Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновскую глиняную свистульку легко можно опознать и отличить от других, благодаря выразительной своеобразной вытянутой форме скульптуры и трехцветному «полосатому» декору. И история этой игрушки тоже запоминающаяся.

В рамках объявленного цикла о различных народных игрушках сегодня хочу рассказать о такой самобытной и узнаваемой, как филимоновская глиняная свистулька. Ее легко можно опознать и отличить от других благодаря выразительной своеобразной вытянутой форме скульптуры и трехцветному «полосатому» декору.

Особая глина после обжига дает белый цвет, и безо всякой грунтовки фигурки покрываются красителями, разведенными на яичном белке (а в настоящее время – анилиновыми красителями на лаке) при помощи куриного перышка. Им крайне удобно рисовать столь любимые местными мастерицами полоски.

История игрушки

Есть в Одоевском районе Тульской области деревня Филимоново. По одной из легенд названа она так по имени деда Филимона, беглого каторжника, основавшего поселение. Рассказывают, что дедушка был гончаром «от бога», делал прекрасную посуду и не гнушался лепить свистульки и незатейливые игрушки из глины.

Официально же считается, что игрушечный промысел зародился в середине 19 века. Те места богаты особой глиной, «синикой». Достаточно жирная, пластичная, она идеально подходила для гончарных целей. Разумеется, одним из профилирующих промыслов деревни вскоре стало изготовление глиняной посуды и утвари.

Занимались этим традиционно мужчины-гончары. Но у них были жены и дети, а также оставалась глина, которую жадный до творчества народный ум тут же приспособил для детской забавы. Так произошло разделение труда – мужчины занимались серьезным гончарным промыслом, а изготовление игрушек, которые быстро нашли спрос и популярность в округе, отдали в женские руки.

Внучки и дочки мастериц привлекались к этому интересному труду с семилетнего возраста. Девочек, которых любя называли «свистульками», учили лепить фигурки из жирной пластичной «синики». При высыхании такая глина наиболее подвержена растрескиванию, и ее требуется разглаживать, разравнивать руками в процессе подсушивания. Отсюда «технологично» возникают вытянутые длинные, несколько непропорциональные силуэты традиционных филимоновских народных игрушек. Игрушки, сделанные девочками, продавались на ярмарке, а на вырученные деньги приобреталось приданое. Так что, хорошая «свистулька» помогала стаь еще и богатой невестой.

Облик всех этих барынь, мужиков с гусями, да и самих коней, оленей, уток и прочей живности достаточно примитивен, скуп на детали и близок к древним примитивным фигуркам, которые использовались более для культовых целей, чем для развлечения детей.

Заострить внимание стоит на росписи. Она немногоцветна. Для раскраски филимоновской игрушки используются малиновый, желтый и зеленый оттенки. Из узоров – разнообразные полосы и несложные орнаменты из них. Кроме того, прослеживается явная связь со славянскими древними языческими символами: Круг – солнце, Треугольник – земля, Елочки – растительность, символ плодородия.

Свисток выполнял в языческой традиции роль оберега. Украшенный магическими символами, увеличивающими его силу, он призван был отпугивать злых духов от дома, избавлять от нечистой силы.

Образы для игрушек тоже корнями уходят в языческое прошлое. В филимоновской игрушке часто можно встретить образы, отождествляющие материнство, плодородие, кормилицу, весну.

Олень (несмотря на его ветвистые рога) считался покровителем в брачных делах, помогал счастливому семейному союзу. Медведь, излюбленный фольклорный деревенский народный образ – олицетворял  могущество, пробуждение природной силы. Конь – слуга солнца, один из основных символов в магии плодородия.

Несмотря на то, что возникновение филимоновкого игрушечного промысла относят к XIX веку, археологические находки – черепки-осколки фигурок с изображенными на них подобными языческими символами, относят к IX-XI векам! Хотя фигурки того времени играли скорее всего роль религиозно-культовую, а не развлекательную. Филимоновские игрушки - это почти всегда свистульки. Если это человеческая фигура, то она обязательно подмышкой держит какого-нибудь свистящего, громкоголосого гуся. Часто встречается сюжет «Любота» - о свидании двух влюбленных.

В наше время промысел испытывает очередную волну интереса. Силами энтузиастов, искусствоведов, историков, и, разумеется, самих мастериц-игрушечниц в Одоеве сейчас создан центр, в котором проводятся мастер-классы по изготовлению фигурок для всех желающих, открыт музей филимоновской игрушки, и ежегодно вблизи деревни Филимоново проводится фестиваль народных промыслов «Поляна». В течение недели, пока открыт для посещения импровизированный город мастеров, все желающие могут посмотреть на процесс изготовления игрушек из глины, на работу мастера-гончара, научиться плетению из лозы и узнать много нового о деревенском быте.

Попробуем изобразить филимоновского коня сами.

mk1.jpg

1. Стадия первая – «колобок»

mk3.jpg

2. Стадия вторая – «цилиндрик»

mk4.jpg

3. Стадия третья – «огрызок яблока» - с торцов цилиндра защипываем, вытягиваем глину.

mk5.jpg

4. Стеком или ножом разделяем выступающие части огрызка на две части (сверху и снизу)

mk6.jpg

и вытягиваем, лепим из них четыре ноги нашего коня

mk7.jpg

5. Из оставшихся двух выпуклостей будем голову на длинной шее и хвост

mk8.jpg

mk9.jpg

6. Оформляем голову с двумя длинными ушами и зубочисткой или специальным стеком делаем отверстия глаз, носа и рта

mk10.jpg

7. Не беда, что наша «лошадь» больше напоминает Шрековского ослика, нежели продукцию филимоновских мастеров. Будем стараться дальше. Методом «защипывания» вытягиваем страдальцу гриву

mk11.jpg

и оформляем хвост «метелкой»

mk12.jpg

8. Затем влажными пальцами заглаживаем поверхность изделия, попутно немного вытягивая вверх шею, ноги и уши коня

mk13.jpg

9. Высушиваем, грунтуем белой гуашью (синику грунтовать не нужно, она сама после высыхания и обжига дает белый цвет, но в наших магазинах обычно продается голубая гончарная глина), и расписываем, вдохновляясь работами народных мастеров.

mk14.jpg

Лого letidor.ru

Комментарии