Путь Маршака: история о том, как благодаря поэту появилась современная детская литература

Путь Маршака: история о том, как благодаря поэту появилась современная детская литература
  • Рассказываем, как Самуил Маршак пришел в детскую литературу и сделал ее самостоятельным явлением.

Самуил Яковлевич Маршак — один из поэтов, которому мы обязаны появлением в СССР (а соответственно и в России) качественной детской литературы. Он стоял у истоков Детского государственного издательства (Детгиза). Именно благодаря Маршаку мы знаем В. Бианки, Л. Пантелеева, Е. Чарушина, Т. Богданович, Д. Хармса и других писателей, без которых не мыслим детство.

В 130-летие со дня рождения Маршака «Летидор» рассказывает, как Маршак пришел в детскую литературу, почему до него книги для маленьких считались литературой второсортной и как поэту удалось это изменить.

Путь к профессии

Маршак с юношества был вхож в литературные круги Санкт-Петербурга. Ему покровительствовал знаменитый критик Владимир Стасов, который, по признанию молодого гимназиста, стал для него «мостом чуть ли не в Пушкинскую эпоху», так как некогда был лично знаком с Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым и другими мастерами слова. В гостях у Стасова Маршак повстречался с Максимом Горьким, который позже пригласил гимназиста пожить в своём доме в Ялте.

Несмотря на то что Маршак собирался посвятить свою жизнь писательскому труду, он никогда не питал особых чувств к детскому направлению.

Ему нравились русский фольклор, русская и зарубежная классика, которая в то время составляла золотой фонд детской библиотеки, но к современным детским авторам начинающий поэт имел большое предубеждение.

Вот что он пишет в автобиографии: «Преобладали в предреволюционной детской литературе (особенно в журналах) слащавые и беспомощные стишки и сентиментальные повести, героями которых были, по выражению Горького, "отвратительно-прелестные мальчики" и такие же девочки».

Очевидно, что в детскую литературу поэта привело желание искоренить слащавых героев кустарных книг в дешевых пестрых обложках, убрать из них описание псевдожизни.

В 1923 году он организовал журнал «Новый Робинзон», с которого началась литература для юного читателя в таком виде, в котором мы знаем её сейчас. Но в 1923 году Маршаку было уже 36 лет, а детьми он стал интересоваться задолго до этого времени и вообще до того, как начал сочинять для них стихи.

Как поэт пришёл в детское направление

Маршак сам не раз отмечал, что всегда считал себя другом детей. После окончания гимназии он «безо всякой практической цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх».

Он проявил большую заботу к детям-беженцам, которых накануне Первой мировой войны свезли из прифронтовых областей в Воронеж, родной город писателя.

Маршак собирал для них обувь, одежду, теплые одеяла.

При участии поэта в 1920 году в Екатеринодаре (ныне – Краснодар) открылся один из первых серьезных театров для юного зрителя в России, который со временем превратился в «Детский городок» со своей школой, кружками, столярной и слесарной мастерскими. Маршак писал для театра пьесы и сам считал этот момент поворотным на своём пути к юному читателю.

Обращению к детскому направлению способствовала поездка Маршака в Лондон, где он два года учился на факультете искусств. Он много времени проводил в университетской библиотеке, где сделал первые переводы английского и шотландского фольклора, среди которых были стихи для детей.

Детская литература как самостоятельное и самодостаточное явление

Самуил Маршак был абсолютно уверен, что детская литература в том виде, в котором ее знали в дореволюционной России, должна уйти. Впервые во всеуслышание он заявил об этом на Первом всесоюзном съезде писателей в 1934 году в своей речи «О большой литературе для маленьких».

Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений, искусство, созданное для детей, не должно быть второсортным.

Эта мысль стала одной из главных в литературной, переводческой и критической деятельности поэта. Его выступление на съезде писателей шло вслед за Максимом Горьким. Такая очередность была спланирована намеренно, опять же для того, чтобы ещё раз подчеркнуть значимость нескольких идей о направлениях развития Детгиза, которые высказывал автор.

Эти идеи по-настоящему мудрые, и их можно отнести не только к литературе, но и к восприятию взрослыми детей в целом.

Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.

Вот что нужно взять на заметку из речи писателя всем взрослым

1. «Дети живут, а не готовятся жить»

Для ребенка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь. Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы и не находят ни одного ответа…

Поэт выступал за то, чтобы давать детям правду:

«Я не думаю, что в детских книгах нельзя рассказывать о голоде и страшной голодной смерти».

Задача писателя (читайте «родителя») в том, чтобы выбрать верную и понятную форму для того, чтобы рассказать об этих серьёзных вещах. Но не говорить о них нельзя.

«Эта реальная жизнь, в которой столько еще незнакомых людей и столько трудных, заманчивых дел, всегда привлекала и привлекает подростка, который заранее примеряет на себе судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых различных профессий».

2.«Детей нельзя кормить сухой дидактикой и нравоучительной литературой»

Маршак считал, что «искусство решает в той или мной мере воспитательные задачи, если понимать их не в прикладном, а в самом широком смысле».

Это значит, что мы можем направлять ребёнка в нужное нам русло, но делать это надо аккуратно, создавая для него такие условия, в которых ему будет интересно развиваться в заданном направлении.

3. «К читателю нельзя идти с одними внешними эффектами и выкрутасами, с литературным жеманством или бездушными готовыми схемами»

Как в литературе ребёнок не поверит в реальность происходящего, описанного с помощью бесконечных шаблонов, так и в жизни он заподозрит подвох, если взрослый попытается воспитывать его, используя заготовки.

Потому что в противном случае ребёнок не будет питать к этому человеку доверия.

Или же он постепенно сам научится «заслонять содержание формой».

Вместо заключения

Самуил Маршак уважал детей и восхищался их способностью фантазировать, мечтать. И, конечно, мечтал вместе с ними. Он верил в то, что дети способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, способны переживать гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Он всегда отмечал, что писать книжки для таких читателей — «великая честь для наших литераторов».

Кстати, в рамках Года Маршака в Московском метрополитене будет запущен новый тематический поезд из 5 вагонов: «Детский вагон», «Театральный вагон», «Английский вагон», «Военный вагон» и вагон, посвященный ученикам поэта – «Школа Маршака». Также будут выпущены юбилейные проездные билеты. А 27 октября 2017 года мэр Москвы подписал распоряжение об установке памятника Самуилу Маршаку на Лялиной площади, недалеко от места, где жил поэт. Памятник должен появиться до конца 2019 года.

Фото: МИА «Россия сегодня»

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также