Школьников обяжут изучать православие? Споры вокруг да около

Школьников обяжут изучать православие? Споры вокруг да около

Родители активно обсуждают обязательные уроки основ православия, введенные в школьную программу. Действительно ли учеников ждет новый школьный предмет? «Летидор» наблюдает за реакцией и собирает мнения.

Родители сейчас активно обсуждают обязательные уроки основ православия, введенные в школьную программу. Действительно ли учеников ждет новый школьный предмет? «Летидор» наблюдает за реакцией и собирает мнения.


Земля слухами полнится: откуда дым без огня?

В интернете появилась информация, что на экспертизу педагогам была направлена программа школьного курса «Основы православной культуры», рассчитанная на учеников с 1 по 11 классы. Министерство образования и науки РФ, которому приписали эту инициативу, тут же открестилось и предположило, что обработкой предложения от РПЦ занялась Российская Академия Образования. Редакция «Летидора» связалась с Академией, но не получила подтверждения о том, что такая работа была проделана.

Но информация в сети активизировала новую волну разговоров вокруг этой темы, тем более что иерархи РПЦ уже неоднократно выступали с предложениями ввести в программу общеобразовательных школ обязательное религиозное образование. Видимо, решение этого вопроса еще затянется как минимум до осени. А тем временем споры вокруг этой темы не утихают.

Школьники будут изучать православную культуру с 1-го по 11-й класс?


Достаточно ли факультатива?

Основы религиозных культур и светской этики преподаются в виде факультатива во всех общеобразовательных школах России с 2012 года. Однако эти дополнительные занятия введены только для школьников 4-5 классов и не обязательно предполагают изучение именно православия: родители по желанию могут выбрать для своих детей другую мировую религию.

Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС):
«Доступ к религиозному образованию и просвещению в области духовно-нравственных основ должен быть у всех заинтересованных семей. Однако это не должно быть навязанным решением – и родители, и дети должны иметь право выбора и самостоятельного решения».

На практике так и получается: все, кто считает, что их ребенку нужно изучать какую-то определенную религию, вправе сделать свой выбор и пройти краткий курс. Но достаточно ли такого формата в рамках школьного обучения? Или каждый ученик все-таки должен ознакомиться именно с православной религией?

Елена Ларина, православный журналист: «Не вижу ничего предосудительного в том, что в общеобразовательных школах изучение основ православной веры будет введено как обязательный учебный предмет. То, что преподается сейчас в школах в виде факультатива, сложно назвать качественным. Мне до сих пор непонятно, почему мы так боимся уроков православия, но не боимся уроков сексологии? Почему страна, которая более 1000 лет исповедует православие, так боится, или хуже того – стыдится, своей родной веры, нередко отождествляя ее с оккультной сектой? Почему нашим детям не стыдно знать героев американских блокбастеров, ловить по городу покемонов – и не иметь ни малейшего понятия о великих людях, прославивших Россию? Почему мы ничего не знаем и не хотим знать о наших русских святых, память о которых хранится столетиями? Да и на вопрос, в чем смысл православной веры, ответить ясно попросту не можем».

За что платим школе?


Вопрос государственности: культура познается через религию

Любая религия способна многое рассказать о государстве, в котором она исповедуется. При ответе на вопрос «почему в школах предлагают изучать именно православную веру» многие ссылаются на то, что именно эта конфессия – неотъемлемая часть нашей истории.

Юлия Рублева, общественный деятель, зампред общественной организации «Москонтроль»: «В ряде западных стран, где действует светская система образования (например, в Германии, Италии), во всех государственных школах дети изучают основы религии и даже сдают экзамены по этому предмету. А в массовом сознании россиян почему-то укрепилось мнение, что светское образование непременно должно исключить из себя все религиозные составляющие, какими бы они ни были. Но не стоит забывать, что правосла­вие сыграло ключевую роль в станов­лении российского государства. Изучение данного предмета позволит детям более глубоко погрузиться в историю, литературу и искусство, понять и изучить духовные традиции родной страны».

Школы в Австралии

Школа в Израиле: 100-бальные оценки и запрет на мобильники


Православие как системообразующая идеология: нужно ли это мусульманину и кришнаиту?

Значимость православной веры для культуры нашего государства не подлежит сомнению. Но не «сломает» ли это детей, воспитывающихся в не православных семьях?

Зотова Татьяна Владимировна, руководитель международного образовательного центра «Мир грамотности», психолог-консультант, доктор педагогических наук, профессор, академик, член Европейской лиги психотерапевтов, мама и бабушка: «Россия – многонациональная страна, в ней проживают представители разных религиозных конфессий, в том числе христиане, католики, иудеи, мусульмане, буддисты, кришнаиты. Считаю, что введение уроков православия в школах в наше время некорректно по отношению к верующим других религий. Превращать светскую школу в духовную семинарию ошибочно. В таком случае необходимо ввести уроки изучения других верований, а не только православия».

Профессор Алексей Владимирович Коршунов, проректор Московского педагогического государственного университета, член Координационного совета Российского движения школьников: «На мой взгляд, православие для России – не просто ведущая религия, а системообразующая идеология российской государственности. И в этом смысле знакомство с основами православной веры в образовательном учреждении можно только приветствовать, при условии соблюдения нашей Конституции и требований законодательства РФ. Другое важное условие – преподавание православия квалифицированными подготовленными людьми».

Владимир Панушкин, директор Socioma_RU: «Введение уроков православия спровоцирует скрытое, а может, и открытое напряжение. И еще я не очень хочу, чтобы когда-нибудь мои внуки начинали школьный день с повторения зазубренных молитв. Может, стоит задуматься о вложении в ребенка истинных ценностей: не врать, не воровать, помнить своих отцов и дедов? Научить ребенка, что нельзя грешить, а потом отмаливать это со свечкой перед иконой. Православие в школе здесь не поможет».

Отказ от школы: что говорят родители


Религия вне школы: возраст принятия решения

Меланя Айдинян, эксперт интернет-сервиса «Помогатель.ру»: «Я категорически против. Будучи человеком атеистических взглядов, я собираюсь так же воспитывать своих детей. Когда мой ребенок вырастет, он сам сможет осознанно выбрать себе религию, если он почувствует такую потребность. При этом я бы поддерживала идею изучения истории религий (у меня в школе был такой предмет, и я считаю его полезным)».

Роман Харланов, политик, зам. начальника управления в МО: «Понимание, что я хочу обратиться в православие, пришло ко мне уже в совершеннолетнем возрасте, мне тогда было уже 18, и я обратился к своей тете с просьбой стать моей крестной и прошел обряд крещения. Сам сейчас в церковь хожу, верю в бога, являюсь православным христианином. Своих детей мы с женой крестили, но на них в этом смысле не давим: например, одна дочь охотно ходит со мной в церковь, а вторая не ходит и не разделяет мои взгляды – и это ее право. Я считаю, что детская психика в школьные годы не «подходит» для того, чтобы в обязательном порядке настойчиво прививать ей религиозные правила. Все-таки у нас – светское государство, власть от религии отделена. К тому же при церквях и храмах полно учебных заведений – воскресных школ, куда по выходным все желающие приводят своих детей, чтобы познакомить с этой сферой жизни. Считаю, этого вполне достаточно, и общее образование с религией смешивать не стоит».

Анатолий Андреев, преподаватель английского языка: «Как преподаватель иностранного языка могу сказать, что у всех школьников проблема с изучением языков. Поэтому на сегодняшний день актуальнее исправить проблемы в преподавании основных предметов, а не вводить новые дополнительные. Школа должна быть вне религии».

Как всё устроено: школьная скамья в японском стиле


Право на выбор: что говорит конституция

Алина Дмитриева, директор компании «Мой Семейный Юрист»: «Детям, конечно, стоит знать о том, как формировалась та или иная религия — это поможет увидеть целостную картину мира и понять, какие ценности лежат в основе культуры народа. Но включать предмет «Основы православной культуры» в школьную программу и делать его обязательным для всех учащихся вряд ли стоит. В первую очередь это нарушает ст. 28 Конституции РФ, согласно которой существует свобода вероисповедания. Навязывание учебным учреждениям предмета может не соответствовать духовным потребностям обучающегося, так как в его семье могут быть приняты иные взгляды на религию».

Что такое Вальдорфская школа

Лого letidor.ru

Комментарии