Человек любопытный, или Как вырастить нобелевского лауреата

Человек любопытный, или Как вырастить нобелевского лауреата

Какие игры необходимы ребенку для развития: мама делится опытом.

Часто ли мы думаем о явлениях, которые видим и слышим каждый день? Мы летим по жизни, а жизнь пролетает мимо нас. Гениальный ученый и нобелевский лауреат Ричард Фейнман считал, что своими достижениями он обязан отцу. На прогулках, которые они оба очень любили, тот обращал внимание маленького сына на любую мелочь, любое интересное явление. Беседовал с детьми и всегда интересовался их мнением. Фейнман всегда удивлялся, что его малообразованный отец понимал устройство мира лучше многих профессоров. Сам Фейнман был не только известным физиком, но еще и художником, музыкантом, экспертом по древним письменностям, микробиологом. Как он сам говорил: «Мне было просто любопытно».

Мне тоже хочется, чтобы мой сын не воспринимал этот мир как нечто само собой разумеющееся. Хочется, чтобы ему были интересны самые обыденные вещи. Как нарисовать круг с помощью шнурка от ботинка? Почему шины автомобиля издают разные шуршания при разной погоде? Почему днем видна луна? Вчера я увидела, как мой четырехлетний сын ставит эксперимент с паровозиком на батарейках и стаканом воды:

Мама, я просто хотел понять, сколько воды надо оставить в стакане, чтобы паровозик смог его сдвинуть.

При этом стакан рухнул со стола на пол, осколки вперемешку с водой разлетелись по всей кухне. Эксперимент удался!

Играют все!

Людмила Петрановская, известный детский психолог, в своих работах всегда подчеркивает, что ребенку для развития нужно играть. Вот игры, которые мы любим и которыми хотим поделиться с вами.

1. Основы логистики с железной дорогой и паровозиками

Можно просто играть в паровозики, возить их туда-сюда по рельсам. Загружать грузы в вагоны и перевозить с места на место. А можно сделать задачку по логистике. Например, как сделать так, чтобы паровозик попал из точки А в точку Б только с помощью стрелок на рельсах. Или как предотвратить аварию паровозов с разными скоростями, используя только стрелки и не трогая сами паровозы. Паровозы можно называть разными именами и давать им краткие характеристики: например, синий паровозик Томас — хулиган и вечно опаздывает, а красный Джеймс — очень мощный и любит погудеть.

Что развиваем: причинно-следственные связи, реакцию, умение следить сразу за несколькими объектами, память.

2. Основы баллистики с конструктором Hape

В таких конструкторах очень много деталей и способов их соединения. Детали сквозные, глухие, изогнутые, воронки, дуги, блоки. Стеклянные шарики катаются по лабиринту конструктора и меняют направление. Можно использовать схемы из инструкции, а можно создавать свои. Ребенок будет задаваться вопросами. Почему шарик катится сюда? Почему он катится вниз? Почему тут нет наклона, а шарик все равно катится. Почему я толкнул шариком другой шарик и тот покатился, а первый остановился?

Что развиваем: моторику, причинно-следственные связи, наблюдательность, фантазию.

3. Память с «Головоногами»

Игра «Головоноги» очень простая. На карточках нарисованы смешные существа — головоноги, нужно дать им всем имена и постараться запомнить. Вытягивая карточки одну за другой, называть имена. Выиграл тот, кто больше всех вспомнил. Или другая версия игры, похожая на одну из самых первых флеш-игр: набрать 10-20 карточек так, чтобы одинаковых картинок было по две штуки. Далее нужно открывать только по две карточки и находить парные, запоминая, где какая карточка лежит.

Что развиваем: память. И еще что-то, я забыла... А, вспомнила: память!

4. Аналитическое мышление с «Домино»

Игру «Домино» знают, наверное, все в нашей стране. Наверняка ассоциации с ней такие: пыльный летний двор, сигаретный дым и крики «Рыба!». Для игры с ребенком лучше использовать домино с картинками. Можно играть с закрытыми карточками, тогда ребенку нужно будет анализировать, какие картинки уже вышли, какие остались, какие нужно «сливать», а какие придержать. Или в открытую, тогда ребенок будет видеть, что будет, если он положит эту картинку, проиграет ли мама, если он положит эту, выиграет ли папа, если он положит ту.

Что развиваем: причинно-следственные связи, память, аналитическое мышление, стойкое отношение к проигрышу.

5. Фантазия с виммельбухами

Когда я поняла, что на автомате читаю сыну «Колобка», а он слушает вполуха, то решила изменить ситуацию. Купила виммельбухи Ротраут Сузанны Бернер про городок и времена года. В книге ни одной буквы, кроме названия и имени автора. Можно фантазировать, что хочешь. Почему Анна сегодня грустная? Куда пошла Инна? Зачем Виоле такая большая сумка? Куда едет автобус номер 26? Можно придумать характер и любимые дела каждому герою, кем он работает, что он любит есть на завтрак и какой у него любимый цвет.

Что развиваем:фантазию и воображение, память, причинно-следственные связи, наблюдательность.

В одной из своих статей Людмила Петрановская писала о таком эксперименте. Маму с ребенком приглашали в кабинет психолога, полный развивающих игр, игрушек и прочих интересных вещей. Психолог под предлогом ненадолго уходил и тайком наблюдал за мамой и ребенком. Типов поведения мам было четыре:

  1. мама шикала на ребенка и не разрешала ему отходить. Ребенок сидел рядом;
  2. мама доставала из сумки журнал, на ребенка не обращала внимания. Ребенок, посидев немного, осторожно начинал осматриваться и играть;
  3. мама говорила «смотри, какие игрушки!» и начинала показывать их ребенку и учила, как правильно играть;
  4. мама, забыв про ребенка, упоенно играла. Ребенок не менее упоенно играл рядом.

Затем психолог возвращался и с помощью специальных тестов проверял уровень познавательной активности у ребенка. Самый высокий показатель был у детей из 4 группы. Затем — у детей из 2 группы. Худшие результаты — у детей из 1 и 3 групп. Кажется, ответ на вопрос, как играть с ребенком, очевиден. Играйте сами. Будьте любопытными. Развивайте свою познавательную активность.

Фото: shurretstock и из личного архива автора

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также