Детский Интернет: чем меньше, тем лучше

Детский Интернет: чем меньше, тем лучше

В честь Дня Интернета главный редактор "Летидора" рассказывает о своём скандальном докладе на конференции "Поколение NEXT", которая была посвящена сетевым сервисам для детей.

На фото: главред "Летидора" занимается образованием без Интернета в лесном лагере "Эврика-Парка".



Наверное, скоро меня совсем перестанут приглашать на IT-конференции, потому что в последнее время я слишком уж активно луддитствую. То есть порчу красивые презентации интернет-компаний своими замечаниями о тех вещах, которые они не любят озвучивать. Вот например, на прошлой неделе прошла конференция "Поколение NEXT" - целый ряд позитивных людей собирались спокойно рассказать о пользе своих интернет-проектов для детей. И тут вдруг я со своими страшилками. Сейчас и вам расскажу основные тезисы этого ужасного доклада.


(0) Стереотипные угрозы: шумовая завеса

Что чаще всего рассказывают в СМИ об опасностях, которые подстерегают детей в Интернете? Главных страшилок всего четыре:


- "взрослый" контент и извращенцы
- рецепты самоубийств и бомб
- кибер-буллинг и разжигание
- вирусы


Эти четыре угрозы имеют общие особенности, которые делают их привлекательными для СМИ. Во-первых, в этих историях легко назвать виноватого: даже если он ещё не найден, мы прекрасно понимаем, что речь идет о классических преступниках, причём чаще всего - одиночках. Поймай их, и проблемы решены (такая мысль подспудно транслируется).


Во-вторых, во всех этих случаях легко изобразить защиту - будь то фильтры, блокировки, антивирусы или другие штуки в жанре "заплати и поставь". Предполагается, что люди и страны, воспользовавшиеся этими защитами, уже решили проблемы своих детей в Интернете.


В-третьих, некоторые из этих угроз полезны для других видов IT-бизнеса. Три года назад руководитель одной из европейских организаций по защите авторских прав сказал буквально такие слова: "Детские порнографы - наши лучшие друзья. Потому что если сегодня мы научим Интернет фильтровать детское порно, то завтра мы научим его фильтровать всё остальное". В этом году я наблюдал ровно ту же логику в одной из передач на российском ТВ. Сначала там обсуждали опасные видеолики с разными самоубийственными практиками, которые могут увидеть дети;  собравшиеся эксперты признавали, что это плохо. Но на середине передачи ведущий вдруг заговорил о пиратах и о том, что дети точно так же скачивают из Интернета бесплатные книги и фильмы; таким образом страшилка про самоубийственное видео оказалась всего лишь "тараном" для продвижения других ограничений.


При этом стереотипные опасности Интернета, описанные выше, чаще всего - не массовые. Много ли вы видели школьников, которые действительно собрали и взорвали бомбу по рецепту из Интернета? Я таких бомб в своём детстве видел достаточно, и уже в восемь лет прекрасно знал, где добыть бертолетову соль для них - безо всякого Интернета. А теперь мой сын не может провести даже безобидный опыт с марганцовкой, потому что марганцовки не найти. Так что слухи о интернет-бомбах сильно преувеличены.


Зато другие опасности Интернета, более массовые, не очень принято освещать на IT-конференциях. О них и поговорим.



(1) Здоровье: мобильность не спасла


Исследования в этой области стали появляться еще в конце прошлого века. Например, в 2000 году американский Alliance for Childhood выступал против внедрения персональных компьютеров в школах - ссылаясь на данные о том, что компьютеры у школьников вызывают дополнительные стрессы, эмоциональный дисбаланс и проблемы со зрением.


С тех пор появилось много аргументов "за" компьютеры. В частности, стали говорить, что переход на ноутбуки, смартфоны и планшеты снижает проблемы гиподинамии, то есть недостатка движений. Увы, мобильные гаджеты порождают свои проблемы. Так, исследование Политехнического Университета Гонконга выяснило, что 70% взрослых и 30% детей испытывают мышечные боли из-за гаджетов; в основном это проблемы с шеей, верхним плечевым поясом и кистями. Уже говорят о таком явлении, как "bow head tribe" - это целое поколение молодых гонконгцев, живущих в постоянном "поклоне".


Кстати, я в своём докладе почти не касался лонгитюдных исследований, смысл которых в том, что многие негативные последствия могут проявиться не "здесь и сейчас", а лет через десять-двадцать. Я лишь упомянул как пример излучение мобильных телефонов: некоторые ученые полагают, что увеличение шансов рака и других проблем здоровья из-за постоянного использования мобильников сейчас доказать трудно именно потому, что само развитие этих проблем требует времени, а люди массово пользуются мобильниками не так давно.


Тему долгосрочного воздействия развил в комментарии к моему докладу психиатр Марк Сандомирский: он рассказал про цифровой психоморфоз, который выражается в инфантильности, эмоциональной несдержанности и других особенностях людей, теряющих автономность из-за излишней сетевой связности (более подробный материал на эту тему мы тоже планируем опубликовать).


(2) Образование: тупой и ещё тупее

Целый ряд докладчиков конференции продвигали свои проекты с рефреном типа "наш сайт / наше приложение развивает такие-то способности детей". Но я ни разу не видел, чтобы кто-то сослался на серьезные независимые исследования, из которых бы следовало "улучшение развития". Да и как такие исследования могли бы появиться, если предлагаемые образовательные решения были придуманы буквально "вчера", причём не педагогами, а продавцами интернет-услуг? С таким же успехом можно говорить об огромной развивающем воздействии трамвая.


С другой стороны, много лет работая в IT-журналистике, я часто сталкивался с результатами исследований, которые описывали негативные последствия массовой компьютеризации и интернетизации для образования. Просто перечислю несколько таких наблюдений со ссылками на более подробные описания этих исследований.


 - компьютеризированные тесты не улучают способности мозга (Nature, New Scientist 2010)


- появление компьютера в доме ухудшает успеваемость (Duke University, 2010)


- Гипертекст и многозадачность отбивают память (Nicholas Carr, 2010 и KTH Royal Institute of Technology, 2013)


- Отказ от ручного письма снижает грамотность (University of Stavanger's Reading Centre, 2011)


Добавлю сюда еще одну полезную ссылку из доклада Дианы Богдановой (Институт проблем информатики РАН). Её доклад назывался "Учителя и ИКТ"и содержал довольно много информации к размышлению. В частности, историю о том, что лидеры IT-индустрии стараются оградить собственных детей от раннего общения с компьютером, отправляя их в вальдорфские и другие альтернативные школы. Диана Александровна напомнила самую скандальную статью New York Times на эту тему: "A Silicon Valley School That Doesn't Compute".


(3) Приватность: максимально лёгкий доступ

О том, что в детские социальные сети легко попасть взрослым, а также собрать там персональные данные детей, включая домашние адреса - известно давно (см. например исследование лаборатории безопасности Кембриджа, 2008 год).


Что изменилось с тех пор? Доступ в Интернет для детей стал ещё легче, благодаря значительному упрощению интерфейсов. Вот некоторые тезисы из исследования "Young children and their internet use", которое проведено европейским проектом EU Kids Online в этом году:


- Благодаря тачскинам, то есть смартфонам и планшетам, в Интернет массово идут дети 3-4 лет (более 70% В Голландии, Швеции)


- При этом нет никаких серьезных исследований их поведения там, и даже методы для таких исследований  пока непонятны (об этом стоит вспомнить, когда вы услышите в рекламе очередного приложения о том, что оно "безопасно")


-  Нет понимания правил безопасности для таких маленьких детей (возможны ли вообще правила, которые будут выполняться в таком возрасте?).


- Многие родители сами публикуют фото и другие персональные данные детей с самого рождения, не задумываясь о том, как такие "цифровые следы" в будущем отразятся на жизни их ребенка.


- Производители приложений скрывают сбор персональных данных.


(4) Маркетинг: обход законов

Эту часть доклада я начал озвучивать ещё до выступления. Просто в предыдущей секции, посвященной монетизации детских интернет-проектов, выступала Олеся Цуканова, главный редактор интернет-проекта "Шарарам в стране Смешариков". И у неё там был забавный слайд с советами, как правильно делать детский сайт. Среди прочего фигурировала фраза "Платят дети, а не родители". В устном выступлении Олеси эта идея прозвучала еще интересней: "Ребенок идет к родителям и просит: мама, дай денег на Шарарам!"

Когда настало время вопросов, я заметил, что такие советы нарушают российские законы. Например, статья 28 ГК РФ запрещает детям до 14 лет совершать покупки, кроме мелких бытовых. Это и логично, поскольку дети до 14 лет не имеют документов, а также не имеют права работать - то есть они тратят деньги родителей.


Кроме того, есть ещё статья 6 закона РФ "О рекламе",  призванная защищать несовершеннолетних от рекламы. Многие люди даже не догадываются, что помимо табака, алкоголя и азартных игр, в российской рекламе для детей запрещены такие вещи, как:


- побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар,


- дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних,


-  создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка,


- создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками,


- формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром,


- формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью,

- и так далее.


Уже на основе этого можно запретить почти любую детскую рекламу. В Швеции, кстати, так и сделали: там на телевидении просто запрещена реклама, нацеленная на детей до 12 лет. В ряде других стран существуют свои ограничения - так, в Великобритании и некоторых провинциях Канады запрещено показывать детям рекламу фастфуда.


Вполне понятно, что Интернет даёт возможность обойти эти запреты. На сегодняшний день две самые очевидные опасности такого "серого" маркетинга:


- Бесплатные игры с покупками внутри;
- Маскировка рекламы под образовательные проекты.


Яркий пример для второго пункта я нашел на самой конференции "Поколение Next", когда смотрел, кто на неё регистрируется. Среди самых первых участников обнаружил "Блог школьного всезнайки" (E-parta.ru). Как написано на сайте, он делается при официальной поддержке Минсвязи. При этом на главной странице сайта я встретил 9 (девять)! упоминаний бренда Nokia, а на  внутренних страницах  - рекламу "Оффшорные компании в Дубаи".


А ещё в нашей секции делала доклад Ксения Карякина из компании Google: она показывала проект "Разбираем Интернет", призванный увеличить медиа-грамотность российских детей. Увы, подискутировать на эту тему мы не успели: Ксения куда-то спешила, поэтому предложила задавать ей вопросы по докладу через Интернет. Хотя у меня особых вопросов и нет - мне очевидно, что это реклама Google под видом образования. Причём унылая довольно реклама. Мне вообще кажется, что Google уже плюнул на Россию точно так же, как на Китай, и потому вся его деятельность здесь не идёт дальше таких вот "картинок с выставки".   


(5) "Безопасность" по заказу дилера

Об этой проблеме я рассказывал в прошлом году в отдельной статье, поэтому здесь - только вкратце. На "Форуме безопасного Интернета-2012" значительное время было уделено докладам представителей двух западных проектов: ConnectSafely.org и Safekids.com. Они рассказывали о том, что опасности Интернета для детей сильно преувеличены, а разные неприятные случаи, которые происходят - это скорее следствие неудачного социального окружения.


Что ж, интересная точка зрения. Дома я решил почитать, кто проводил эти исследования. В описании Safekids.com наткнулся на фразу "...receives financial support from Google, Facebook and other social media companies".


Таким образом, мы имеем дело со специальными проектами по управлению общественным мнением, причём финансируют их заинтересованные игроки рынка: та самая IT-индустрия, которой невыгодны разговоры об опасностях.


(6) Электронный карго-культ: ускоренная смена идолов

Здесь надо пояснить, что такое "карго-культ". Создали его в XX веке аборигены Меланезии, которые после знакомства с представителями западной цивилизации стали делать идолов в виде соломенных самолетов - они просто перенесли свое магическое мышление на новый набор "божественных атрибутов". Западные люди привыкли высмеивать этот культ, не замечая, что сами находятся в плену куда более тяжелого супер-карго-культа. Видя по телевизору преуспевающего актера в мерседесе, потребитель начинает верить, что обладание мерседесом приведёт его к аналогичному успеху. Чего, конечно, не происходит, даже если он заводит себе не соломенный, а настоящий мерседес (который гораздо дороже соломенного - поэтому супер-карго-культ является более разорительным).

В случае автомобилей прогнозировать последствия подобного культа в России можно было заранее, когда только началась агрессивная авто-рекламная атака (конец 90-х). По крайней мере, сам я десять лет назад обещал некоторым моим знакомым, что скоро из-за пробок они будут снова ездить по городу на метро, а не на своем прекрасном индивидуальном транспорте (так и вышло).


Но в случае с электронными гаджетами такое прогнозирование культа едва ли удастся. В этой сфере модные идолы меняются довольно быстро, причём радикальной смене подвережены целые концепции устройств. Вот грубая прикидка времени выживания некоторых идолов электронного карго-культа:



- телевизор: более 70 лет
- персональный компьютер: 30 лет
- ноутбук / PlayStation: 15 лет
- смартфон / планшет: 5 лет
- наушники / очки / браслеты - ?


Неудивительно, что исследования не успевают за вирусом; а даже если в чём-то и успевают, у противников всегда будет козырь типа "но вы же пишете о персоналках, а сейчас все на планшеты перешли". 


Поэтому, если говорить терминами компьютерной безопасности, необходима проактивная защита: исследование общих черт вирулентности. А главная общая черта здесь -  среда распространения, отличающаяся повышенной связностью. Здесь и должны иметь место ограничения.


(7) Резюме: Интернет для родителей, а не для детей!


 Три главных вывода моих наблюдений таковы:


1. Использование Интернета детьми, а также реклама интернет-сервисов для детей должны быть ограниченызаконом, причем с чёткой формулировкой. Ровно так, как ограничены продажа табака или вождение автомобиля: они попросту запрещены несовершеннолетним. Аргументы типа "дети уже там, они уже пользуются!" нужно считать такими же несостоятельными, как "мой папа курил с семи лет" или "мой дедушка давал моему папе рулить своим трактором в четыре года".


2. Для вывода детей из Сети должны быть созданы сильные офлайновые альтернативы в сферах образования и детского досуга. Здесь свою роль должны сыграть альтернативным индустрии, которые, хотя и не быстро, но развиваются. Взять хотя бы индустрию современных летних лагерей.

3.Просвещение родителей: вот тут как раз востребованы интернет-проекты и интернет-сообщества. По своему десятилетнему опыту работы в таких проектах могу сказать, что ниша до сих пор не заполнена. Чего именно не хватает, я уже рассказывал, когда мы только открыли проект Letidor.ru.

В заключение можно добавить, что у родительских проектов гораздо меньше проблем с монетизацией, чем у детских - где аудитория мала и непонятна, а правовые вопросы могут вообще отбить всякую охоту заниматься такими проектами. Про это на конференции ещё до моего доклада высказался руководитель LiveInternet.ru Герман Клименко, который назвал детские проекты "нищебродским бизнесом".


Правда, я не уверен, что плохая монетизация надолго удержит IT-паразитов от оккупации детской аудитории. Наоборот, нищета здесь может привести к тому, что под видом "детских" проектов будет продвигаться что угодно другое. Поэтому лучший выход - это развитие сильной и независимой образовательной индустрии, которая будет использовать IT-индустрию в качестве своего инструмента, а не наоборот.


Лого letidor.ru

Комментарии