Татьяна Яковенко: "Детям нужен кто-то, кто послушает их фантазии"

Татьяна Яковенко: "Детям нужен кто-то, кто послушает их фантазии"

Татьяна Яковенко -  доцент, преподаватель психологии и детской литературы НГПУ, заведующая лабораторией здоровья и развития дошкольников новосибирского Центра образования и здоровья "Магистр". Татьяна Дмитриевна профессионально занимается художественно-речевым развитием детей 3-7 лет. По предложенной ею методике обучения творческому рассказыванию дошкольники не просто выражают свои переживания и мысли наравне со взрослыми, но и сочиняют сказки и истории, успешно осваивают принципы построения в родном русском языке, развивают чувствительность к изобразительно-выразительным средствам художественного текста.

Татьяна Яковенко -  доцент, преподаватель психологии и детской литературы НГПУ, заведующая лабораторией здоровья и развития дошкольников новосибирского Центра образования и здоровья "Магистр". Татьяна Дмитриевна профессионально занимается художественно-речевым развитием детей 3-7 лет. По предложенной ею методике обучения творческому рассказыванию дошкольники не просто выражают свои переживания и мысли наравне со взрослыми, но и сочиняют сказки и истории, успешно осваивают принципы построения в родном русском языке, развивают чувствительность к изобразительно-выразительным средствам художественного текста. Результатом становится то, что в первый класс дети приходят подготовленными слушателями-читателями с выраженным интересом к детской художественной литературе.


- Татьяна Дмитриевна, как вообще возникла идея обучать дошкольников творческому рассказыванию?


- Наши дети растут в очень плотном информационном пространстве. Но при этом у детей дошкольного и младшего школьного возрастов наблюдается явный дефицит впечатлений. Поступающая информация достаточно однообразна. Причины ограниченности детских впечатлений - разные, но главные из них - это свернутость полноценного общения ребенка с родителями, а также смещение акцентов в дошкольных учреждениях с развития коммуникации ребенка, с диалогического общения - на его предметное обучение. В итоге, дети могут владеть достаточным объемом предметных знаний, но испытывать трудности при выражении собственных мыслей, идей, чувств. Об этом сейчас с тревогой говорят учителя начальных классов. Ребенку трудно поделиться своими впечатлениями. Он не может последовательно, понятно и интересно для слушателей рассказать, как он провел выходные с родителями, что поразило его в цирке или в зоопарке. Часто рассказ ребенка окружающим трудно понять. Есть желание рассказать – а способа, как это сделать, у ребенка нет.


Как отмечают многие учителя начальных классов, младшие школьники в своих сочинениях зачастую просто перечисляют факты и события, не могут выстроить смысловые переходы, создать целостный текст, в котором есть и вступление, и основная часть, и заключение. Иначе говоря, дети не владеют сюжетосложением и композицией построения текста. Налицо проблема развития связной монологической речи. Дети неплохо строят диалог с близким взрослым или сверстником. А выстроить связное высказывание от своего собственного лица в определенном жанре, адекватном ситуации - многим не удается.


- Какой способ решения проблемы предлагаете вы?


- Дети осваивают родной язык творчески, экспериментируя со звуками, с грамматической формой, со значениями слов. Мы, взрослые, можем ребенку в этом помочь, даже не имея особых знаний и уймы времени. Заниматься с ребенком – это не значит, что нужно усадить его за стол напротив себя, отключиться от окружающего мира, давать ребенку задания, контролировать их выполнение, исправлять ошибки. Развивать речь ребенка можно в повседневных ситуациях общения, как бы "между делом".


Мой главный совет для родителей – мотивируйте ребенка на процесс творческого рассказывания, побуждайте к сочинительству. Источник детского творчества - жизненные и художественные впечатления ребенка. Результат – появление сказки, истории, рассказа описательного характера, повествования о каком-либо событии или рассуждения на заданную тему.


Творческое рассказывание способствует развитию чувства языка, освоению грамматики и словарного запаса родного языка. Развивается чувствительность к изобразительно-выразительным средствам художественной речи. Ребенок начинает чувствовать возможности сравнений, эпитетов или даже метафор. Придумывая свою собственную сказку, ребенок интуитивно открывает для себя законы построения текста, законы построения сказки как особого жанра. С детского сочинительства начинается путь становления ребенка как полноценного, вдумчивого читателя. От своих собственных сказок - к великим сказкам Пушкина, к поэмам и романам классиков русской и зарубежной литературы! Творческое рассказывание важно для освоения позиции автора и критика, для личностного развития в целом.


- Когда нужно начинать заниматься с ребенком творческим рассказыванием?


- Когда у ребенка появляется активная речь, когда он начинает говорить короткими фразами, уже в этот момент мы можем с ребенком сочинять. Например, вместе с ним составить рассказ про любимую игрушку, рассказ из нескольких предложений, объединенных общей темой. Но при этом нужно понимать, что по темпам развития речи дети дошкольного возраста очень существенно отличаются друг от друга.


- На начальном этапе как поспособствовать развитию речи у ребенка?


- Самое главное - детям нужно ежедневно читать книги, рассказывать сказки. Если мы это делаем с момента рождения ребенка, если и нам, взрослым, это доставляет удовольствие – тогда будет хороший результат. Можно во время рассказывания сказки остановиться на самом интересном - кульминационном моменте – и предложить ребенку придумать свою концовку. Если до этого он слышал много сказок в нашем исполнении, то он хорошо понимает, чем сказка должна завершиться. У него есть интуитивное чувствование, что в финале сказки должно быть что-то хорошее, ведь Добро в традиционной сказке всегда побеждает Зло. При необходимости родитель может помочь наводящими вопросами. И, конечно, ребенку будет интересно узнать, чем закончилась "сказка из книжки". Много раз замечала, с каким интересом в этом случае ребенок дослушивает сказку. Как радуется тому, что он оказался очень близок к оригиналу. Таким образом, один из способов развития навыков монологической речи - это придумывание своих концовок сказок.


Способ второй - придумывание историй о том, что ребенку очень-очень близко, что вызывает у него положительные эмоции. Историй про игрушки, вещи, интересные предметы в доме, к которым ребенок испытывает особый, порой не понятный родителям интерес. Например, история про стульчик, на котором ребенок любит сидеть. Родитель начинает: "Жил-был… стульчик. И была у него… - ребенок подхватывает – мама!". И дальше пошло совместное сочинительство. Можно спросить, как звали маму у стульчика. Был ли у стульчика папа и как его звали. Как стульчик попал к маленькой Машеньке. Мама или папа может, например, рассказать, что стульчик стоял в магазине, скучал и мечтал, как бы здорово было, чтобы он попал именно к Машеньке. И она садилась бы каждый день на стульчик кушать…


У меня был опыт придумывания с детьми историй про предметы окружающего мира. Какие замечательные тексты появились у детей! Стоило лишь "запустить механизм" детского воображения, речевого творчества - и родились интереснейшие сюжеты. Была история про Ложку и про ее Величество Поварёшку, история про Пронырливый Шнурок, история жизни Заколочки. Для детей очень естественно одушевлять предметный мир, просто нужен кто-то, кто может послушать их фантазии и, может быть, что-то подсказать и похвалить. Если создана атмосфера творческого общения, если ребенок понимает, что его не оборвут на полуслове, понимает, что в его адрес не будет высказано резкое критическое замечание, - тогда истории получаются замечательные.


В возрасте от 3 до 5 лет детей особо притягивает к себе мир природы, прежде всего – животные. Можно попросить малыша рассказать историю про любимое животное. У каждого есть свои предпочтения: динозавры, животные Африки, кто-то спит и видит во сне лошадей, или белых медведей, или пингвинов. На этот интерес можно опереться в процессе приобщения к литературному творчеству. Пусть ребенок сочинит, что может чувствовать лев в зоопарке и как он может мечтать о свободной вольной жизни в Африке. Пусть пофантазирует о том, какие сны видит его любимая собака или кошка. Ребенку этого возраста несложно соотнести себя с каким-то животным, потому что весь мир природы он воспринимает как живой и чувствующий. Ему так это понятно: "Идет зайчик и плачет". Действительно, зайчик может страдать. Говорить от имени животного для ребенка этого возраста очень естественно.


И не обязательно для придумывания таких историй усаживаться за стол. Можно сочинять мимоходом, в очереди, за кухонным столом вечером, когда пьем чай, или когда стоим в дорожной пробке.


Очень интересным для детей оказывается задание поделиться собственным чувственным опытом. Важно только ясно обозначить тему. Например, "Хороший день моей жизни". Чем этот день примечателен, что там такого важного и интересного произошло? Получим истории на тему "Как я ходил в цирк", "Как я научился плавать", "Как я отдыхал летом" и т.д.


Развивая монологическую речь, можно опереться на потребность детей в наблюдении. А если взрослый еще и создает для этого условия – стимулирует процесс наблюдения, то у ребенка появляется множество жизненных впечатлений-наблюдений. Тогда появляются тексты - описания.


Например, предложите ребенку понаблюдать за собственной кошкой. Все дети знают, что у кошки четыре лапки. А спросите у ребенка, с какой лапки кошка начинает ходить? Этот вопрос введет его в недоумение. Пусть расскажет, как кошка пьет молочко, ест колбаску. Можно наблюдать летом на даче за пчелами, за птичками, цветами – есть много цветов, которые раскрываются вслед за солнышком. А взрослый вслед за ребенком может эти истории записать, у детей есть очень большое желание увидеть свою историю записанной взрослым.


- Может, есть какая-то специальная детская литература, которую родитель предложит ребенку в качестве основы для творческого рассказа?


- Детская художественная литература – это уникальное средство развития и воспитания маленького ребенка. Просто преступно пройти мимо хороших книг в дошкольном детстве. Помню такую ситуацию: я читаю детям рассказ "Что я люблю" из цикла "Денискины рассказы" Виктора Драгунского, где Дениска рассуждает, что он любит, а чего – не любит. С каким интересом ребята от 5 до 7 лет слушают этот текст! На их лицах такая гамма эмоций: и улыбаются, и грустят, и задумываются о себе. Каждый в этот момент начинает размышлять о себе: какой я? добрый ли, умный ли, что я люблю? что не люблю?


От этого текста легко перейти к сочинительству. Пусть ребенок расскажет о себе. Рассказу может предшествовать рисование - схематичное изображение того, о чем обязательно сказать. Опираясь на свои рисунки, ребенку проще сочинить свой текст.


Можно "развернуть" фантастическую гипотезу: "что было бы, если бы …" – этот прием в свое время был предложен детским писателем Джанни Родари. Например, что было бы, если бы я был клоуном в цирке или дрессировщиком зверей; если бы я встретился с инопланетянином…


В старшем дошкольном возрасте получаются замечательные истории, если мы предлагаем детям описать свою встречу с автором произведения. Дети начинают понимать, что за героями и событиями их жизни стоит автор произведения, называемый писателем. Мы с ребятами сочиняли на тему: "Если бы я встретился с Чуковским, то я бы у него спросил…, я бы ему рассказал…". Можно вместе с ребенком написать письмо современному детскому писателю. Мы писали в свое время Эдуарду Успенскому и, представьте, получили отклик.


Или можно придумывать истории в духе Успенского. Например, у него есть история про девочку Веру и обезьянку Анфису. Проказливая, необычная обезьянка оказывается в больнице, и пространство вокруг преображается, оно тоже становится необычным. Мы с ребятами сочиняли, где еще могли оказаться Вера и Анфиса. Все истории записали и напечатали книгу. Можно в Интернете такую книгу оставить – книгу историй ребенка. Спустя время книга подарит ему массу трогательных воспоминаний.


На своих занятиях с детьми я предлагаю игры со словарем, детские объяснялки. Например, пусть ребенок объяснит, что такое "абажур" или "телескоп".


И, конечно же, детское творческое рассказывание начинается с рассказывания ребенком известных ему сказок, когда мы побуждаем ребенка рассказать сказку по-своему. Выстроить свой собственный текст – непростая задача для дошкольника. Он, как уже было сказано, интуитивно чувствует принципы построения сказочного текста, но еще не знает их наверняка. Рассказывание сказок способствует приобщению к культуре своего народа, к художественной слову.


- По собственному опыту знаю, что не все дети в юном возрасте, когда формируется активная речь, любят слушать сказки. В 1,5-2 года ребенку нравится разглядывать картинки в книгах, перелистывать страницы, но с тем, чтобы собраться и слушать – бывают проблемы. Что вы посоветуете в этом случае?


- Не страшно, если малыш в полтора года не испытывает интереса к сказке. Есть тексты, более близкие ребенку этого возраста. Это так называемая материнская поэзия – колыбельные, потешки, прибаутки. Потешки – это игры-забавы, в которых задействуются разные части тела ("Сорока-белобока", "Идет коза рогатая", "Водичка-водичка, умой мое личико" и т.д.). Прибаутки – это небольшие, ритмически организованные тексты фантастического содержания с понятными ребенку героями ("Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом", "Ай-дуду, ай-дуду, сидит ворон на дубу" и т.д.). Они готовят ребенка к восприятию сказки.


Если приступать к сказкам, важно найти то, что будет близко ребенку. Не обязательно за один присест прочитать всю сказку - можно посмотреть иллюстрации, а потом рассказать по-своему. Или взять игрушки и разыграть эту сказку. И ребенку дать игрушку, которой он будет только действовать, возможно, сопровождая действие звукоподражательными словами.


Например, начните рассказывать: "Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба..", остановитесь, сделайте паузу, спросите у своего малыша: "Как курочка говорила?". Он точно отреагирует. Продолжите рассказывать: "Снесла курочка яичко" - покажите яичко. - "Дед бил-бил". - Попросите ребенка постучать, показать, как дед бил и т.д.


При этом обязательно рассказывание должно быть эмоционально выразительным. Герои должны говорить разными голосами. Не нужно стремиться на первых порах рассказать сказку от начала до конца, можно остановиться на одном эпизоде, повторить его несколько раз в течение недели.


Не стоит огорчаться, обнаружив, что ребенок хочет слушать одну и ту же сказку. Слушая в десятый- двадцатый раз одну и ту же сказку, ребенок испытывает массу положительных эмоций. Он "входит" в неё как в освоенное игровое пространство. С конкретной книжки и начинается интерес к литературе вообще.. Для кого-то литература начинается с детских стихов. С веселых стихов классиков отечественной детской литературы: Маршака, Чуковского, Барто, Хармса. Со стихов современных авторов – Михаила Яснова, Андрея Усачева, Сергея Махотина, Ренаты Мухи, Марины Бородицкой. Эти стихи вызывают у детей восторг, если они хорошо прочитаны, если под стихи им дали возможность попрыгать, посмеяться, а не усаживали слушать на стульчик.


Многие лирические стихи Ирины Токмаковой, Елены Благининой с удовольствием слушают «мечтательные» девочки. Они созвучны их мировосприятию. Вряд ли у них любимыми станут юмористические рассказы Носова. А мальчишка-шалун и машинку бросит, если предложат почитать интересную книжку, будет смеяться над героями Носова – затейниками, фантазерами и неутомимыми экспериментаторами, так похожими на него.


Еще один немаловажный момент - книга входит в жизнь ребенка через взрослого. Работая с воспитателями в детском саду, я постоянно это повторяю. Взрослый проводник в мир культуры, и если проводник будет никудышным, тогда и результат будет никакой. Поэтому взрослому надо настроиться на книгу, чтоб не запинаться и не заикаться. Если чтение хороших книг становится ежедневным занятием, по 15-20 минут в день, - это обязательно благотворно скажется на ребенке.


- Как вы относитесь к сказкам на ночь?


- Если ребенок сильно устал, лучше спеть колыбельную или что-то другое - мелодичное, просто рядом посидеть, слова ласковые сказать, но не читать. Чтобы ребенок воспринял сказку на ночь, укладываться спать нужно пораньше. Тогда появится ритуал ухода в спальню и вечернего общения через книгу. Когда сказка рассказана – нужно помочь ребенку "вернуться" из сказочного мира в реальность. Чтобы сказочные образы "не будоражили" воображение ребенка, полезно поговорить с ним тихим голосом, положить рядом с ребенком мягкую игрушку, ласково погладить по спинке. И малыш спокойно уснет.


- Эффективна ли методика творческого пересказа содержания мультфильмов по мотивам детских книжек? Ведь у детей к мультикам, как правило, интереса больше, чем к книгам.


- Хороший мультфильм может стать для нас отправной точной. Можно найти разницу между историей в мультике и историей в книжке, то есть от фильма можно двигаться к книге. Дети ведь любят искать отличия. Конечно, хорошие мультфильмы полезны, и они свою задачи решают.


Но нужно понимать, что процесс восприятия мультфильма существенно отличается от восприятия книги. Книга требует более сложной, напряженной работы: творческого восприятия, образного мышления, воображения ребенка. Ведь нет готовых зрительных образов, нужно самому представить героев, место действия. При общении с книгой ребенок становится настоящим соавтором.


- Сейчас есть такая тенденция в отечественной детской мультипликации – переделывать народные сказки. Да и в течение 20-го столетия эта тенденция периодически всплывала, сказки менялись под современные условия бытия, вспомнить хотя бы переделки Луначарского. Как вы относитесь к такому апгрейду?


- Категорически против привнесения в народную сказку дидактического начала. Сказка не тем ценна, что в ней есть морализирование. Сказка приобщает ребенка к высшим духовным ценностям, к культуре своего народа, к его мировосприятию. И "модернизация" сказок – это просто насилие над ними, разрушение художественного мира сказки. Появляются "сказки-уродцы", которые деформируют художественное восприятие детей. В подлинно народной сказке всегда утверждается победа Добра над Злом. Зло наказывается, герой проходит через множество испытаний, и чем они суровее, тем ценнее победа. Ни одна народная сказка жестокости ни учит. Добро здесь утверждается как норма человеческого бытия.


Персонифицированными носителями идеи Зла в волшебных сказках являются, прежде всего, мифические существа: Баба-Яга, Кощей, Чудо-Юдо, Змей Горыныч. Эти персонажи не связаны с миром людей, в котором живет ребенок. Наказание этих существ ребенок, если его восприятие не деформировали переделанными сказками, воспринимает как закономерный итог, ведь они несут в себе идею разрушения всего человеческого миропорядка. А так не должно быть! Мир должен стоять, жизнь должна продолжаться, добро должно победить.


Другое дело, что изначально народные сказки создавались не для детей. Создавались они взрослыми и для взрослых. Но в те давние времена жизнь детей была очень тесно переплетена с жизнь взрослых, поэтому они становились слушателями сказок тоже. В оригинальной народной сказке, конечно же, есть элементы эротики, много вульгаризмов и просторечий - такие можно найти в сборнике Афанасьева "Заветные сказки русского народа".


С момента, когда началось тщательное собирание народных сказок, параллельно пошел процесс их обработки для детского чтения. Большинство народных сказок для детского чтения издавались талантливейшими детскими писателями и собирателями фольклора. Алексей Николаевич Толстой, написавший по мотивам итальянской сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино", обработал более 50 народных сказок для детского чтения. Сказки в обработке Михаила Булатова, Ольги Капицы, Алексея Толстого, Льва Николаевича Толстого, Константина Ушинского адресованы именно ребенку-читателю.


- С каких сказок надо начинать приобщение ребенка к фольклору и какими продолжать?


- Начинать нужно с кумулятивных сказок, в которых есть цепочка повторяющихся событий - "Колобок", "Теремок", "Репка", "Петушок и бобовое зернышко". Они рассчитаны на детей 2-3 лет. Там нет выраженного конфликта добра и зла, они построены на многократном повторении одной и той же ситуации по нарастающей, как пишет наш великий фольклорист, исследователь сказки Владимир Пропп.


Для детей 4-5 лет особый интерес представляют сказки о животных. В этих сказках уже явно выражен конфликт добра и зла, есть герой-жертва. Постепенно к 4 -5-ти годам ребенок оказывается способным к восприятию волшебных сказок - это и "Царевна-лягушка", "Иван Царевич и серый волк", "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".


Старшим дошкольникам можно рассказать, какие обряды и обычаи наших предков нашли свое отражение в волшебных сказках.


Читать, объяснять и увлекать чтением книг нужно, если мы хотим, чтобы наши дети умели достойно выражать свои мысли, научились понимать себя и мир вокруг. Если хотим, чтобы к старшему дошкольному возрасту у ребенка сложился устойчивый интерес к книге, умение внимательно слушать, размышлять над прочитанным, то обязательно нужно прилагать усилия с самого рождения ребенка. Родителям следует помнить, что ребенок осваивает речь творчески, и потому через игровые задания можно добиться больших успехов. Еще раз подчеркну: наиболее успешно задачи развития монологической речи и формирования любви к чтению и слушанию решаются в формате повседневного семейного общения взрослого с ребенком.



Читайте также:
Конструктор сказок
Учимся читать: три методики
Своя сказка: как перестать читать чужие
Игры со словами: закрепляем навыки чтения

Анна Кашина: "Сказка может меняться, но она всегда нужна"


Лого letidor.ru

Комментарии