Юрий Сырков: "Что людям надо – дети или мебель?"

Юрий Сырков: "Что людям надо – дети или мебель?"

Дизайнер интерьеров рассказал как создает пространства для становления личности ребенка. Стоит признать, что его детские действительно отличаются от привычных.

Детская играет немаловажную роль в развитии ребёнка – это интересно и достойно внимания каждого неравнодушного родителя. Мы побеседовали с автором необычных и уникальных решений для детского досуга Юрием Сырковым.


– Что вас побудило обратиться к вопросу организации детского игрового пространства?
– Когда я был ребенком, «быть художником» представлялось мне недостижимым идеалом. После школы мне выпало счастье окунуться в творческую атмосферу архитектурного техникума, привившую мне привычку мыслить творчески и конструктивно. Но, оставаясь художником, я всегда видел во всякого рода «проектной документации» помеху, сковывающую живое творческое делание – процесс, похожий по своей сути на детскую игру. Поэтому, постепенно и как-то сам собой, возник формат, в котором проектирование и исполнение проекта единовременные. По сути, я скульптор, творящий скульптуру пространства как бы изнутри. В этом смысле архитектурное проектирование, психология восприятия и педагогика, выступают неотъемлемыми (но все же служебными) инструментами рабочего процесса.

фото Сырков 2.jpeg


– При создании пространства для ребёнка что является основополагающим?
– Конечно, пропорции и визуальный статико-динамический баланс конструкций. Визуальное восприятие, помещенное в окружение статических форм, не сообщат душе подвижности. Последствия долгого пребывания в «статике» – недостаток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках. Полярное этому состояние – хаос. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выражается в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития, окружающие ребенка формы должны быть визуально динамичны, но, сохраняя подвижное равновесие (устойчивость), иметь хорошие пропорции.


Из многолетнего опыта я заключил, что именно они, в степени большей, чем это может показаться на первый взгляд, воздействуют на развитие чувств, формирование мышления и воспитание воли ребенка. Более подробные рекомендации по организации интерьера для ребёнка можно посмотреть здесь.


– Какой конечный продукт, на ваш взгляд, должен получиться при создании места игры для ребёнка?
– Конечным «продуктом» мне представляется юноша или девушка, стоящие на пороге взрослой жизни, полные жизненных сил и внутренней свободы. Мои постройки я сравниваю с музыкальным инструментом, который недостаточно просто иметь – на нем еще нужно научиться играть. Это задача родителей и педагогов. К сожалению, современные родители подчас сильно озабочены «ранним развитием», слова «успешный» и «счастливый» представляются им синонимами, а ребенок, при этом, не знает, что можно просто играть.


Собственно, моим «продуктом» я считаю не «мебель», а создание условий для здорового педагогического подхода, отвечающего архитипическим потребностям ребенка. Поэтому прежде, чем приступить к сотрудничеству, я всегда задаюсь вопросом о том, что людям надо – «дети» или «мебель». «Мебель» я не делаю.

– Как рождаются ваши идеи? Используете ли вы чертежи, схемы, как долго работаете над проектом?
– Главное решение – стратегический вектор – из-за многолетнего опыта работы рождается, как правило, сразу после того, как я попадаю в пространство, и мне становится ясна задача. Процесс же вызревания тактических шагов подвержен маятниковому «принципу полярностей» – то, вдруг, все делается само собой (легкость), то творческий процесс застопоривается, порождая периоды душевной боли и отчаяния. К такому «неудобству» я привык и в шутку называю для себя эти периоды «попутным или встречным ветром».


фото Сырков 3.jpg


Ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю. Мои основные инструменты в этом смысле – четкое представление о процессах, пронизывающих пространство, и малярный скотч, которым я делаю «большой эскиз» на месте. Работаю концентрированно, не спеша, не долго.


Как окружающее пространство влияет на формирование детского мироощущения, может ли оно повлиять на формирование и становление личности ребёнка?
–  Очень серьезная тема, которую бы я обозначил как «Визуальная диетология». Вы очень верно употребили слово мироощущение. Мироощущение это то, что предшествует мировоззрению. Но, к сожалению, в век материализма, с одной стороны, выработалась стойкая привычка обывателя «мироощущение», как фактор, игнорировать; с другой стороны, возникает впечатление, что мастера идеологий, преследуя непонятные для обывателя цели, не просто научились влиять на мироощущение человека с раннего возраста, но и стали этим злоупотреблять.


Пропорции и динамика пространств – действенное средство формирования мироощущения, но пропорции и статико-динамический баланс бывают разными, как и человеческие сообщества, которые эти пропорции и динамику «визуально потребляют». По силе и значимости с воздействием  пропорции может сравниться разве что воздействие цвета. Надо сказать, что ритмы и формы, цветовые сочетания, материалы и фактуры воздействуют на формирование восприятия и мышления, (и, в конечном счете, на уровень самосознания личности в целом). Это очень интересная тема, которую я почти всегда затрагиваю на семинарах.

Расскажите об интересных, на ваш взгляд, проектах, которые были реализованы?

–  Пожалуй, можно вспомнить первый из «крупных» социально значимых проектов, который начинался очень постепенно, но зато работает и по сей день. Московской школе «Путь Зерна» около пятнадцати лет. Атмосфера школы во многом опирается на трактовку пространства и в значительной мере из этой трактовки произрастает.


Социально значимые проекты для меня ценны еще и потому, что помимо «прямого результата» в них присутствует косвенный эффект. Так, например, с участием родителей было сделано несколько пространств в различных детских садах и школах. Ребенок, видящий своего папу (и других «дядей и тетей» родителей одноклассников) в таком, по городским меркам, необычном ракурсе, получает на всю жизнь неоценимый социальный опыт и еще что-то очень важное, дающее силы и волю к созиданию жизни.


Говоря о текущих проектах, стоит упомянуть «Детскую Мастерскую «Урок Труда». Это мастерская «самообслуживания», где каждый взрослый посетитель автоматически превращается во «внештатного сотрудника», где «никто никого не учит», а просто каждый занят (а в идеале – увлечен) своим делом и одновременно готов к взаимопомощи. В этом пространстве все – и правила, и ритмы, и подход к делу словно бы иррациональны, как бы вырваны из клише современности, и вместе с тем отвечают ее насущным потребностям.


Мне нравятся интерьеры, но  я совершенно не умею держать в руках молоток и плохо понимаю в дизайне интерьера. Что вы можете мне посоветовать?
К сожалению, люди падки на внешность, заслоняющую суть – это нормально, но это неэффективно. На небольших семинарах я предпочитаю предложить участнику вместо «рецепта-рыбы» «рецепт-удочку» – способность видеть «невидимые» процессы детского пространства и облекать их в формы, отвечающие потребностям детского восприятия. Научиться держать молоток и пилу несколько сложнее, чем освоить сноуборд, но, при желании, можно управиться за месяц. Заказать «интерьер» проще, но что касается сферы ценообразования, то термин «расценка» в неё абсолютно не вписывается, так как мое индивидуальное ощущение пространства, социально-педагогического контекста и, вообще, ситуации в целом превалирует над формальными «общедоступными» параметрами.
Что касается «ограничений», то главным препятствием мне представляется неинтересная, пресно-безвкусная, мелкая (независимо от габаритов пространства) задача.


Как люди узнают о вас?
Мне трудно себя «позиционировать», многие называют меня почему-то архитектором, хотя, расхожее представление об этой профессии плохо сочетается с тем, что я делаю. Кроме того, все эти  «постройки», по которым обо мне судят, лишь видимая часть и внешнее выражение более значимых процессов. Я не особо себя рекламирую, так как считаю, что если дело действительно нужное, то оно в рекламе и не нуждается. Что же касается сотрудничества с «властями», то вряд ли им интересен художник, творчество которого не выносит и тени бумажного формализма.


Какие материалы используете при создании детского пространства? Дерево, «живая материя», отсутствие искусственных материалов, пластика – сознательный выбор?
Для детей действительно предпочтительнее использовать природные, притом, не слишком выхолощенные материалы. Вместе с тем, я уверен, что страх перед «пластиком» значительно вреднее всяких «формальдегидов», а излишняя приверженность продажному термину «эко» плохо сказывается на иммунитете. Ведь рафинированные «экоизделия» так же далеки от природы, как и то «вредоносное», которому они себя противопоставляют. Здравый смысл в контексте конкретной ситуации – самое «экологичное» решение для физического, душевного и духовного здоровья ребенка.

Где возможна реализация ваших проектов?
Реализация моих проектов возможна везде, где «серьезные люди» не навязывают детской игре взрослые правила, продиктованные прокрустовым ложем собственных представлений. Хорошие постройки воздвигаются не в квартирах, клубах и детских центрах, а в людях, семьях и сообществах, понимающих свободу как ответственность, и открытых к самопознанию. 

Лого letidor.ru

Комментарии