Так вот почему задания ВПР так ужасно сформулированы: колонка молодого учителя

Так вот почему задания ВПР так ужасно сформулированы

Учитель истории и обществознания Кирилл Загустин — об абсурдности некоторых заданий ВПР (всероссийских проверочных работ), составленных по ФГОС.

Кирилл Загустин — молодой учитель истории и обществознания одной из школ Санкт-Петербурга. С декабря 2016 года Кирилл ведёт канал в Telegram «Здравствуйте, Кирилл Александрович», где рассказывает забавные истории из школьной жизни.

В новой колонке на «Летидоре» учитель рассказывает, как он с удивлением узнал о странных способах научить ребёнка работать с текстом с помощью заданий ВПР по математике.

ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) — правила того, как учить молодые поколения нашей страны.

К сожалению, иногда наше Министерство образования чересчур увлекается.

Во вторник пятые классы писали в школе ВПР по математике. Дабы тесты не «утекли» в массы, вся параллель пишет одновременно, так что один из моих уроков пропал. И славно, признаюсь вам. Это было обществознание, по которому мы как раз идем впереди программы.

Немного расскажу о ВПР. «Сверху» в школу приходят КИМы (контрольно-измерительные материалы), как на ЕГЭ. Дети решают задания, подписывают каждый листок личным номером и сдают.

Так школьники России дают обратную связь Министерству образования, усвоили они программу или нет.

С 2015 года ВПР проводят в начальной школе, каждый год подключают новые классы и предметы. Перед звонком дети толпятся в коридоре и разговаривают друг с другом меньше, чем обычно.

Девочки стоят со скрещенными руками, кто-то вовсе обнимает ими себя. Большинство волнуется. В кабинете я раскладываю КИМы. Нашей школе достались «вариант 11» и «вариант 16».

Учительница по математике даёт инструкции:

  • Запустите детей пораньше. Вот список их номеров. Продиктуйте и, пожалуйста, проверьте, чтобы они не напутали.
  • Да, конечно.
  • Сначала пусть все запишут номера на первом листке, потом только — на остальных. А вы, пожалуйста, сверьте.
  • Да-да, не беспокойтесь.
  • На работу 60 минут. Пусть начинают со звонком, а потом на перемене пишут — времени как раз хватит. Если кто раньше закончит, пусть сдаёт.
  • Хорошо.
  • Работы в конце отнесите Н. П. (завучу) в кабинет.

За десять минут до звонка я впускаю детей в класс. Они достают из рюкзаков только пеналы и листы для черновика.

Провожу перекличку, трех мальчиков не хватает. Одноклассники говорят, что они либо носятся по школе, либо сидят в столовой. Посылаю на их поиски отличницу Н., остальным диктую их номера.

Смышлёные понимают, что они начинаются на 50, а потом идут числа от 30 по порядку. Я это тоже понимаю, но не предлагаю им угадать свой номер и написать его заранее. Боюсь, что кто-нибудь да и запишет 5050**.

Дверь в кабинет открывают потерявшиеся мальчики. Просят разрешения зайти. За ними входит Н. Щеки красные, прическа растрепалась. Перед тем, как сесть за свою первую парту, она заправляет расхристанную блузку в юбку. Оно и не удивительно: за пару минут она обежала всю школу и нашла одноклассников. Ответственный человек к любому делу подходит серьезно.

Звонок на урок. Дети приступили к работе.

Я надеваю очки и пристально за ними слежу. Шутка, не очень пристально.

В конце концов, это не экзамен. Поглядываю в телефон, но больше на детей.

Самым быстрым оказался С., ему хватило 40 минут. Со звонком он сдал контрольную и побежал в столовую. А я изучал его работу. Это и стало поводом написать заметку. А точнее, поводом стал текст последнего задания. Прошу, читайте:

Что-нибудь понятно? С первого раза я не понял ничего.

Особенно не понял, почему задание написано так плохо. Черт ногу сломит, что говорить о пятикласснике!

Остальные уроки я вел, размышляя над этим заданием. Для меня было загадкой, как можно писать настолько коряво? После уроков я подошел к своей коллеге и поделился болью и недоумением. Её ответ меня поразил.

Оказывается, одна из компетенций (умений, если по-простому), которой учат детей в рамках ФГОС, — работа с текстом. Ученик должен уметь «вычленять» из него смысл.

Для развития этого навыка Министерство образования специально формулирует задания паршиво.

Только подумайте, блин!

Я вспомнил «вредный совет» Григория Остера:

•••


Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Обидно. Такие задания прививают неповоротливый, перегруженный язык, в котором побеждают канцелярит, туманный смысл и общая тягучесть предложения с обилием мыслей, которые скачут, перебивая друг друга, от одной к другой так, чтобы смысл в концу предложения затерялся из-за потускневшего начала.

Прямо как в моём предложении выше. :)

Тем не менее я верю в то, что ФГОС — лучше, чем ничего. Благодаря ему мальчик из Сахалина может переехать в Сочи и не сидеть на уроке дубом.

Стандартизация образования — это большое благо.

Лишь бы хватило сил и людей, чтобы воплотить новую программу развития образования как следует, а не «как обычно».

Читайте другие колонки учителя:

Почему электронный журнал лучше бумажного

О том, как весело развивать аналитическое мышление

Я знаю, что реально влияет на успеваемость школьника

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также