Где примерить профессию: Питер

Где примерить профессию: Питер

Профориентация для подростков в Петербурге: куда стоит обращаться за увлекательными программами погружения в профессию и экскурсиями на производство - будь то программирование, ресторанный бизнес или работа ветеринара.

Как подростку узнать всё правду, например, о заманчивой для него профессии дизайнера, если мама бухгалтер, а папа экономист? Даже серия глубоких консультаций с психологом подчас может дать ребенку меньше, чем погружение на один день в работу дизайн-студии, попытка создать собственный дизайн-проект или личное общение с профессионалами из данной области.


«Летидор» нашел в Петербурге пять организаций, которые позволяют подросткам «примерить» разные профессии – на два часа, на день или на месяц. Выбор пал на предложения каникулярных программ, частных психологических центров, государственных услуг (психология и трудоустройство), кружков и даже «дней открытых дверей» в университетах и колледжах. Хотя стоит признать, что большинство компаний в вопросах профориентации ограничиваются лишь психологическим консультированием, тестами, психологическими тренингами, не предлагая никаких «интерактивных» методов или формата «образование плюс развлечение».


Проект «АРТличность». «Третье место» для подростков
http://www.art-lichnost.ru



Проект, который за три года прошёл путь от недельного творческого лагеря по журналистике до организации, которая предлагает школьникам сто тысяч и один способ «примерить» профессию. Тренинги – это занятия по творческим профессиям, а также занятия формата «узнать о профессии юриста за 5 встреч»,  «узнать о том, как работает бизнес, и подготовить собственный бизнес-план». Экскурсии в компании – от BMW и Microsoft до ресторанного бизнеса, телеканала 100ТВ и Ленфильма.

Отдельный пункт – дискуссии и встречи школьников с профессионалами: про волонтёрство рассказывает Чулпан Хаматова, про кино – актриса Ксения Раппопорт, о профессиональном спорте – тренер «Зенита», про журналистику – директор издательского дома «КоммерсантЪ» в СПб.


Кроме того, не так давно АРТличность запустили в режиме эксперимента «биржу труда» для подростков. С помощью родителей, чьи дети уже давно занимаются в АРТличности, пятерых ребят устроили во время летних каникул на работу на завод «Икапласт». Старшекласснику Александру, который интересовался химией, дали возможность работать в технологическом отделе, он испытывал под руководством лаборантов трубы на кольцевую жесткость на разрывной машине. Его одноклассница Даша тем временем занималась документацией в отделе кадров, а затем в административно-хозяйственном отделе.



Школьников оформили на работу на «Икапласт» со всеми необходимыми по закону документами, служебной развозкой и зарплатой в 8 000 – 10 000 рублей. По словам родителей, они впервые видели, как их ребенок сам просыпается в семь часов утра, потому что не может опоздать на работу, подвести «коллег» и не оправдать доверие.


«У нас также были случаи, когда подростки, посетив экскурсию на телеканал, говорили: «Я никогда не буду работать на телевидении. Это конвейер!». И такое решение, такой эффект – это тоже положительный результат, я думаю. Хорошо, что ребенок понимает это сейчас, когда еще не сделал выбор», — говорит Айдар Фаррахов, руководитель проекта «АРТличность».

Подобрать программу в «АРТличности», наверное, сможет каждый. Они здесь самой разной продолжительности и стоимости: от бесплатный разовых встреч с профессионалами до трёхмесячных курсов, от 500-700 руб. за одно занятие до 30 тыс. за недельную каникулярную программу по креативной рекламе (предстоящие осенние каникулы 2012).

В сентябре этого года «АРТличность» заселились в новый офис на набережной Робеспьера, 30, куда любой школьник может прийти совершенно свободно. Руководители проекта называют своё детище «третьим местом» для подростков. «Третье место» — это особый вид общественного пространства для встреч, общения: своего рода кафе и коворкинги, которые сегодня открываются одно за другим в Москве, Петербурге и других крупных городах. «Третье» место, потому что первое – это дом, а второе – работа (учёба).

«В основном такие места предназначены для студентов, для взрослых — поясняет руководитель проекта «АРТличность» Айдар Фаррахов. — А вот школьники в этом отношении более инертны. У них всё есть – мама, папа, сотовый телефон... Только становясь студентами, открепляясь от семьи, они начинают как следует думать головой, работать лапками, бегать, крутиться, узнавать, какие и где есть возможности, где можно лекцию бесплатно послушать полезную, например. Мы хотим подростков расшевелить, обычно их очень сложно из дома вытащить. Хотим, чтобы это  было их место, куда они могут прийти не только на тренинги, но и для того, чтобы пообщаться между собой, пообщаться с профессионалами, выпить чаю, сделать домашние задания. Да, это своего рода социализация».

Центр развития детей и профориентации подростков «АРТ Личность» планирует открыть офисы в Москве, а также в других городах России.

Фото: Виктора Казарина 

Детский город профессий «Кидбург». Игры для младших, лекции – для старшеклассников 


Игра в профессии в масштабе развлекательного центра. «Кидбург» — это огромная модель настоящего города, где дети могут попробовать себя в роли врача, пожарного, журналиста или кассира в супермаркете, «устроиться» на работу и получить за это «деньги». О «Кидбурге» в ТРК «Гранд Каньон» мы уже писали.  Для детей до 10 лет – это отличный способ в игровой форме познакомиться с самыми разными профессиями в одном месте. Дети постарше тоже могут принять участие в игровых занятиях. Некоторые зоны города профессий, такие как, например, завод или телевидение, как раз подходят для ребят 12-14 лет.

Для старших классов в «Кидбурге» проводят занятия по профессиям, совместно с проектом «АРТличность». Каждое занятие ведёт практикующий профессионал в своей области – рассказывает детям о сфере, в которой работает, дает практические задания. Стоимость для одного ребенка в группе от 20 человек – 350 руб.


«Тренинг-центр Альбины Манзуллиной». Экскурсии, прогулки, беседы



Тренинг-центр Альбины Манзулиной проводит разовые игровые занятия под названием «Любимые профессии», для детей от 7 до 15 лет и 10-15 лет. Здесь есть как экскурсии, так и встречи с представителями профессий. Из прошедших программ: экскурсия на завод «Nissan» в Петербурге, в сентябре 1012 – знакомство с Политехническим Университетом.
Ближайшее предстоящее занятие – экскурсия по ветеринарной клинике: от приёмной до операционной и лаборатории. Знакомство с профессией ветеринара, а также прогулка по Крестовскому острову и ЦПКиО, с обсуждением экскурсии и возможных плюсов и минусов профессии. Стоимость занятия: от 1000-1500 руб.


Бюро познавательного туризма «Про мир»
Компания организует для школьников групповые экскурсии на предприятия города. Кондитерское производство «Север» (легендарные питерские пирожные),  Правобережная ТЭЦ-5, экскурсии с посещением электордепо «Автово» (Метрополитен), служебные зоны Ленинградского зоопарка (программа «Хочу работать в зоопарке!»), «закулисье» петербургских театров, часовой завод «Хронотрон», погрузочный комплекс «Моби дик» в Кронштадстком порту, металлургический завод… Полный перечень экскурсий есть на сайте, а также расценки для групп 20-25 человек.

Экскурсии на производства могут быть «использованы» не только как «разовое» развлечение, но и как часть разработанной здесь программы профориентации «Юный промышленник». Например, школам с экономическим уклоном предлагается не только увидеть работу предприятий, но и узнать о бизнес-процессах, которые стоят за работой промышленных гигантов.

Экскурсии проводятся для организованных групп. Можно индивидуально присоединиться к чужому классу, но это уже намного сложнее: скорее всего, придётся ждать, когда в «укомплектованной под завязку» группе случайно освободится место.


Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР» (Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга)
Сегодня в таких государственных центрах профориентации как «Вектор» можно совершенно бесплатно получить психологическую консультацию по выбору профессии (для молодёжи от 14 до 30 лет, живущей в СПб и Ленобласти). Это делают здесь более 3000 человек в год. Также «Вектор» организует экскурсии на предприятия (завод «Климов», «Красная звезда», «Кока-Кола», «Балтика» и т.д.), но только по официально заключённым договорам со школами. Здесь же проводятся социологические исследования относительно профессиональных предпочтений школьников.

Пожалуй, для «индивидуального посетителя» подобные государственные центры полезнее всего в качестве источника информации, «точки сборки»: где и когда проходят крупные городские образовательные выставки и ярмарки вакансий для подростков? в каких вузах и колледжах есть хорошие программы профориентации «с погружением» для старшеклассников? когда в вузах дни открытых дверей? где можно посетить интересные мастер-классы по профессиям? Такая информация здесь почти всегда имеется, как и в центрах занятости населения.

Центр «Вектор»— это неплохое наследство советской системы, оставшееся с 80-х. А точнее с 1987 года, когда программа профориентации для школьников была принята на федеральном уровне, а в каждом районе города существовали межшкольные учебные комбинаты. МУКи – «модели» производств, где старшеклассники могли «побыть» медсестрой или столяром, учителем или бухгалтером, причем под руководством настоящих медсестёр, столяров и т.д. В начале 2000-х учебные комбинаты официально были ликвидированы или преобразованы в центры доп.образования. Так что если поискать в своём районе «бывшие» МУКи, то есть шанс найти там педагогов-энтузиастов и интересные «профориентационные» кружки, секции и программы. Например, Центр научно-технического творчества в Приморском районе Петербурга, бывший МУК, предлагает школьникам позаниматься в «полиграфической мастерской», записаться на программы «юный электрик», на «основы гидротехники» и другие.

Как поясняют специалисты, которые много лет работают в сфере профориентации – сегодня одна из главных бед заключается в следующем: в выборе будущей специальности школьники ориентируются в первую очередь на ЕГЭ. По какому предмету они смогут сдать единый экзамен и на какой факультет, соответственно, смогут поступить. Плюс сама цель «во что бы то ни стало» поступить именно в вуз, а не в колледж, не в техникум – не всегда оправдана. При этом реальных знаний о разных профессиях ребятам не хватает.

«К нам иногда приходят 11-классники, которые не знают, кем работают их родители, — говорит Ирина Полякова, психолог центра «Вектор», — Причина? Ребенок далёк от мира труда, не строит образа будущего для себя, живёт школьными проблемами и к 10-11 классу неожиданно оказывается перед выбором. Инфантильность подростков, занятость родителей. А школа не всегда может вовремя побудить ребенка задуматься о выборе профессии. Когда подросток приходит к нам на психологическое консультирование, конечно, желательно, чтобы у него уже была какая-то информация о разных профессиях. Если он ни разу об этом не думал – консультация не поможет. Профили в школе? К выбору профильного класса ребёнок тоже не всегда готов, часто это  вынужденный выбор. Нередко нам звонят растерянные родители семи- и восьмиклассников по этому поводу».

И, к большому сожалению, это — не единичный случай, как отмечает психолог Ирина Полякова. Такая отчаянная ситуация сложилась за последние несколько лет. На это накладываются и социальные и экономические проблемы, и реформа образования, и непредсказуемость рынка труда. Также сегодня не достаточно чётко скоординирована работа по профориентации между разными ведомствами. Хотя в Петербурге, например, как раз сейчас разрабатывается и обсуждается новая концепция профориентации, ориентированная на межведомственное взаимодействие.


«Выбор», Центр профориентации и содействия трудоустройству молодёжи (Комитет по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга, Центральный район)


В «Выборе» подросток может пройти бесплатную консультацию психолога – «подобрать» подходящую профессию с учётом состояния рынка труда, получить справку о вузах, колледжах, ПТУ и техникумах города.

Главный очевидный минус: в службах занятости и на молодёжных биржах труда для несовершеннолетних (от 14 лет), как правило, совсем мало вакансий, которые можно было бы подобрать именно с учётом интересов и склонностей подростка. То есть устроиться на каникулах поработать дизайнером или хотя бы помощником дизайнера – вряд ли получится. Здесь скорее речь идёт о социализации и «попробовать, что значит ходить на работу каждый день и зарабатывать деньги». 

Подростков обычно принимают на должности курьеров, подсобных рабочих, рабочих по благоустройству территорий, садовых рабочих (прополка и сбор овощей в сельхозпредприятиях). Среди работодателей «Почта России», «Макдональдс», предприятия торговли, общественные и благотворительные организации. Выбирать особо не приходится, потому как большинство работодателей все-таки неохотно берут на себя ответственность за подростков.

Однако преимущество государственной службы занятости в том, что здесь всегда помогут правильно оформить необходимые для работы несовершеннолетнего документы, и минимальную оплату предоставят. Деньги на занятость подростков выделяются из городского бюджета. Служба занятости доплачивает 1275 руб. в месяц при 4-часовом рабочем дне. Плюс иногда предприятия также платят подростку из собственных средств. Так что старшеклассник может в общей сложности получить от 4 до 8-10 тысяч рублей.


Молодёжная биржа труда 


Найти временную работу для подростка возможно также через «Молодёжную биржу труда», но только летом и только в сфере благоустройства города (сажать, поливать, чистить, мыть, подметать и т.д.). При устройстве через такую биржу можно получить минимум 5500 руб. в месяц.

«Нам бы хотелось, чтобы родители и старшеклассники обращались к нам за профориентацией, и потом при выборе профессии учитывали потребности рынка труда, о которых мы информируем — говорит Тамара Лисовская, начальник отдела экспресс-обслуживания населения в Центре занятости «Выбор». — Потому что мы видим часто такую картину: к нам приходят выпускники вузов устраиваться на работу и говорят, что по своей специальности они не хотят работать. Потому что эта специальность низко оплачиваемая или же найти работу по ней невозможно, так как подобных специалистов уже переизбыток. Спрашивается, о чём думали, когда выбирали эту профессию?».

Сегодня государственная политика в области трудоустройства и профориентации – даёшь стране больше «рабочих» специальностей и профориентацию подростков с учётом потребностей рынка труда. Это отмечают и специалисты государственных центров профориентации, и специалисты служб занятости. Одним словом, «Заводы стоят, одни гитаристы в стране». Бухгалтеров мало, экономистов переизбыток.

Так, например, Центр профориентации «Вектор» с января 2013 года переходит из ведения Комитета по молодёжной политике в ведение Комитета по трудоустройству. При этом изменения, скорее всего, будут касаться как раз политики в области профориентации с учётом потребностей рынка труда.


Помоги себе сам. Как организовать «примерку» профессии силами школы и родительского комитета?


Пример лицея № 597 Приморского района Санкт-Петербурга, где действует программа «Город как школа» позволяет задуматься: оказывается, «примерку» профессии можно организовать силами педагогогического коллектива школы и родителей, при этом в рамках всё тех же бюджетных средств, выделяемых школе. Например, отвести на производственную практику школьников 1,5 часа из элективных курсов – вполне возможно.

Школьники 10-11 классов лицея №597 проходят практику на предприятиях города. Два раза в год в течение недели 10-классники, три раза в год – 11-классники. По итогам делают презентацию-отчёт о практике, микромодель дипломного проекта и выступают на школьной конференции.

Ребята могут по собственному желанию выбрать место практики из тех организаций, с которыми у школы заключён договор. Поликлиники, детские сады, библиотеки, предприятия торговли, сферы услуг (фитнес-клубы), «Почта России», Театр юного зрителя, интересующие школьников кафедры в вузах. Причем, как поясняет завуч лицея № 597, Наталья Хаева, около половины организаций, предоставляющих школьникам возможность практики – организации, в которых работают родители учеников лицея. А новые организации для сотрудничества ищут все, кто так или иначе участвует в жизни школы. Программой практики руководят два тьютора (в школе это учителя-предметники). Уже несколько лет такая практика является частью образовательного стандарта данного лицея.

«Даже просто круглые столы, беседы с участием родителей, которые рассказывают о своей профессии, где они учились и где работают сейчас – это помогает детям ответить для себя на многие вопросы. Не говоря уже о производственной практике», — уверена Ирина Полякова, педагог-психолог из центра «Вектор», которая также сотрудничает с лицеем №597

Где ещё искать возможности «попробовать» профессию?

– Районные психолого-педагогические центры (Комитет по образованию).
– Есть в каждом районе города, также занимаются профориентацией подростков: психологическим консультированием и т.д.
– Кружки и студии, молодёжные клубы.

Для Петербурга это, например, Аничков Дворец с его обширной учебной, практической базой. К Аничкову относится, например, Эколого-биологический центр «Крестовский остров», где функционируют настоящие научно-исследовательские лаборатории, в которых могут заниматься старшеклассники, в серьёз интересующиеся биологией и экологией. Проводить исследования, выезжать на полевую практику, готовиться к поступлению в вузы и выступать на конференциях.

Или же «Дворец учащейся молодёжи», где работает огромное количество бесплатных секций – от пресс-центра и театральной студии до  школы молодого юриста. Все они, так или иначе, связаны через педагогов с профессиональным сообществом, общение с которым поможет подростку определиться с профессией.


Вузы, колледжи, техникумы. Будущим экономистам, программистам и физикам

В некоторых вузах есть не только подготовительные курсы для поступления, но и своеобразные «инкубаторы», секции для старшеклассников.
Например, в ЛЭТИ каждый год летом проводится неделя профориентационной практики, на которой ученики 10-11 классов посещают лаборатории ЛЭТИ и выполняют фрагменты лабораторных работ, слушают лекции и участвуют в мастер-классах и деловых играх.
При ИТМО для старшеклассников есть Детско-юношеский компьютерный центр, физ-мат школа и Академия информатики и программирования для школьников.
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге проводит совместно с молодёжными организациями образовательные бизнес-игры и тренинги для подростков, которые интересуются экономикой, менеджментом и предпринимательством.
Лого letidor.ru

Комментарии