Учитель истории — о том, как весело развивать аналитическое мышление

Данетки — лучшая игра для развития аналитического мышления

Молодой учитель истории и обществознания, колумнист «Летидора» рассказывает, зачем играть в данетки и как они развивают аналитическое мышление.

В конце четверти на мой урок в шестом классе пришли пять человек. Учебный план выполнили, четвертные поставили. Чем бы таким заняться?

Вести урок для пяти человек бесполезно: придется повторять то же самое для всего класса на следующем. Так почему бы не дать возможность детям проявить себя? Тем более что в школу пришли самые «стойкие» и старательные в учебе. Что делать с детьми 12 лет? Играть!

Именно об этом они попросили меня после звонка на урок в 9 утра. Я был только «за», осталось выбрать игру. Мальчик У. похвастался, что вчера загадал соседу по парте М. такую данетку, что он ее отгадывал весь день.

Что такое данетки и как в них играть

Данетки — игра с загадками, в которой отвечать на вопросы можно только словами «да» или «нет».

Из пяти человек правила знали трое. Для остальных я их быстро объяснил и дал для разминки простую данетку:

В магазин заходит пожарный и покупает колбасу. Просит ее порезать, только не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы пожарный?». Вопрос, как она догадалась?

Помню, как я с друзьями, не мог раскусить её добрые полчаса. До сих пор оправдываю себя тем, что в свои 13 лет я был слишком умный, чтобы задать очевидный вопрос: «Он зашел в магазин в форме?».

Мои ученики справились с задачкой меньше, чем за минуту.

Следующая данетка была чуть сложнее: В комнате без мебели в петле висит человек. Под ним лужа воды. Он покончил с собой. Как?

Правильный ответ дети нашли за пять минут. До конца урока оставалось еще тридцать.

Фото: Legion-Media.ru

Я всерьез задумался: не стали ли дети за последние десять лет сообразительнее? Я на эту же данетку нашел правильный ответ где-то за полчаса в свои 13 лет...

Но! Все стало на свои места, когда я дал третье задание: Джек залез в могилу, вылез из нее и застрелился.

Ответ: Джек был горбатым, и очень это не любил. Узнав, что "горбатого могила исправит", он тут же полез в могилу, а поняв, что это не так, решил свести счеты с жизнью.

Я с огромным удовольствием отвечал на их вопросы о бренности бытия. Дети составили подробный психологический портрет Джека. Они были уверены, что застрелился он потому, что в могиле осознал неотвратимость смерти. Разгадка данетки заняла двадцать минут. За это время я дал несколько подсказок и без конца советовал подумать, а не гадать.

Четвертая данетка подтвердила мой инсайт.

Посреди пустыни лежит мертвый абсолютно голый человек с половинкой спички, зажатой в руке. Вокруг нет никаких следов. Вопрос, как он туда попал и почему умер?

Ответ: Группа людей летела на воздушном шаре, который начал падать. Сначала они сбросили весь балласт, потом всю свою одежду, а после кинули жребий, этот человек вытянул короткую спичку и выпрыгнул.

Дети не успели ее отгадать, так как урок кончился. И вот почему: в 12 лет у детей слабо развито аналитическое мышление.

Они быстро догадались о смысле половины спички, но так и не смогли вычислить, что транспорт был воздушным. Какие только варианты они не перечисляли: и сухопутные корабли, и верблюдов, и машины. Однако никто не догадался «отделять мух от котлет». Я прямым текстом советовал: задавайте более общие вопросы. С парнем в могиле то же самое. Когда они узнали про его уродство, то перебирали всё, что приходило им в голову. Сколько бы я ни намекал им на то, чтобы они выяснили часть тела, толку не было.

Проблема в том, что дети не умеют делать выводы из отрицательных ответов.

Каждый следующий вопрос у них не построен с учётом моего ответа на предыдущий. Они просто перебирают все варианты «в лоб». Суровый такой брутфорс ( самый «грубый» метод подбора паролей простым перебором) естественного происхождения. Потому что это самый экономный вид мышления.

Для перебора не надо думать, достаточно спрашивать обо всем, что придет в голову. Как и любят поступать дети. Однако чем старше мы становимся, тем яснее понимаем: перебор работает не всегда.

После урока мы с детьми обсудили метод игры в данетки. Надеюсь, они поняли, что даже отрицательный ответ должен быть полезным. Так же, как в жизни. Любые проблемы, сложности и неудачи — это повод для нашего роста.

Кирилл Загустин — молодой учитель истории и обществознания в одной из школ Санкт-Петербурга. С декабря 2016 года Кирилл ведёт канал в Telegram, где рассказывает забавные истории из школьной жизни. В первой колонке на «Летидоре» учитель раскрыл секрет хорошей успеваемости школьников.

Лого letidor.ru

Комментарии