Опубликовано 29 августа 2014, 13:00

Школьные конфликты: театр начинается с раздевалки

Большинство школьных конфликтов создает сама школа - это очевидно. Однако хотелось бы понять, как именно она это делает, и что в ней можно изменить. Либо отказаться от нее совсем, но с разумными альтернативами.
Школьные конфликты: театр начинается с раздевалки

Школьные конфликты: театр начинается с раздевалки

Когда-то у нас в "Летидоре" была статья Жени Кац с очень полезной мыслью - конфликты в школе происходят не только из-за индивидуальных особенностей "изгоев", а еще и потому, что в школе не учат общению и коллективной деятельности. К моему удивлению, большинство читателей проигнорировали эту мысль, и снова стали обсуждать в комментариях индивидуальное - психотипы детей, веснушки и хулиганов, виктимность и секции каратэ.

Так что я решил снова поднять тему школьного коллективного, поскольку эта тема как-то странно убегает от внимания. Большинство школьных конфликтов создает сама школа - это очевидно. Однако хотелось бы понять, как именно она это делает, и что в ней можно изменить. Либо отказаться от нее совсем, но с разумными альтернативами.

Уроки детсада

Начну с того, что все эти истории про травлю, хулиганов и страдальцев - лишь вершина айсберга детских "неформальных отношений". Отношения эти очень разнообразны, просто взрослые не привыкли в это вникать, пока нет серьезных последствий.

Между тем, отношения эти начинают складываться задолго до школы, еще в детских садах, когда ребенку всего три-четыре года. Именно тогда они начинают дружить "с кем-то" или "против кого-то". Первые детские коллективы (не искусственно собранные взрослыми, а естественные, самоорганизованные коллективы) - это пары и тройки, изначально нестойкие, как молекулы воды в облаке пара. Конденсация и кристаллизация начнется позже.

Мой старший, Кит, сменил три садика из-за наших переездов, и у меня была возможность понаблюдать, как проходят у него эти стадии коллективизации. Вначале - типичный новичок, изгой. Идут жалобы на поведение - пытается показать себя.

Постепенно начинаются одиночные контакты и вписка в микро-группы. Время от времени он рапортует об успехах: "Я подружился с Сережей, а его Петя слушается". Или "Мы дружили с Алешей, но он стал дружить с мальчиком, который был против нас".

Пару раз я помогал ему. Одна парочка играла на площадке после садика, мы с Китом подошли, и я спросил, можно ли нам поиграть с ними. Конечно, это было поведение типичного bully - дети едва ли могут отказать бородатому мужику. Так что я постарался принести пользу: научил их играть в прятки. На следующий день смотрю, тусуются вместе на прогулке.

За неделю до Нового года Кит приходит с заявлением, что сегодня с ним все дружили. Я удивляюсь: как-то быстро. Начинаю выяснять, не было ли каких подвижек в коллективе. Оказывается, у них там ветрянка. И первым заболел пацан, который был вроде лидера. Кит перехватил управление. Потом бывший лидер возвращается, но, кажется, он уже не рулит. Кит ходит королем... и через пару дней сам выходит из игры с ветрянкой. После праздников все начинается снова.

Все эти самопальные игры происходят в фоновом, партизанском режиме, как некая параллельная реальность, спрятанная на прогулках и в прочих редких кусочках свободного времени - основное время занимает "официальная деятельность" детсада, где надо лепить из пластилина скучные морковки, учить примитивные стишки или просто "вести себя". Поневоле задумаешься, что было бы, если бы дурацкие морковки сократить, дав больше времени на свободную коммуникацию и самоорганизацию.

И неудивительно, что я гораздо больше интересовался партизанской частью детсадовской жизни. И даже подкидывал "оружие". Это могли быть мелки для рисования стрелок и тайных знаков на асфальте. Или каштаны, которые мы любим собирать осенью, а жена потом ругается, что их скопилось в доме слишком много - я предложил Киту взять их с собой в сад и просто раздать детям, каждому по одному. И посмотреть, что будет. Просто как новый повод для контакта, новая игра.

Был случай, когда он потерял на прогулке в саду губную гармошку. Я посоветовал ему сделать общее объявление об этом - через воспитательницу, или самостоятельно как-нибудь спросить всех сразу, попросить помочь. Сделал. И точно, один мальчик видел, где гармошка на улице лежит. Нашли. А я для себя отметил, что они совсем не понимают принципов взаимопомощи: один не догадался сам спросить, другой не подумал рассказать, пока не спросили.

Зато, когда идея новой игры освоена, они могут очень творчески развить ее. Через некоторое время дед Кита, вернувшись с ним из сада, со смехом рассказал, что внука обвиняют в создании собственной мафиозной структуры: Кит давал другим детям задания и обещал "подарки" за выполнение. Неплохо для пяти лет, решили мы с дедом.

Какое отношение имеют эти истории к школьной травле? Да самое прямое. Травля - это другой вариант развития тех же самых игр. Травля - это игра, в которую играют дети, которым не дали играть в другие игры.

1 из 4

ПредыдущаяСлепые пятна школы