Опубликовано 11 августа 2016, 09:00

Как подростку стать финалистом конкурса Google? Личный опыт Миши Шевнина

Работу юного изобретателя не хотели допускать даже на городские чтения. Но благодаря именно этой разработке Михаил Шевнин стал финалистом международного конкурса Google Science Fair. Редакция «Летидора» связалась с Мишей, чтобы узнать эту историю лично от него.
Как подростку стать финалистом конкурса Google? Личный опыт Миши Шевнина

Как подростку стать финалистом конкурса Google? Личный опыт Миши Шевнина

Работу юного изобретателя не хотели допускать даже на городские чтения. Но благодаря именно этой разработке Михаил Шевнин стал финалистом международного конкурса Google Science Fair. Редакция «Летидора» связалась с Мишей, чтобы узнать эту историю лично от него.

Самые молодые олимпийские чемпионы

Конкурс для юных технарей

Международный научно-технический конкурс Google Science Fair каждый год собирает научные идеи от юных разработчиков в возрасте от 13 до 18 лет. В этом году из нескольких тысяч проектов, представленных школьниками со всего света (107 стран мира), жюри выбрало сотню самых достойных. Среди финалистов конкурса оказались 9 наших ребят из разных городов России.

В этом месяце будут определены 16 лучших работ, а их разработчики поедут на финал в США, где в сентябре станет ясно, какое из изобретений самое полезное.

Значительная роль в конкурсе отводится учителям и наставникам юных изобретателей. Именно они в большинстве случаев поддерживали школьников в процессе разработки и предложили поучаствовать в конкурсе. Но, оказалось, так бывает не всегда.

В интернете много информации, что работу одного из финалистов – Михаила Шевнина из Ижевска не оценили учителя и вообще скептически отнеслись к его исследовательской деятельности. Но вопреки неблагоприятным прогнозам, Миша решил поучаствовать в конкурсе, и его виброматрица для распознавания информации посредством тактильных ощущений вызвала большой интерес у жюри. Эта история любопытна и тем, что финалист научно-технического конкурса оказался учащимся гуманитарной гимназии.

Детская задача с цветами поставила в тупик жителей Китая

Как подростку стать финалистом конкурса Google? Личный опыт Миши Шевнина

Миша, ты вошел в сотню лучших изобретателей со всего света. Ты ожидал, что такое может случиться?

Если честно, я не ожидал такого успеха, так как мою работу оценили в школе только на «четверку», а на городские чтения работу вообще даже не хотели допускать. На конкурс от Google городские чтения никак не влияли, но мне хотелось поучаствовать. Но, несмотря ни на что, я решил попробовать и подал заявку.

А чем обосновали отказ в участии на городских чтениях школьных исследовательских работ?

После того как мой папа несколько раз звонил организаторам городских чтений и спрашивал, почему же меня не хотят допускать, они сказали: «Ну ладно, можно прийти, мы выскажем вам всю критику лично». Но день защиты совпал с Робофестом (VIII Всероссийский робототехнический фестиваль) в Москве, где я принимал участие, и мне не удалось выступить на городских чтениях.

Но нет худа без добра. С моей работой на конкурсе заочно ознакомились преподаватели, которые были в секции «Биология». Это преподаватели УдГУ: Черенков И. А. (кандидат биологических наук, доцент) и Кожевников С. П. (старший преподаватель) с кафедры анатомии и физиологии человека и животных. После городского конкурса я показал им свою работу, и они предложили мне помощь в дальнейших исследованиях. Несмотря на то, что мне не удалось тогда выступить на чтениях, я все-таки познакомился с интересными людьми, которые поддержали мою идею.

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

Расскажи, пожалуйста, историю про педагогов, поставивших тебе «четверку». Они говорили, чего не хватает в твоей работе?

В интернете много пишут о том, почему в школе поставили только «четверку». Я хочу немного объяснить. Последние три года я учился в Гуманитарном лицее, поэтому учителям было сложно оценить мою работу. Возможно, это мне не удалось доступными словами объяснить смысл своей работы людям, которые не относятся к технарям. На тот момент я воспринял это с иронией.

В конце года, когда нам ставили оценки в аттестаты, я показал учительнице заявку, снятое видео и описание работы на этот конкурс – и она поставила мне «пятерку».

Я благодарен Гуманитарному лицею, потому что если бы у нас не было предмета «Технология исследования», у меня, скорее всего, не было бы этой работы. Да, у нас были разногласия в начале учебного года по этому вопросу, но в итоге родился мой проект. В принципе, все мои технические увлечения авиамоделированием и робототехникой появились у меня именно за годы учебы здесь. Лицей помог мне определиться с моей будущей профессией.

У кого возникла идея отправить твой проект на конкурс?

О конкурсе мне рассказала моя мама. Для участия в нем нужно было зарегистрироваться на сайте googlesciencefair.com, заполнить данные о себе и об исследовании. Так как работа была доделана, мы с папой решили, а почему бы не отправить заявку, если все уже написано, и остается только снять видео о себе и проекте.

Детские права и обязанности: все по закону

Твои способности передались тебе от родителей? Кто они по профессии?

Родители тоже технари. Папа работает программистом, а мама преподает высшую математику. Именно они меня больше всего поддерживали в моей работе над проектом.

Какой была реакция учителей, которые первоначально не поверили в твой проект?

Мои учителя очень обрадовались, когда узнали о моем успехе. И опечалились, когда вспомнили, что я ухожу из их лицея. Так как я хочу связать свою будущую специальность с роботостроением или беспилотными системами, мне нужны более глубокие знания по физике и математике. Поэтому я перешел в другой лицей, где есть класс с физико-математическим профилем.

5 детских задач, которые не могут решить взрослые

Как подростку стать финалистом конкурса Google? Личный опыт Миши Шевнина

Твой проект называется «Возможность распознавания цифр с виброматрицы посредством тактильных ощущений». С чего начиналась работа? Как ты воплощал свою идею в жизнь и с какими трудностями сталкивался?

Все началось прошлым летом, когда я в робототехническом лагере Goto Camp узнал о работе Дэвида Иглмена, который с помощью паттернов передавал речь людям с ограничениями по слуху. Кстати, из 9-ти школьников-финалистов из России как минимум двое прошлым летом были в роботехническом лагере Goto Camp.

В начале учебного года в лицее сказали, что надо сделать исследовательскую работу на любую тему. Я вспомнил работу Дэвида и решил повторить ее, заказал все необходимые для нее детали. Но пока они шли, я понял, что не хочу копировать чужое изобретение и что мне нужно придумать что-то свое. Тогда мой выбор пал на более простой способ передачи информации – писать цифры вибрацией моторов.

Во время новогодних каникул я собрал новое устройство и начал испытывать на себе. Но вдруг я осознал, что я не могу понять ни одной цифры! Думал, что это конец! До защиты работы оставалось всего 3 недели, а у меня ничего не работает! Нужно было срочно придумывать новую тему, но я нашел в себе силы на анализ уже созданного устройства и выяснил, что чуть-чуть «накосячил» в коде. После этого я быстро все исправил, сначала проверил на себе, потом на родителях. Очень обрадовался, что оно работает! И пошел проводить тесты в лицей. Большая часть испытуемых после обучения отчетливо чувствуют изменяемую вибрацию по руке и распознают передаваемые им цифры.

Скорость распознавания, конечно, небольшая. На одну цифру уходит по 2-4 секунды. Главное, работа была закончена вовремя.

Что-то изменилось в твоей жизни после того, как ты узнал, что стал финалистом конкурса Google Science Fair?

Когда стало известно, что я попал в сотню лучших, в моей жизни изменилось лишь то, что стало меньше времени. Например, оно теперь часто уходит на интервью.

Еще меня пригласили в компанию Hudway для знакомства. Эта компания в прошлом году на международной площадке «kickstarter» собрала внушительную сумму для развития своего стартапа. Они поделились со мной историей своего успеха, предложили свою поддержку и подарили классную толстовку с эмблемой своей компании. В прошлом году я с интересом наблюдал, как они набирали нужную сумму для своего проекта, а сейчас Иван Клабуков (директор Hudway) пригласил меня к себе в гости. Они были для меня примером того, что, работая в Ижевске, можно добиться успеха.

Еще примером для меня была молодая компания RC-Park. Они создают активные стабилизаторы для видеосъемки и квадрокоптеры. С ними я был знаком еще до подачи заявки в Гугл. Они предоставляли нашей команде свое оборудование и рабочее место для подготовки к Робофесту, а также разрешили снять мне видео для конкурса Google Science Fair у них в офисе.

В отношениях со своими близкими и друзьями у меня ничего не поменялось.

У тебя сейчас есть еще какие-то замыслы, которые хочется реализовать?

В этом году я планирую на базе результатов своего исследования сделать законченное устройство на руку в виде браслета. С другой стороны, через два года я планирую поступать в МФТИ, а для поступления нужны очень хорошие баллы, и много времени нужно будет посвятить учебе. Пока я не очень уверен, что мне хватит времени на все.

Как подростку стать финалистом конкурса Google? Личный опыт Миши Шевнина

Российские финалисты конкурса Google Science Fair:

  • г. Черноголовка, Московская область, Елизавета Богданова (14 лет) и Матвей Урванцев (15 лет). Действие альтернативных источников энергии;
  • г. Санкт-Петербург, Григорий Подоксик (14 лет). Устройство сопряжения спортивного тренажера с компьютером для превращения тренировки в компьютерную игру;
  • г. Санкт-Петербург, Варвара Дубровина (15 лет). Фотосинтетический биореактор для жизнеобеспечения системы будущих космических миссий;
  • г. Ижевск, Михаил Шевнин (15 лет). Возможность распознавания цифр с виброматрицы посредством тактильных ощущений;
  • г. Новосибирск, Никита Грушецкий (15 лет). Простейшие методы измерения основных параметров плоскопараллельных стеклянных пластин с большой точностью;
  • г. Москва, Савинов Максим (15 лет). Трансмиссия на спиральных зубчатых переходах;
  • г. Калининград, Марк Липневич (16 лет). Использование кинезиологических упражнений в развитии глазодвигательной активности у учащихся младших классов;
  • г. Калининград, Леонид Ким (18 лет). Распределение зрительного внимания у подростков с различной степенью видеоигровой зависимости.

Журналы для детей: на бумаге

Как научить ребёнка читать по-английски