Александра Бугровская: "Учителя могут влиять на общество, воспитывая детей"

Александра Бугровская: "Учителя могут влиять на общество, воспитывая детей"

Александра Бугровская - учитель истории, обществознания и ИЗО в 5-7 классах гимназии №15 г.Новосибирска... Молодая учительница показывает на уроках фильмы Ридли Скотта и стремится вовлечь в процесс обучения детей их родителей. - Порой свои уроки я слышу в пересказах родителей. Ребенок из моего класса рассказал маме с папой про жизнь Александра Македонского, а они в разговоре обмолвились: "У него, оказывается, были проблемы с отцом. А мы и не знали".

Александра Бугровская - учитель истории, обществознания и ИЗО в 5-7 классах гимназии №15 г.Новосибирска, после учебы в педагогическом университете всего один год проработала в школе: из-за дефицита учебных часов зарплата у молодого специалиста была небольшая. Александра решила стать детским хореографом, многопрофильное образование позволяло это сделать. Отработав шесть лет, в этом году она вернулась к профессии учителя. Сейчас Александра работает в гимназии №15, которая возникла после объединения 205-й и 21-й школ. Молодая учительница показывает на уроках фильмы Ридли Скотта и стремится вовлечь в процесс обучения детей их родителей.


- С родителями мне сложнее, чем с детьми. Те, у кого дети сейчас сидят за партами, сами заканчивали школу в 1990-е гг. Проблемное время, всем было не до образования, и на обществе это сказалось очень серьезно. Ситуация хорошо видна учителям: то, что родители обсуждают на кухне, дети затем проговаривают в школе. И уроки истории и обществознания – самая благодатная почва для того, чтобы раскрыть, о чем думают дети.


Я считаю большим достижением заинтересовать детей, а через них заинтересовать родителей, включив взрослых в образовательный процесс. Порой свои уроки я слышу в пересказах родителей. Ребенок из моего класса рассказал маме с папой про жизнь Александра Македонского, а они в разговоре обмолвились: "У него, оказывается, были проблемы с отцом. А мы и не знали".


Трудно доказать детям и родителям, что в 5-7 классе ИЗО необходимо. Если ребенку дать выбор, куда ты пойдешь: на дополнительное рисование или на дополнительный английский, то не нужно гадать, что выберет ребенок и его родители. Вместо английского может быть математика, информатика и так далее. То же самое касается 3-го часа физкультуры. Хотя это наше тело, оно нам всю жизнь должно служить. Родители как рассуждают: ребенок должен закончить школу прилично, чтобы поступить в приличный вуз и получить приличную работу. А то, что ребенок будет ходить со сколиозом, с плоскостопием, с проблемами в шейном отделе позвоночника вплоть – это уходит на второй план.


Если ты просто стоишь и читаешь урок, как преподаватель в университете, в школе это не пройдет. Особенно с пятиклассниками. Они уснут прямо за партами. Поэтому каждые пять минут должна происходить смена деятельности. Я слежу за ритмом урока, слежу за временем. Мы то читаем, то пишем, то смотрим фильмы.


Афиша фильма "Царство небесное"


Недавно дети из класса должны были дома с родителями посмотреть голливудский фильм Ридли Скотта "Царство Небесное" (Kingdom of Heaven, США, 2005). Потом мы разбирали сюжет с исторической точки зрения, слушали диалоги, объясняли причины конфликта между крестоносцами и мусульманами. Многие дети дома снова этот фильм пересмотрели, они старались вовлечь родителей, объясняя детали действия.


В 6-м классе я работаю по экспериментальному учебно-методическому комплексу "Сферы", где учебники похожи на журналы. Там один параграф занимает ровно один разворот. Иллюстрации все размещены на полях. Задействован каждый квадратный сантиметр учебника, это очень удобно. Не надо листать учебник, в поисках нужной информации. Еще в серии интересные тетради с тестовыми заданиями, которые развивают аналитическое мышление (взамен заданиям, которые от ребенка требуют только запомнить какие-то факты). Это связано с тем, что сейчас гуманитарные науки стремятся не просто дать фактические знания детям, но и развить компетентностный подход у них.


Учебник по истории. "Сферы"


У нынешних детей клиповое мышление. Им проще выхватить какие-то яркие моменты, запомнить отдельные имена. Но дети не могут видеть за этим цельной картины. За деталями они пропускают эпохи.


Дети не могут провести даже небольшой анализ текста, выделив из текста главную мысль, разделить его на смысловые части. С 5-ого по 9-ый классы мы должны пройти всю историю от зарождения человечества до современности. Колоссальный объем знаний, который требует постоянного чтения. Потом за 10-11 классы мы все это углубленно повторяем. Но настоящего "углубления" не получается, потому что за это время многое успело позабыться.


Я ставлю двойку, если ребенок ничего не сделал: не учил, не читал. Когда мне сдают пустой лист и там написано: "Извините, честно читал, но ничего не помню", - конечно, там будет "2". Но у меня низкий порог на оценку. Если хотя бы что-то ребенок помнит, хотя бы что-то написал – ставлю "3".


Я не люблю пересказ параграфа, потому что один говорит, а другим не интересно. Мы на каждом уроке делаем письменные работы, так у каждого есть возможность высказать свою позицию.


Низкие оценки бывают от отсутствия прилежания и внутренней дисциплины. По истории редко такое бывает, что ребенок вообще ничего не понимает.


Все учителя отмечают, что если десять лет назад у детей был страх плохих оценок и ответственность перед родителями за учебу, то сейчас такие мотиваторы не проходят. Учителя могут использовать только один мотиватор - интерес. Только заинтересовав ребенка, можно добиться результата.


Очень мало родителей сейчас контролируют оценки и воспринимают двойки и тройки как сигнал, что надо с ребенком позаниматься дополнительно. Да, есть электронный дневник, но не всегда в него можно вовремя выставить оценки. Зато там можно писать замечания для родителей, с некоторыми папами и мамами получаются целые электронные дискуссии, а по детям потом видно, что родители включились в процесс. Скажем так, "воспитательная работа была проведена". Но не все родители могут объяснить ребенку исторический материал. Либо отправят к учителю, либо скажут, "не учи, тебе это не пригодится". А еще у детей стала плохая память, потому что голова сильно забита другой информацией. Хотя у истории единственный репетитор – это книга. Читать и запоминать необходимо максимально много. 


Мне по душе традиционные устные экзамены. Может быть, экзамены в форме эссе, когда дается характеристика исторической личности или эпохи. Я против тестов, потому что выбрать из 4 вариантов 1 может даже обезьянка, в 25% случаев она угадает. Учителя истории 9-11 классов страдают из-за системы ГИА и ЕГЭ, потому что вынуждены преподавать только по тестам. Страдают от этого и дети: их натаскивают на факты, но тесты не дают сформировать понимание эпохи и исторического процесса в целом.


Общаясь вне работы с людьми своего возраста, которым 20-30 лет, я вижу, что это поколение много чего недополучило в плане гуманитарного образования. Поэтому вокруг нас менеджеры, у которых не поставлена речь, журналисты, которые не умеют формулировать свои мысли. Воспитывать все эти навыки нужно в школе. Учителя могут влиять на общество, воспитывая детей. И через детей мы влияем на родителей. Я считаю, в этом суть профессии учителя.



Читайте также:
За что платим школе?
Учимся читать: три методики
Как привить ребенку любовь к искусству
Дети и деньги: как научить ребенка зарабатывать
Школьные конфликты: театр начинается с раздевалки

Лого letidor.ru

Комментарии