Мифы и факты о детском мозге

Мифы и факты о детском мозге

Почему для детского развития поцелуи также важны, как и книжки? Оказывается, пока дети учатся самым простым действиям, их мозг работает на полную катушку (даже сильнее, чем у аспирантов и профессоров в университетах). И родительская любовь может стать самым лучшим средством для того, чтобы вырастить юного гения.

Никогда наш мозг не работает так напряженно, как в первые годы жизни. Исследования в области нейропсихологии показали, что мозг малыша, который учится держать ложку, занят не только не меньше, но даже больше, чем мозг человека, работающего над докторской диссертацией. Все действия, которые мы совершаем в течение жизни миллионы раз не задумываясь, когда-то были совершены впервые и этот первый раз был результатом огромных усилий нашего мозга.


Абсолютно все, что умеет человек – ходить, сидеть, есть, смеяться, говорить, он умеет только благодаря развитию его мозга в детстве. Человеческий мозг не способен развиваться самостоятельно, вне контакта с окружающей средой. В жизни малыша нет каникул и перерывов от учебы. Маленькие дети находятся в постоянном процессе обучения, они как губки впитывают в себя все, что их окружает. Все без исключения впечатления, которые получает ребенок в первые годы жизни, влияют на развитие его мозговой деятельности. Иногда, когда мы смотрим на то, как мать качает на руках младенца и с любовью смотрит в его глаза, или отец нежно разговаривает с малышом, уютно устроившимся у него на коленях, нам кажется, что ничего особенного для обучения ребенка в этот момент не происходит, он просто отдыхает. На самом деле эти обычные бытовые ситуации, ежедневные моменты любви между ребенком и его семьей – важнейшее «учебное пособие», которое очень сильно влияет на развитие мозга малыша. Причем сегодня это подтверждают не только психологические исследования, но и научные опыты нейробиологов, изучающих «физику процесса», то есть работу мозга на клеточном уровне.



Все решают гены?

«Это от природы» – часто мы используем эту фразу для объяснения любых способностей, качеств и даже недостатков человека. Мол, основные данные заложены в нас изначально и изменить тут особенно ничего нельзя. Но не стоит путать генетику с теорией о предопределении. Далеко не все в развитии человека определяется генами.


Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, питание, контакт с родителями, ежедневный опыт, физическая активность и любовь. Последний пункт может показаться достаточно умозрительным. Однако, влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности, уже давно научно доказано.


«Несмотря на то, что гены играют огромную роль в процессе развития ребенка, мы также знаем, что опыт влияет на формирование нейронных связей головного мозга. У каждого из нас около ста миллиардов нейронов, и каждая их этих клеток образует в среднем около десяти тысяч синаптических связей с другими нейронами, так что в результате в нашем головном мозге возникают триллионы нейронных связей. Они формируются генами и опытом человека. Природа нуждается в природе», – говорит доктор Дэниэл Сигел ( Daniel Seigel ), автор многих исследований в области детской нейропсихологии.


По другим исследованиям человеческий мозг несколько более скромных размеров и содержит всего около 86 миллиардов нейронов. И хотя разница в 14 миллиардов мозговых клеток довольно значительная. Для сравнения 14 млрд нейронов – размер мозга бабуина. Тем не менее, если говорить о развитии ребенка, то дело скорее даже не в количестве нейронов, у здоровых людей оно примерно одинаковое. Очень важную роль играют связи, которые формируются между этими клетками.


Проще говоря, мы рождаемся с десятками миллиардов клеток головного мозга, но первоначально связи между ними минимальны. А ведь именно синаптические связи определяют то, как работает наш мозг. Их называют чудом человеческого тела. Ученые сравнивают мозг ребенка с домом, который уже построен, и оснащен различными приборами, но они еще не подключены и не связаны между собой. Чтобы приборы заработали их нужно правильно подключить, создать сеть, которая обеспечит их работу.


Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.



Лого letidor.ru
Все решают гены?
1 / 4
Мифы и факты о детском мозге

Комментарии