились делать анимацию очень гибкой, и сами эти персонажи, даже такие упрощенные, как смешарики, теперь могут выразить любую эмоцию, и у них очень яркие характеры.

Так что от дизайна стараюсь абстрагироваться, и для меня самое главное тут – сценарии, а в «Смешариках» и «Маше и медведе» они всегда были качественные.

Посоветуйте несколько мультфильмов – и российских и зарубежных, которые можно посмотреть с детьми. За какими мастерами сейчас нужно следить, чтобы воспитать у ребёнка вкус к качественной анимации?

Из российских мультфильмов, которые можно найти в Сети, я советую в первую очередь обратить внимание на картины обновленного «Союзмультфильма» («Морошка», «Пык-пык-пык», «Джек-простак», «Даша и людоед», «Мама-цапля» и др.) и студии «Пчела» («Снежинка», «Звездочка», «Моя мама – самолет»).

Фото: предоставлено пресс-службой «Большого фестиваля мультфильмов»

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также