• Мнение эксперта

Как между собой связаны Майнкрафт и начальное образование

Лола ШурыгинаСоздатель школы «Макарун» на Соколе, мама трёх мальчишек
Как между собой связаны «Майнкрафт» и начальное образование

Создатель частной школы «Макарун» и мама трёх мальчишек Лола Шурыгина рассказывает о том, как важно учить детей проектной работе и давать свободу в реализации самых смелых желаний.

Чаще всего в школе ребенку определяют четкие границы, в рамках которых он может выразить себя. Об этом пишут многие учителя и психологи, в том числе куратор и декан Стэнфордского университета Джули Литкотт-Хеймс.

В книге «Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни» она заявляет, что сегодня ценят работников, способных рисковать, экспериментировать и изобретать, однако школа совсем не стремится развить эти навыки.

Для того чтобы раскрыть в ребенке творческое начало и привить чувство ответственности, нужно дать ему возможность самостоятельно воплотить свою идею в жизнь. Некоторые родители относятся к такому предложению скептически. Они считают, что школьник не может справиться с большим проектом без постоянного контроля со стороны взрослых коллег.

Мама нашего ученика Яромира, Надежда Бабаева, тоже не сразу поверила в идею своего сына.

Однако мне как основателю Начальной школы «Макарун» было интересно провести эксперимент и позволить ребенку разработать и внедрить свой интеллектуальный проект.

Вот наша история, которая произошла в прошлом учебном году.

Яромир учился во втором классе. Он перешел к нам из другой школы, использующей новую альтернативную методику, которая ему не подошла. Последствия после первого года обучения были столь катастрофичными, что каждый день нам, взрослым, приходилось доказывать, что школа – безопасное пространство. Главное, что мы хотели донести до Яромира: его принимают таким, какой он есть. Его мнение и состояние души ценно. День за днем мы завоевывали его доверие. И завоевали.

Именно этот ученик поставил нас перед непростым вызовом: на уроке «Проект» он задумал создать новую версию «Майнкрафта» – любимой игры детей всех возрастов.

Мы, взрослые, вздохнули (про себя) и начали работу.

Сказать ему, что у него не получится, что игра нам неинтересна, мы не имели права, ведь это значило бы обмануть доверие ребенка и предать его идею.

Вместе мы поставили цель, Яромир самостоятельно расписал свои задачи и определил ресурсы, сроки и роли участников проекта. Все по-настоящему. Однако после этого ученик столкнулся с проблемами: он не рассчитал свои возможности, и ему пришлось на некоторое время отложить запуск проекта.

В один из дней в кабинет директора пришло письмо от Яромира. Мальчик писал, что с новой версией популярной игры у него пока ничего не получается. Вместо этого он предложил организовать курсы по обучению «Майнкрафту» в школе. Мы представили лица родителей, дети которых будут посещать занятия по компьютерным играм. Но эмоции ребенка, который понял, что он сможет самостоятельно это реализовать, более того, получить поддержку и помощь взрослых, не передать никакими словами. Мы решили попробовать.

Мальчик принял решение и изменился до неузнаваемости.

Яромир сам пришел писать новые задачи, разбил их на этапы и расставил сроки их выполнения.

Он с горящими глазами в одни сутки выполнял план за несколько дней. Так, согласовывать дату, время, номер аудитории он начал почти на неделю раньше, чем планировал. Зачем медлить, если можно сделать это здесь и сейчас? И ничего, что преподаватель, с которым он хотел обсудить все детали, находится на обеденном перерыве.

Прошло немного времени, и Яромир пришел ко мне как к директору школы. Сообщил, сколько компьютеров и какое программное обеспечение нужно для реализации его нового проекта. С этой задачей техническая служба успешно справилась: ПО было установлено вовремя. Наконец, подошла очередь самой сложной, как мы полагали, части – составления тематического плана занятий.

Здесь Яромир на своем примере доказал, что работать над тем, что ты знаешь хорошо, можно легко и быстро.

Он самостоятельно написал афишу и зарегистрировал учеников на первое занятие. Ребенок сам отчитывался по своему проекту после каждого урока: сколько детей посетили класс, какая тема пройдена и в каком объеме усвоена информация. Мы были поражены его успехами и тем, как это повлияло на жизнь его одноклассников.

Мы смогли сделать несколько важных выводов

Во-первых, обучение «Майнкрафту» имело успех: дети действительно начали посещать занятия.

Во-вторых, остальные ребята вдруг поняли: не нужно бояться высказывать свои идеи и браться за большие проекты, ведь в стенах школы они могут стать реальностью. Работа в других проектах закипела. Дети сами устроили гонки на картингах в картинг-клубе, построили настоящий лего-город и сняли кинофильм о школе.

В-третьих, Яромир научился брать на себя ответственность, делегировать часть задач и отвечать за результат других учеников. На своем примере он доказал: детям полезно делать то, что им важно и интересно. В новом учебном году ученик планирует реализовывать новые интересные проекты с помощью педагогов нашей начальной школы.

Фото: предоставлены школой «Макарун»

Лого letidor.ru

Комментарии