Формирование образа буквы: как научить ребенка писать правильно

Формирование образа буквы: как научить ребенка писать правильно

Логопед Ирина Дунаева рассказывает об ошибках, которые дети чаще всего совершают при обучении письму и рассказывает, как эти недочеты исправить и когда обратиться за помощью к специалисту.

Вот и настал новый учебный год. Первое сентября – это праздник, за которым неизбежно наступают учебные будни. И не всегда этот процесс и у детей, и у взрослых вызывает положительные эмоции.

Уже на первых этапах обучения ребенок сталкивается с трудностями различного характера: кому-то трудно организовать себя во время урока, кто-то не может понять математическое задание, а у кого-то обнаруживаются затруднения при обучении чтению или письму. Именно на трудностях усвоения навыка письма мне хочется остановиться.

Все получается у первоклашки: задачи и примеры «щелкает как орешки», стихи заучивает с легкостью, а вот с буквами он «не дружит». Трудно запомнить в какую сторону та или иная буква повернута, куда надо вести линию при написании определенных элементов буквы. Если в этот момент не помочь малышу, то у него в недалеком будущем, а точнее к концу обучения в первом классе, может сформироваться стойкое нарушение письма – дисграфия.

Ошибка на ошибке: как определить, что у ребенка дисграфия

В предыдущей статье я уже упоминала термин « дисграфия», говорила о том, какие ошибки на письме должны насторожить родителей и учителей, с какими ошибками в письменных работах необходимо обращаться к логопеду. Дисграфия чаще встречается у учащихся начальной школы. Важно помнить, что дисграфия – это стойкое нарушение письма. Оно мешает детям успешно овладеть письмом. В случае, если это нарушение не исправить на начальном этапе обучения, оно может проявиться в более зрелом возрасте, при обучении в старших классах.

Первый человек, который должен обратить внимание на специфические ошибки в письменных работах учащихся – учитель класса. Он забьет тревогу и посоветует родителям обратиться за помощью к логопеду. В моей практике встречались ученики с различными проявлениями дисграфии: одни дети пропускали буквы и даже слоги в словах, другие – писали буквы и цифры в обратную сторону, третьи – в предложении все слова писали слитно, а четвертые – не могли запомнить, как пишутся буквы (вместо т писали п, вместо д – б), были и такие учащиеся, которые переставляли слоги в словах. В результате таких перестановок в их письменных работах появляются слова, не соответствующие содержанию, например, вместо «кто» они пишут «кот», а вместо слова «магазин» в тетради появляется «магазим».

Причины ошибок

Их много, и они носят различный характер.

Замены на письме букв , обозначающих близкие по звучанию звуки, например л – р, б – п, м – мь, ч – ть и т. д., могут происходить в результате логопедических нарушений: нарушение звукопроизношения или фонематического восприятия (слышит один звук, а воспроизводит другой).

В основе таких нарушений могут лежать и психологические особенности развития ребенка: недостаточный самоконтроль, неумение совмещать несколько операций в процессе выполнения одного действия, например, диктовать себе и писать, контролируя правильность написания безударных гласных в корне слова. Отсюда следует, что в процессе коррекционной работы может понадобиться помощь нескольких специалистов.

Замены букв , сходных по оптическому признаку (сходные по написанию буквы), например: л – м, б – д, о – а.

«Зеркальные» ошибки , например: З–Є, С–Э (написание букв в обратную сторону).

Пропуски или добавление элементов букв , например: и – ш, ш – щ, п – m.

В основе этих нарушений лежит несформированность зрительно-моторных функций, нарушение моторики и пространственного восприятия, а также явное или скрытое левшество.

Лого letidor.ru
Причины ошибок
1 / 8
Почему важно научиться писать

Комментарии