Опубликовано 29 апреля 2015, 10:00

Школа прошлого: жестокая система наказаний в ХIХ веке

Различные виды телесных и психологических наказаний регулярно применялись детскими воспитателями в ХIХ веке. При этом поркой розгами или отправкой ребёнка «на горох» не гнушались не только крестьяне, но и представители высших сословий. Некоторые варианты физического воздействия на шаловливого ребёнка современных родителей приведут в ужас.
Школа прошлого: жестокая система наказаний в ХIХ веке

Школа прошлого: жестокая система наказаний в ХIХ веке

«Пороть или не пороть?» – в царской России таким вопросом даже не задавались! Различные виды наказаний были настолько распространённым и обыденным явлением, что услышать о них можно не только в мемуарах известных личностей, но и в литературных произведениях. Так что же приходилось пережить детям полтора-два столетия назад?

Наказание для юного царевича

Многие думают, что телесные наказания, нечто ужасное и недопустимое в современном обществе, в дореволюционной России применяли разве что крестьяне. Ещё недавно бывший крепостным, не знающий грамоты, селянин не стал бы разговаривать с сыном или дочерью об их проступках, а вот «всыпать розг», поставить голыми коленями на горох – легко!

Но на самом деле даже дворяне, которые должны были быть прогрессивны в вопросах воспитания детей, не редко позволяли себе рукоприкладство. Не гнушались телесными наказаниями и в царской семье. Воспитатель цесаревича Николая I Ламсдорф в порыве ярости бил мальчика головой об стену. При воспитании собственных детей император запретил любое физическое насилие, а самым страшным наказанием для них было отлучение от вечернего прощания с отцом перед сном или страх его огорчить.

Императрица Мария Александровна, жена Александра II, лично спрашивала детей об успехах в учёбе. Узнав, что один из них не справился с уроками, она смотрела со всей строгостью и произносила: «Это меня очень огорчает».

Удивительно, что самым распространённым наказанием для детей во дворце было ограничение в еде. За шалость и плохую учёбу, плаксивость и апатичность малыши могли «на обед есть один лишь суп», остаться без сладкого или без любимого блюда. Бывало, что детей и вовсе оставляли без еды, если они осмеливались поинтересоваться, что на обед, или перебить аппетит пирожком. Считалось, что ребёнок должен есть то, что дают, либо не есть вообще.

Читайте также:

Наказания в детстве влияют на физическое состояние в будущем

Шлёпать ли ребёнка? Доводы «за»

Шлёпать ли ребёнка? Доводы «против»

1 из 3

ПредыдущаяТелесные наказания: неоправданная жестокость