• Образование

Три тенденции современного образования, с которыми надо смириться

Три тенденции современного образования, с которыми надо смириться

Что необходимо знать родителям об образовании, чтобы их дети шли в ногу со временем.

Мы прекрасно понимаем, что наши дети будут жить в другом, во многом непохожем на сегодняшний день мире. И современная школа слабо отвечает требованиям времени и задачам, которые придётся решать новому поколению в будущем.

«Летидор» вместе со Всероссийской онлайн-олимпиадой для младших школьников «Умназия» рассказывает, какие тенденции в образовании нельзя игнорировать, если вы хотите, чтобы ребёнок состоялся во взрослой жизни.

Тотальная информатизация

Будущее — это эпоха цифровых технологий. Мы уже не можем представить себя без планшетов, интернета и мобильных телефонов. Образование, несомненно, тоже переходит в цифровой формат.

Ученики все больше времени проводят перед электронными носителями информации. Эксперимент по использованию электронных учебников в Москве начался в 2013 году. А сегодня эксперты издательства «Просвещение» прогнозируют, что 100% российских школ перейдут на электронный формат к 2025 году.

Доступность цифровых технологий в образовании предоставляет школьникам разные возможности.

Во-первых, цифровые технологии позволяют в значительной мере обеспечить доступ к единому качеству образования, независимо от того, в каком регионе живут и учатся дети.

Во-вторых, информатизация делает возможным частую и детальную оценку знаний учеников. Онлайн-тесты, интернет-олимпиады, компьютерные тренажёры — все эти инструменты не только позволяют отследить прогресс ученика, но и сравнить его результаты с ровесниками по всей стране.

В-третьих, компьютерные технологии позволяют педагогам создать так называемые модульные образовательные блоки, учитывающие скорость овладения новыми знаниями, глубину изучения предмета и качество усвоения пройденного материала.

Гуманизация образования

Многие педагоги и родители, которые испытали на себе традиции западного (европейского и американского) образования, отмечают, что ключевое отличие «их» от «нас» — в смещении фокуса на так называемые soft skills. Этим термином обозначают не связанные напрямую с изучаемым предметом навыки и умения — например, умение слушать и слышать собеседника, навыки переговоров, инструменты убеждения.

Российское образование долгое время было нацелено на глубокое изучение образовательных предметов, но без гуманизации образования (смещения фокуса на освоение soft skills) будущий успех сегодняшних школьников невозможен. Именно поэтому российские школьники неизменно становились победителями международных олимпиад по математике, физике и химии, но значительно уступали западным выпускникам в таких дисциплинах, как управление, маркетинг или продажи.

В соответствии с трендом гуманизации образования в наших школах активно внедряется проектная деятельность, когда школьники учатся ставить цели, планировать время, работать в команде, находить и анализировать информацию и презентовать свои решения.

В условиях проектной работы педагоги перестают быть единственным источником информации и новых знаний.

Роль учителя становится более наставнической — дать совет, предоставить конструктивную критику, открыть дискуссию или мотивировать ученика.

Дети получают возможность увидеть ролевые модели и научиться чему-то важному не только в школе, но и в других областях жизни, включая интернет. Логика, аналитическое мышление, умение выборочно концентрировать внимание и выражать свое мнение — ресурсов, позволяющих развить в ребенке такие нужные и важные для будущего успеха навыки, сейчас появляется все больше и больше.

Непрерывность образовательного процесса

Вы заметили, что сегодня учиться стало модно и интересно? Учатся не только дети, но и взрослые. Кто-то выбирает курсы личной эффективности, другой совершенствует английский или осваивает новую специальность. Интернет и современные технологии предлагают множество форм и возможностей для повышения своего образовательного уровня.

Теперь мы можем слушать лекции профессоров Гарварда, Оксфорда или родного МГУ, не выходя за пределы собственной комнаты.

Человек каждый день получает и обрабатывает огромные объемы информации. Эта непрерывность образовательного процесса неизбежно приводит к интеграции всех изучаемых предметов в единую образовательную среду.

Принимая и адаптируясь к тренду непрерывности образовательного процесса, сегодняшние ученики изучают предметы не по отдельности, а в неразрывной связи друг с другом.

Например, работая над проектом по изучению истории родного края, школьники получают навыки написания сочинений (словесность), строят макеты жилищ (технология), рисуют графики роста населения (математика) и собирают рецепты местных блюд (окружающий мир). Таким образом, презентуя друг другу результаты своего проекта, ученики не только закрепляют выученный материал и soft skill, но и расширяют свои знания за счет опыта и знаний других учащихся.

Учебник и учитель перестают быть единственными источниками знаний.

Качество и полнота образования требуют привлечения дополнительных ресурсов, доступ к которым даёт именно интернет и цифровые технологии.

Три тенденции (компьютеризация, гуманизация и непрерывность образования) — главные тренды, влияющие на содержание и процессы обучения. И задача педагогов и родителей — принять и использовать их для максимизации эффективности образования детей.

Согласно последним исследованиям специалистов НИУ ВШЭ, около 64% российских младших школьников и дошкольников вовлечены в систему дополнительного образования, и половина из них — пользователи именно онлайн-образования.

Это значит, что 1,5-2 миллиона детей в возрасте до 10 лет уже используют интернет для получения знаний.

В то же время специалисты образовательной платформы «Умназия» определили, что процент участников предметных олимпиад среди первоклассников составляет 60%, а к 4 классу (окончанию начальной школы) эта цифра достигает уже 80%. Если перевести это на язык цифр — это всё те же 2 миллиона детей год.

Эти 2 миллиона участников олимпиад и пользователей интернет-ресурсов дополнительного образования — это те, кто уже адаптировался к новым трендам в обучении.

Если образование — это непрерывный процесс, то силы и энергия, потраченные на прививание ребенку именно интереса и привычки к получению знаний, — это наиболее важная задача родителей и педагогов учеников младших классов. Невозможно всю жизнь успешно заниматься нелюбимым делом и невозможно вырастить успешного и гармоничного человека, игнорируя тенденции, формирующие наше будущее.

Фото: Shutterstock.com

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также