Я знаю, как огородить сына от виртуальной реальности: рассказывает мама

Я знаю, как огородить сына от виртуальной реальности

Блогер и мама Анастасия Коновалова — о том, как предотвратить уход детей в виртуальную реальность.

Однажды мой сын решил, что в нашем мире нужно собирать комки смерзшийся грязи, ветки и мусор для строительства портала в другой мир. Когда он понял, что портал не работает, то потерял интерес к этой игре.

Эй! Стоп, это не грязь, это же космос! Тут миллион бактерий, червей, личинок, инфузорий со своим жизненным циклом. Тут муха, которая заснула на несколько месяцев, а весной снова зажужжит.

Мне кажется, что сию же минуту, пока не поздно, я должна объяснить сыну, чем привлекательна наша реальность.

Она создана не человеком. Она в миллион раз сложнее, чем мы в состоянии себе представить. И в этом парадокс – именно эта «сложность» делает её непривлекательной для наших детей. Ведь рядом с ней есть простой и очень понятный виртуальный мир.

Почему виртуальная реальность так привлекает детей

Гэри Смолл, профессор психиатрии, выделяет интереснейшее свойство цифровой реальности: она дает детям возможность постоянно что-то делать и быстро получать видимый результат.

Он пишет: «Каждый день возникают все новые и новые гаджеты, которые во многом определяют нашу работу, отдых, общение с друзьями. Меняются наши реакции, образ мышления. В этой непростой ситуации перед человечеством стоит трудная задача: остаться людьми, не превратившись в придаток компьютера, и не разучиться сопереживать, общаться, любить…»

Проблеме взаимодействия ребенка и виртуальной реальности посвящены тысячи исследований.

И единственный вопрос, на который мы пытаемся ответить: предоставлять ли ребенку доступ к компьютеру или нет.

И при этом «нет» почти наверняка означает катастрофу в будущем, когда человек откроет-таки для себя этот мир. Что же делать?

Фото: shutterstock

Как вернуть ребёнка в реальный мир

Дано:Осознанные родители, которые видят, как дети теряют интерес к реальной жизни, к коммуникациям и любым видам деятельности, несвязанным с компьютером. Вопрос о том, чтобы совсем запрещать гаджеты для нас не стоит.

Мы знаем, что запреты усиливают интерес.

И знаем, что в детском коллективе ребёнок наверняка встретится с гаджетами. Лучше мы сами начнем знакомство и будем вместе учиться с пользой применять эти вещи. Вопрос усложняется только тем, что оба осознанных родителя работают, поэтому полноценное время для детей мы находим только в выходные. Мы идём в музеи, контактные зоопарки, панда-парки, океанариумы, развивающие студии. Но даже это их не занимает.

Давайте вместе подумаем над тем, как мы можем решить эту проблему. Ведь виртуальный мир давно привлекает наших детей больше реального.

Фото: shutterstock

Решение первое

Одна из важных социальных тем, которую мы можем сейчас продвигать — это возможность брать наших детей на работу. Показывать им наш мир, который занимает нас, который нам интересен.

Почему мы не привыкли рассказывать детям о своём деле? Почему мы не можем пожертвовать долей комфорта, чтобы коллега привел и показал своему ребенку, как устроена наша работа?

Мы могли бы сделать детские сады при крупных предприятиях и фирмах, где у детей будет больше возможностtq включаться в мир взрослых людей. Ребёнок склонен к подражанию. Когда он видит, что ваше дело занимает вас, он «заразится» этим.

Сейчас такой возможности нет. Ребёнок целый день находится в обычной детсадовской группе (25-30 человек), где, при всём уважении к воспитателям, он не сможет узнать, что такое реальный мир.

Фото: shutterstock

Решение второе

Мы должны объяснить нашим детям, насколько сложен, неповторим, бесконечен наш мир. Ведь поэтому он прекрасен!

Если долго бродить по компьютерной игре, можно найти в ней «провалы»: виртуальные декорации в виде плоских деревьев сменяет серая цифровая пустота. В нашем мире такого не бывает.

В компьютерной игре, свернув с пути, мы попадём в пустоту. В реальности — свернув с дороги, мы делаем нашу жизнь только интереснее. Мы расширяем границы привычного мира. Покажите это своему ребёнку.

Можно устраивать серьезные беседы о ценности и сущности реальности, структуре общества, но, скорее всего, это ни к чему не приведёт. Слова, не подкреплённые делом — путь в никуда. Поэтому нарисуйте с ребёнком современную инфографику о реальном мире, читайте с ним книги, сюжет которых меняется в зависимости от вопросов, которые задает ребенок. Старайтесь общаться с детьми на том языке, который они понимают.

Легче всего установить родительский контроль и запретить «неправильные» игр. Но ведь есть мейнстрим. Рано или поздно ребенок попросит установить игру, «в которую все играют». И запрет только усилит оторванность от социума, в котором он растет.

Из разговора с сыном

«Мам, зачем нам реальный мир, в игре же интереснее? – Нет, Мишуль, интереснее в реальном мире. В нем можно почти все, намного больше, чем в играх! – А если я хочу вырастить динозавра? – О, тогда ты должен стать ученым, биологом, ты изучишь ДНК динозавра и в своей лаборатории вырастишь одного настоящего. – Но в планшете все равно лучше! Динозавр не поместится в настоящую лабораторию. – Нет, солнышко, лаборатории есть самые огромные, размером с дом, или даже наш город! На границе Франции и Швейцарии находится огромная подземная лаборатория, в которой изучают ускорение протонов, это такие элементарные частицы из которых состоит весь наш мир! – О! Я хочу туда попасть!»

Лого letidor.ru

    Комментарии