Дети и деньги: как научить ребенка зарабатывать

Дети и деньги: как научить ребенка зарабатывать

О том, какой должна быть реакция родителей на желание ребенка начать самому зарабатывать и могут ли деньги быть хорошим мотиватором, "Летидор" поговорил с Сергеем Биденко, директором бизнес-школы для подростков "Детки-Монетки".

Фото: из архива собеседника

О том, какой должна быть реакция родителей на желание ребенка начать самому зарабатывать и могут ли быть деньги быть хорошим мотиватором, "Летидор" поговорил с Сергеем Биденко, директором бизнес-школы для подростков "Детки-Монетки". Соавтор книги "Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка" и автор школьного факультативного курса "Финансовая грамотность", объяснил, почему посещение тренингов по лидерству не всегда полезно для ребенка, и как взрослым нужно правильно помогать начинающему предпринимателю.


- Сергей, какие качества личности "выдают" предприимчивого ребенка?


- Такой ребенок, чаще всего, дружелюбен и активен в своих действиях. Он легко находит общий язык с самыми разными людьми и легко вовлекает их в свою игру. Ему нравится быть организатором, руководителем, поэтому он ответственно подходит к делу. При этом он не боится ошибаться, ведь он постигает мир через различные ситуации, которые порождают его затеи, и все удачи и промахи воспринимает как интересный опыт. Кроме того, если ребенок растет в семье, которая находится в атмосфере не барыжничества, а именно предпринимательства, шанс, что он эту систему поймет и переймет, достаточно высок.


Например, один из наших воспитанников уверен, что станет ресторатором, как и его отец. И когда мы были в банке (в рамках учебного процесса, – прим. "Летидор"), он обменялся с председателем правления визитками и договорился, что лет через семь вернется в качестве клиента.


Обсуждение очередной идеи в бизнес-школе


- Порой, разглядеть истинную природу ребенка мешают его комплексы.


- Большинство современных детей имеют комплексы, которые тормозят их развитие. Но когда ребенок занимается тем, к чему, что называется, лежит его душа, что его действительно привлекает и воодушевляет, он освобождается от подобного "мусора". А чтобы выяснить, к чему склонен ребенок, нужно активно знакомить его с этим миром и отслеживать обратную реакцию путем наблюдения и общения. Детей, в которых явно выражены предпринимательские качества, не так много – по статистике все те же 5-10%, как и взрослых, обладающих аналогичными качествами.


- Предприниматель - это лидер. Сегодня популярны тренинги по лидерству без привязки к какой-либо деятельности. Насколько эффективны такие занятия?


- На мой взгляд, главное не навредить. Точно так же как предпринимателем может быть не каждый, лидером может быть не каждый. И осознание в себе несоответствия идеалу, о котором будет говориться на занятии, может негативно сказаться на психике подростка. В общем, это такая тонкая штука, не всякий взрослый адекватно переживает тренинги по лидерству, что уж про детей говорить. Если возвращаться к предпринимательству, то лидерство – да, это одно из составляющих данного понятия, но не единственное.


- Что мотивирует детей заниматься предпринимательской деятельностью? Взрослых чаще всего мотивируют деньги. Деньги – это правильный мотиватор?


- Предприниматель, прежде всего, ориентирован на результат в виде получения прибыли. И подростки тоже хотят заработать. Но надо понимать, что для них деньги – это, в какой-то степени, способ познания мира. Чаще всего к 12 годам все дети хотят зарабатывать, независимо от того, дают им родители на карманные расходы или нет. Это просто возраст, когда познание мира переходит в такую форму. Для чего ему деньги, каждый подросток решает сам. Как правило, дети мечтают о каких-то крупных покупках, которые в обозримом будущем им "не светят".


Уроки бизнеса от управляющего магазином


- То есть говорить детям о том, что в первую очередь, нужно быть полезными обществу, а деньги придут как результат, не правильно?


- Если мы выходим из дома, то, наверное, мы это делаем с какой-то целью: прогуляться, с кем-то встретиться, сходить в магазин. Точно так же, начиная заниматься предпринимательством, нужно знать, для чего это делаем. Если хотим зарабатывать, то это одни подходы, осуществлять благотворительные проекты - другие. И то, и то - предпринимательство, просто цели, и, соответственно, подходы к их достижению разные. В любом действии должно быть понимание, к чему мы должны прийти. Подход - давайте ввяжемся в драку, а там видно будет - неприемлем в любом случае.


- Большинство детей по своей природе предприимчивы, какова правильная реакция родителей на решение ребенка что-то – товар, услугу – делать на продажу?


- Первое, что должен делать родитель, так это сказать: "Здорово, молодец!" Но выговорить эту фразу взрослому человеку мешает картина, которая тут же встает у него перед глазами: поздний вечер, ноябрь, его чадо стоит у входа в метро и раздает листовки, или моет машины, или собирает бутылки… Ему становится страшно, и он говорит: "Нет!" Тем самым наносит большой вред своему ребенку. Так как в дальнейшем он может эту инициативу уже не проявить.


Вместо догадок, лучше спросить у ребенка, чем он планирует заниматься. Выслушав, предложить свою помощь. Если родители плохо представляют, как действовать, хороший вариант – проконсультироваться со знакомым предпринимателем.


На западе, кстати, немало примеров, когда дети предлагали идеи, взрослые их поддерживали, в итоге семьи зарабатывали хорошие деньги.


Но чаще всего, первые детские пробы себя в бизнесе достаточно примитивны: делаются какие-то поделки и предпринимаются попытки их реализации – открываются выставки, создаются бесплатные интернет-магазины или группы в социальных сетях.


Так как подросток не имеет опыта некой системной деятельности, ему нужна поддержка. Если он действительно горит. Иначе, как это часто и случается, начинание может быстро затухнуть, не потому что ребенок в нем не заинтересован, а потому что у него не хватило силенок, ресурсов и понимания, куда идти дальше.


Бизнес-игра со сверстниками

- Кто должен обучать ребенка азам предпринимательства?


- Так как дети, чаще всего, не склонны слушать родителей, те могут договориться с близкими людьми, которым доверяют, и которым доверяют дети, чтобы они выступили в роли консультантов, а еще лучше – в роли наставников.


- Как должна выглядеть поддержка юного предпринимателя?


- Если говорить о поддержке словами, то без излишней сладости. Если говорить о поддержке делом, то нужно помочь составить бизнес-план, чтобы ребенок понял логику. Чаще всего у него, без помощи взрослого, дальше идеи дело не идет. Это связано с особенностями возрастной психологии, это нормально. Если ему нарисовать схему, как это может выглядеть на данный момент, каким может быть дальнейшее развитие, и, что немаловажно, сказать: "Смотри, то-то и то-то могу взять на себя я" или "Мы можем сделать это вместе в субботу". Так же можно договориться, что такой-то взрослый человек выступит в роли консультанта, и раз в неделю с ним можно будет обсуждать проект.


Главное, чтобы проект не превращался в проект родителей. Родители же, когда учат ребенка рисовать, не делают это за него, они просто говорят: "Смотри, сюда можно добавить такой цвет, а сюда - такой-то". В предпринимательстве то же самое. Есть опыт – направляйте, но не приказывайте. Предпринимательство - это творчество. Это и организация своего мышления, и творчество одновременно. Нужно стараться помогать и где-то подхватывать, но не замещать.


- На вашем сайте целая коллекция историй о юных предпринимателях - кто-то печет пироги и реализует их в школе, кто-то вяжет на заказ причудливые шарфики, кто-то развивает свой собственный интернет-проект… В основном, речь идет об американцах. Неужели подобное возможно в России и Украине?


- Мы работаем над тем, чтобы внедрять психологию предпринимательства. Да, у нас процент предпринимателей ниже, и само предпринимательство другое. Учит-то детей кто? Люди, которые жили в Советском союзе, когда деньги были такой же сложной темой, как и секс. Молодые родители это понимают, потому что проходят путь самоопределения и развития, и готовы помогать в этом плане детям.


Пока у нас немного примеров бизнес-проектов молодых предпринимателей, приносящих миллионы, но они есть. Что касается Украины, я могу назвать имя Сергея Григоровича, в России Киру Пластинину. Пока еще нет критической массы, чтобы мы могли говорить, что выросло новое поколение предпринимателей. Но оно растет.


Когда мы общаемся с родителями наших выпускников, они говорят, что дети меняются, прежде всего, личностно. Становятся самостоятельными, ответственными, разумнее тратят деньги…


- Вы разработали учебник по финансовой грамотности для школьников, так же вы ведете летний лагерь для юных предпринимателей, какие идеи вы закладываете в детские головы?


- Мы учим детей верить в себя, в собственные таланты, способности. Говорим им о том, что они могут реализовывать себя в жизни, получая одновременно и моральное удовольствие, и материальное вознаграждение. Рассказываем о профессиях. Называем деньги инструментом, оценкой эффективности деятельности. Предлагаем каждому попробовать себя в роли предпринимателя, чтобы понять, насколько ему это близко и интересно, чтобы сделать свой выбор. Учим правильно мечтать или, другими словами, ставить перед собой интересные и важные цели, определять шаги для их достижения…


Мы надеемся, что дети, которых обучаем, через какое-то время будут позитивно влиять на жизнь наших стран. Ну, и, конечно, мы хотим, чтобы они были счастливы, ведь чем больше счастливых - реализованных - людей, тем счастливее их окружающие.


- Строя бизнес, ребенок будет много контактировать со взрослыми. Какова правильная реакция взрослых на его предложение? Вы приводили пример договоренности будущего ресторатора с банкиром…


- Иногда взрослые начинают играть, и ребенок это чувствует. Поэтому подыгрывать не самая лучшая реакция. То же самое касается критики. Если идея достаточно адекватна, то любой взрослый сможет адекватно на нее среагировать, если не делом, так советом.


- В продолжении темы приведу пример из собственной жизни. Как-то моя коллега пришла на работу с дочерью-первоклассницей (в этот день были какие-то проблемы со школой), дочь захватила на работу свою коллекцию брелоков и внезапно решила эти брелоки продавать маминым коллегам. Стоимость брелоков была… ну, копейки, в общем. И половина коллектива купила, а половина – нет. В обеденный перерыв мама (при дочке) отчитала нас: назвала тех, кто не купил у ее дочери брелок, жмотами и т.п. словами, обвинила в том, что не поддержали ее ребенка… Но должны ли мы были? И если да, то каким образом (только ли покупкой брелока?) Что скажете?


Каждый человек сам определяет свою вовлеченность в тот или иной процесс. Ваши коллеги имели право отказаться, просто нужно было морально поддержать девочку, сказать, что то, чем она занимается, это здорово, только по стилю брелоки больше подходят ее сверстникам, поэтому ей лучше обратиться со своим предложением к ним.


Реакция взрослого на детское обращение всегда должна быть аргументирована. Ребенок принимает отказ, если он аргументирован. Даже если сначала обидится, то потом все равно поймет информацию, которую вы хотели до него донести, и это станет дополнительным элементом обучения.


- В таком случае, какое Ваше мнение об "искусственном" бизнесе? Например, когда родители предупреждают соседку, что к ней придет их ребенок с предложением выгуливать ее собаку за плату, просят ее не отказать и дают деньги на оплату услуг своего чада.


- В определенных ситуациях можно попытаться единоразово что-то искусственно сделать. Однако следует сразу отдавать себе отчет в том, что вряд ли это выльется во что-то серьезное. По крайней мере, наша статистика по данному вопросу пока такова. Один раз можно что-то сделать, два - нет.


На одном из последних семинаров меня спросили: "Как поступать, когда дети создают поделки, устраивают дома аукционы и приглашают на них родителей и родню?" Я порекомендовал перевести это в другую плоскость. Потому что наживаться на близких это странно. Лучше оформить поделками интерьер или создать выставку, которую можно показывать гостям…


Бывают ситуации, когда ребенок находится на стажировке, которая не предусматривает оплаты. В этом случае родители могут договориться, что они передадут какую-то сумму работодателю, которую тот выплатит, если результат будет того заслуживать.


Если же ребенок проявил какую-то хорошую инициативу, ее нужно принять – возраст пришел. И содействовать, пока у него есть желание. Пускай это будут какие-то странные проекты. Помогите ему отвезти хомячков на птичий рынок или в зоомагазин. Пусть это будут копейки или даже если прибыль не окупает вложений. Для ребенка это важно. Он поймет логику. Получит опыт. Все это в дальнейшем принесет ему ощутимую пользу, а его помощникам – удовлетворение.


Сергей Биденко готов ответить на вопросы родителей предприимчивых детей. Вопросы можно оставлять в комментариях к этой статье. 



Читайте также:
Карманные деньги: когда и как?
Илья и Марина Тресковы: "Человек должен учиться работать с детства"


Лого letidor.ru

Комментарии