Карточки для обучения чтению

Карточки для обучения чтению

Как правильно готовить карточки с буквами и словами для игры с малышом дошкольного возраста? Российская методика позволяет ребенку начать читать до двух лет.

Если вы интересуетесь обучением чтению в дошкольном возрасте, то почти наверняка сталкивались с таким пособием, как карточки со словами. Показ карточек со словами лег в основу методики Домана, которая широко распространена в России. Кто-то покупает дорогостоящие комплекты с карточками по Доману, кто-то скачивает с сайтов, кто-то печатает сам. Отзывы об этом методе противоречивые: некоторые достигают впечатляющих успехов в чтении, другие жалуются на потерю интереса к чтению у ребенка. Как бы то ни было, многие мамы просто не в состоянии играть по режиму и заниматься демонстрацией большого количества карточек. И если честно, я таких мам вполне могу понять.
teplyakova.png
Как раз из-за карточек методику Ольги Тепляковой, моей мамы (я у нее восьмая дочка) и педагога с 37-летним опытом работы, нередко путают с «методикой» Домана. При этом ее метод — совершенно другая история. Игры с карточками по методике Тепляковой — это именно игры, в которых ребенок активно взаимодействует с опредмеченными словами. Не буду углубляться в теорию, хотя чтение — очень богатая тема для исследования. А уж для дискуссий — тем более, поспорить здесь есть о чем!


Итак, давайте обсудим «как правильно готовить» карточки для игры с малышом дошкольного возраста.


1. Вам не нужно никаких готовых карточек. Более того, вам даже не нужен супер красивый картон. Просто сходите на кухню и возьмите там коробку из-под «геркулеса» или чая. Ее «серая» сторона — идеальная поверхность для написания слов. И, кстати, плотность картона у таких коробочек обычно тоже отличная. Еще вам понадобятся фломастеры, буквально 3–4 цвета.


2. Слова для игр выбираем хорошо знакомые ребенку в быту, нужные ему, по возможности короткие и простые (например, «мама», «папа», «котик», имя ребенка). Напишите в комментариях, с какими словами, на ваш взгляд, стоит играть с ребенком, и я с удовольствием дам обратную связь — оно или не оно.


3. Слова мы пишем вместе с ребенком. Дети раннего возраст осваивают все руками, и моторное освоение слов необходимо! В самой игре с малышами от года и старше множество методических нюансов, и в совместном письме, конечно тоже. В методике Тепляковой практикуется прием из руки в руку, когда мама помогает, направляет ручку ребенка. Бояться помогать малышам не нужно. Но не нужно и настаивать на своей помощи, если ребенок против. Тогда пишем слово сами или даем ребенку пример написания слова, а он уже списывает. Посмотреть «прием из руки в руку» можно вот в этом видео.




Для самых маленьких деток — годовасиков – да и просто в бурной игре, сберегая время и силы малыша, мама часто пишет слова сама.


mama.png


4. Пожалуйста, пишите слова крупными печатными буквами, одним цветом. Нет никакой нужды в том, чтобы выделять в слове гласные, согласные, слоги и буквы. Ребенок воспринимает слово целостно, это для него в большое степени образ, символ настоящего явления.  Кроме того восприятие малыша — глобальное, слитное.


5. На каждой карточке умещаем только одно слово.


6. Карточку делаем не слишком узкой, но и не слишком широкой. В целом, карточек нужно писать много и разных, чтобы ребенок не запоминал именно саму карточку, а узнавал слово вне зависимости от того, написано оно в этот раз зеленым цветом или синим.


7. Учитывайте способ использования карточки. Если, допустим, мы их будем связывать ленточками, сделайте их довольно широкими и оставьте местечко под отверстие.


lenta.png
Если карточки будут служить надписями на рисунке, их стоит сделать поуже, чтобы они не занимали много места. Кроме того для надписей слова пишем на бумаге — её легче приклеивать. И слова пишем не слишком большие, иначе для них не хватит места на листе бумаги.


8. Прочитывайте слово с ребенком полностью, не выделяя буквы, звуки и слоги. Нет, мы не против анализа слов. Но за 35 лет работы методики мы убедились в том, что гораздо легче начать с узнавания слов и потом перейти к анализу слова, чем выучить с ребенком буквы и потом пытаться соединить их в одно слово. Наверняка, многие из вас уже столкнулись с этой проблемой: буквы ребенок знает, но как соединить в слово — не представляет.


9. Включайте карточки в игру, творчество и быт ребенка! Это, конечно, отдельная большая тема. В нашей методике нет никаких «занятий с карточками». Мы просто смотрим: катает ребенок машинки — кладем туда карточку со словом «папа», вот и игра получилась. Или любит наш годовалый младенец прятки — можно прятать и карточки под платочек, или накрывая мисочкой, например.


10. Важный момент: методика Тепляковой не предполагает такого приема как жесткое сопоставление предмета и его опредемеченного названия. Мы считаем, что не нужно развешивать по всей квартире надписи «Это холодильник», «Это дверь». У этого приема есть свои ограничения — сложно будет навесить карточку-обозначение на Вашего кота


Написанное слово так же, как и устное, выступает как символ образа, единица речи. Дети довольно рано понимают, что стоит за словом котик, это для них реальный кот. Посмотрите, например, вот это видео с Соней (1 год 7 месяцев). Она ясно понимает, что мяч надо кидать, а птичка поет «чик-чирик»




Вот вкратце и все основные правила. Такие карточки Вы можете использовать где угодно:  на кухне, в поезде, на прогулке в песочнице и т.д. Вот мы плавно и подошли к вариантам игр с карточками. Ольга Николаевна придумала уже, наверное, сотню таких игр, но давайте коснемся хотя бы их небольшой части.


Итак, карточки можно :

Включать в художественную деятельность
– наклеивать на рисунки и аппликации
– сделать кармашек на рисунке и складывать их туда


bliny.png


– прицеплять прищепками или мягкими скрепками к листу


Использовать для общения друг с другом
– носить папе и бабушке
– читать карточки куклам, вставлять в лапы мишке


mishka.png


– делать указатели для дома: «Осторожно, окрашено»


Предметные и ролевые игры:
– прячем под коробку, в ящик, под ковер, в шляпу, в мешочек
– закрываем и открываем глазки




– тянем за ленточку
– вешаем карточки на петельках




– катаем в машине, на санках, на горках




– используем в спектаклях, например, заселяем не только игрушки в теремок, но и изредка слова, которые исполняют роль игрушек.


– делаем из картона машинку (паровоз, трамвай, ракету «Буран») и сажаем туда картонных пассажиров и слова.


mashinka.png


Надо сказать, что мамы Галки-Игралки постоянно придумывают новые способы игр. Вы тоже сможете придумать свою собственную игру с карточками!
Методика Тепляковой не исчерпывается играми с карточками, чтение и письмо обыгрывается множеством других способов, их — десятки! Буду рада, если сейчас вы просто попробуете поиграть со своими детками, и игры вам понравятся. В конце концов, именно радость и совместное общение должны быть главным результатом игры! Более подробно игровое чтение будет изучаться на специальном онлайн-курсе, который стартует в октябре.

Лого letidor.ru

Комментарии