Детский аутизм: как распознать

Детский аутизм: как распознать

Длительные беспричинные истерики у двухлеток, нежелание говорить, а также повышенная беспокойность – возможные, хотя и не обязательные сигналы аутизма. Как распознать расстройство у маленьких детей и что делать родителям, рассказывает Наталья Абрамова, директор фонда «Дети Радуги».

Наталья Абрамова, директор фонда «Дети Радуги» в Северодонецке, рассказала о том, каких результатов можно добиться, если заниматься по специальным развивающим программам.

– Наташа, почему ты решила организовать консультационный центр?


– Моему сыну Антону сейчас 12 лет, у него тяжелая форма эпилепсии и аутизм. С трех лет мы с ним посещали городской реабилитационный центр. Четыре года я смотрела на невнятные прихлопывания и притопывания – было видно, что люди абсолютно не знают, что делать с детьми-аутистами. Потом попалась статья о частном центре в Киеве, затем судьба свела меня в интернете с директором этого центра, и я, будучи в Киеве с ребенком в больнице, поехала туда в гости. Тогда я поняла, что это единственный выход – сделать центр, который будет таким, каким мы сами захотим: там будут заниматься с детьми с душой и по последним мировым методикам.


Меня поддержала Антошина крестная, чудесный человек, предприниматель – Ирина Буданская. Она внушила в меня веру в себя, и на обратном пути, когда мы уже сидели в поезде, возникло понимание всего, что нужно сделать, название фонда и наш девиз: «Каждый ребенок – ларец с сокровищами, и наша задача его открыть!» Дома я с этой идеей пошла к своим подругам, и все началось. Соболева Татьяна – мама аутиста Ванюши, он лишь на год младше моего сына, Скаженник Галина – профессионал в своем деле, директор нашего центра. Мы втроем создали центр «Дети Радуги», который существует с 25 мая 2010 года.

Центр Дети Радуги – Кто еще кроме логопеда занимается с детьми в центре?


– У нас комплексный подход к обучению. Поскольку аутизм сопровождается рядом сенсорных и моторных нарушений у ребенка, трудностями социальной адаптации в обществе, то нужно полное воздействие на все его сферы жизни. С детьми занимаются: сенсорный терапевт, дефектолог, детский психолог и музыкальный работник, ну и, конечно, логопед.

– Cложно было искать специалистов?


– Очень трудно найти людей, которых примут наши дети, а они в тысячу раз чувствительнее к любым нюансам, они кожей буквально чувствуют фальшь или негативное отношение к ним. К нам приходят десятки людей, и некоторые уходят через день, через неделю, а другие остаются навсегда, просто полюбив наших деток, полюбив работу, в которой нет места обыденности, а есть только постоянный поиск ключа к особому ребенку. Педагогов с такими навыками нет не только в Северодонецке, но и в области.


работа с детьми с аутизмом – Власти и обычные люди вас как-то поддержали в этом большом деле?

– Государственные структуры никак не отреагировали, просто дали спокойно зарегистрировать фонд. Потом, через пару месяцев, к нам в центр приехал мэр и сказал, что это пустая затея, и мы не продержимся и трех месяцев. Фонду и центру уже больше четырех лет, а мэра того давно уж нет на своей должности (улыбается). Государство за все это время абсолютно ничем нам не помогло, даже простой рекламой. Нет, нас знают, считают нас очень хорошим центром, но есть городской центр, и вся помощь распределяется туда.


Что такое аутизм и как его обнаружить

– Аутизм – это системное сенсорное нарушение в развитии ребенка. Оно имеет явную генетическую основу, но при этом нельзя сказать, что это «поломка» одного какого-то гена. Нет, это действие десятков различных участков генетического кода. За аутизм отвечают так называемые спящие гены. И что служит пробуждением их – неизвестно. Это может быть и возраст родителей, и экологические факторы, и стрессовые ситуации. Пока единой теории нет, как нет и волшебной таблетки. Десятки институтов во всем мире бьются над этой проблемой. Пока единственный путь к облегчению жизни аутиста и его социализации – многочасовые занятия по специальным программам на протяжении долгих лет.


Аутизм – Как распознать в ребенке аутиста? На что родителям нужно обратить внимание, когда встревожиться?


– Есть несколько пунктов, на которые нужно обращать внимание:


1. Если в младенчестве ребенок не идет на контакт глазами, не улыбается знакомым лицам, не может и не хочет поиграть с взрослым в игры типа «ку-ку», «ладушки».
2. Если ребенок, достигнув двух лет, не говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы, если у ребенка истерики, которые вы не можете объяснить.
3. Если ребенок плохо взаимодействует с окружающими, не идет на контакт, не откликается на имя, не может играть в ролевые игры сам или с окружающими. Если основные игры – манипулирование предметами, например, выстраивание их в ряды по размеру и цвету, построение башен из кастрюлек.
4. Если у ребенка повышенная тревожность, и он придерживается ритуалов, не может от них уйти. Например, ходит по одному и тому же маршруту, привязчив к одному и тому же продукту питания, и всякая замена привычного приводит к истерикам.
5. Если у ребенка есть стимулы – он все время раскачивается, крутится на одном месте, постоянно делает пальцами непонятные движения и т.д.


Все это не указывает на то, что ваш ребенок аутист, но должно заставить вас внимательнее отнестись и понаблюдать. И лучше повести ребенка к специалисту – логопеду, психологу, психиатру. Не бойтесь, что о вас скажут знакомые, бабушки, тетушки. Судьба вашего ребенка будет зависеть от того, насколько быстро вы начнете с ним заниматься.


Мировая статистика четко дает градацию: если с ребенком начинать заниматься не позже 3 лет, то есть 60% надежды на успех, до 4-5 лет только 30%, у шестилеток шансов почти нет, такие детки, скорее всего, остаются с тяжелой инвалидностью. И в этом самая большая беда нашего общества: нелепые легенды о том, что дедушка, тетя, папа заговорили поздно, что это почти норма, приводят к тому, что родители не показывают неговорящих детей специалисту. В норме в 2 года, ребенок должен говорить простыми фразами. Если этого нет, нужно обязательно найти причину. Сейчас в США разработали методику определения аутизма у детей с 7-8 месяцев, это дает их детям шанс на повышение успешности занятий.


аутизм у детей – Правильно ли я понимаю, что у вас в городе нет этих специалистов в поликлиниках, поэтому тебе пришлось организовывать все самой? Или есть только частные клиники, в которых такие занятия стоят дорого? Есть ли вообще что-то подобное в городе. Вот если бы не было вашего центра, то куда деваться детям-аутистам?


– Давайте сразу скажем, что аутизм это не заболевание, а состояние ребенка. У болезней есть начало и конец. Аутист – это совершенно по-другому устроенный ребенок, этими детьми должны заниматься не врачи, а педагоги. Да, есть сопутствующие проблемы, которые могут быть устранены лекарственными препаратами, но от аутизма таблетки нет. Есть только возможность помочь ребенку, занимаясь с ним 60-80 часов в неделю. И основную часть должны делать родители дома, а наша задача – показать им, как это делать, научить и стабилизировать ребенка на своих занятиях. Я подчеркиваю: мы не медицинское учреждение – мы консультационный центр.


Лого letidor.ru
Что такое аутизм и как его обнаружить
1 / 3
Что делать родителям аутистов

Комментарии