Опубликовано 14 июля 2014, 16:40

Как выбрать профессию для жизни

Как помочь ребенку сделать выбор своей профессии? Почему стоит выбирать фундаментальные науки и что делать, если подросток не обладает никакими выраженными интересами.
Как выбрать профессию для жизни

Как выбрать профессию для жизни

Родители хотят помочь своему ребенку сделать правильный выбор. Огонь противоречивых эмоций поддерживает высокую температуру напряженности. Почему противоречивых? Потому что родитель осознает важность момента и в то же время испытывает жалость к юному неокрепшему в житейской борьбе созданию. Возлагает надежду на то, что ребенок почти взрослый и может принять решение, и в то же время опасается ошибки по «детской» неопытности. И много, много других эмоций. У каждого свой набор. В совокупности этот коктейль дает энергию активной мыслительной деятельности.
Избавиться от эмоций не удастся никогда, потому что они всегда в нас, но попробовать их слегка отодвинуть на второй план – это можно.

Сейчас принято так: задумал дело – называй его проектом. Вот и у вас есть семейный проект, цель которого выбрать профессию воспитаннику и найти подходящее место для его учёбы. Какова ваша, лично ваша, роль в этом проекте?

В проекте всего три должности:
1.    Руководитель
2.    Исполнитель
3.    Консультант

На роль №2 родители претендовать не могут, поскольку само исполнение может осуществить только абитуриент. Мы все, конечно, знаем, что есть и такие родители, которые и «поступят» своего чадушку и «выучат» по полному курсу без его участия. Но мы о таком явлении говорить не будем. Значит, родителям из списка ролей остаются №1 и №3. Какую из них выбрать? Это зависит от вашего ответа на вопрос:

«Есть ли у вашего ребенка опыт принятия более или менее значимого самостоятельного решения? Решил ли он что-то в своей жизни сам?»
/Если – то/
– Нет, до сих пор такого не было. Решения принимали родители или учителя. Ребенок послушный и исполнительный.
Значит вам необходимо занять роль руководителя проекта, поскольку сейчас не время для экспериментов. И помните, что в этом случае вся ответственность за принятие решения лежит на руководителе.

– Да, ребенок принимает решения сам в пределах своих компетенций.
Значит ваша роль – консультант. Вы имеете право инициировать разговор, предлагать решения, задавать вопросы. Но не при каких обстоятельствах не настаивайте на вашем варианте решения. Предоставьте это руководителю проекта. Он решает, он отвечает за результат.

Ваш жизненный опыт, собственное образование и искреннее стремление помочь своему ребенку – это вполне достаточная база для консультирования. Хочу добавить в ней одну занятную и полезную схему. Вот она:

Схема для материала.jpg

Схема для материала.jpg

На рисунке вдоль горизонтальной оси размещены все сферы знаний от точных наук до искусства, слева направо, от самой строгой научности до эмоциональной описательности. Для красоты пейзажа добавлены две вертикальные оси, где отмечается уровень объективной формализованности (слева) и субъективной эмоциональности (справа). Картина известная в общих чертах, но мы посмотрим на неё с точки зрения нашей сегодняшней задачи и отметим следующий факт.

Человек, получивший высшее образование в одной из указанных сфер, может без большого долгосрочного дополнительного обучения, то есть, без второго высшего образования, найти себе профессиональное занятие, работу в любой другой области знаний, расположенной на нашей шкале справа от той, в которой он получил высшее образование. То есть, возможно перемещение своих интересов вдоль оси знаний справа налево. Путь справа налево невозможен без нового высшего образования. Так, химик, например, может работать по своей специальности во многих областях, находящихся справа от химии, а при желании и наличии таланта вообще забросить химию и стать музыкантом или актером. Как, например, наш известный певец А. Розенбаум, по образованию – врач. Но ни один журналист или филолог просто по движению души не может стать физиком или биологом.

Это не означает, что одно образование хорошее, а другое плохое, или что в одной области знаний люди глупее, чем в другой. Упаси боже, ничего подобного! Просто само содержание конкретного образования, изучаемые методы познания и получаемые профессиональные навыки такие, что найти себе применение в любой области правее – это всегда пожалуйста. А справа налево так же легко переход закрыт. Это просто факт, который надо иметь в виду, решая вашу семейную задачу – проект «Выбираем профессию».

Подведем промежуточные итоги. Вы определились со своей позицией в проекте, имеете все необходимые знания, можно начинать. Советую воспользоваться методом последовательного приближения. Простой понятный результативный метод, пригодный для решения многих как научных, так и житейских задач. В чем его суть и как применять? Давайте, посмотрим, решая реальные (примерные) задачи.

Пример 1. Допустим, ваш ребенок хочет быть продюсером.
Если вы не очень представляете себе,  что должен делать продюсер, то это легко выяснить в интернете или в разговоре с теми, кто знает: сам такой или в своей работе имеет дело с продюсерами.

По смыслу продюсер – это производитель какого-то продукта, как правило, в сфере искусства. Если коротко, то это руководитель проекта, цель которого произвести некий конечный продукт (шоу, фильм, спектакль). Продюсер берет на себя ответственность за качество результата проекта, за сроки исполнения, и за суммарные затраты на это дело. При этом он должен найти для проекта квалифицированных исполнителей различной специализации, поскольку сложные проекты требуют участия порой совершенно не связанных между собой профессионально специалистов. Проекты могут быть как громадными (фильм, спектакль, церемония открытия олимпийских игр), так и средней величины (выпуск музыкального альбома, создание ток-шоу на ТВ и т.п.).

Ну что ж, продюсер так продюсер. А куда идти учиться? Можно прямо пойти на факультет, который готовит продюсеров для кино или для театра, который есть в театральном или кинематографическом вузе. Но это будет самое нерациональное решение из всех возможных. Попробую вам это доказать.

Вернемся в исходную точку – вы как родитель выступаете в роли консультанта в вашем семейном проекте. Вы совместно с главным лицом решаете поставленную задачу. В нашем конкретном случае имеет такую формулировку: «Куда пойти учиться в 17 – 18 лет, чтобы стать продюсером?» Задачи можно решать, начиная из исходных позиций, то есть из обстоятельств в начальной точке. А можно решать «с конца», как, например, это делается в детективных романах: есть конечный результат – убийство, а дальше профессиональный или доморощенный следователь раскручивает историю в её начало, чтобы определить преступника. Вот и мы пойдем по методике «с конца» и узнаем всё про обязательные качества продюсера, то есть, ответим на вопрос «Какими знаниями, умениями и навыками должен владеть продюсер?»

Умения и навыки//Зачем это надо?//Где этому можно научиться?

1.    Отлично разбираться в одном из видов творчества: быть актером, режиссером, музыкантом или деятелем  СМИ // Чтобы быть профессионалом в избранном виде творчества, то есть, знать тонкости профессии // Для этого надо иметь природную склонность к одному из этих искусств и иметь некоторые навыки реальной работы хотя бы на уровне самодеятельности. Ещё надо иметь хорошие природные коммуникативные данные, то есть, легко общаться с незнакомыми людьми, уметь убеждать, иметь качества лидера Если ничего этого нет от природы, то лучше подумать о другой профессии.

Если есть, то надо обучаться одному из этих видов искусств или журналистике в специализированных вузах, где самое трудное в поступлении – творческий конкурс.

2.    Продюсер должен владеть системным мышлением // Чтобы видеть проект в целом, как будто со стороны и в то же время знать все внутренние связи и уметь ими управлять // Лучше всего этому учат на физико-математических факультетах

Если вы категорически против математики, то тогда надо выбирать юридический факультет – там учат неформальной логике, что крайне важно для продюсера.

3.    Иметь навыки управленческой деятельности // Чтобы выстроить внутри проекта эффективную систему взаимодействия между людьми и подразделениями // Факультеты управления и менеджмента

4.    Разбираться  в кадровых вопросах // Чтобы уметь оценить профессиональные качества приглашаемых исполнителей и подобрать их так, чтобы они смогли работать вместе единой командой, без особых производственных непониманий // Факультеты психологии

5.    Уметь работать с информацией и принимать адекватные решения // Чтобы уметь быстро и правильно принять решения в ситуациях, связанных с человеческим фактором. Известно, что чем больше масштаб проекта, тем больше человеческих союзов и связей в процедуре исполнения.

     Факультеты психологии, собственное воспитание и жизненный опыт.

6.    Экономическое планирование // Чтобы найти источники финансирования и грамотно расходовать полученную сумму.

    Экономически  факультеты.

7.    Иметь креативное нестандартное мышление // Чтобы придумать проект в целом и увидеть способы его реализации. Чтобы сделать что-то новое и интересное в выбранном направлении.

    К 17 годам это качество или есть, или его уже нет, и не будет. По крайней мере, в необходимом объеме.

1 из 3

ПредыдущаяКакие выводы следуют из таблицы?