Опубликовано 24 сентября 2014, 10:00

Школьник-лидер

Почему так важно помнить о том, что в каждом ребенке есть лидерский потенциал и как родителям сделать так, чтобы этот потенциал пробудить.
Школьник-лидер

Школьник-лидер

Чему родители могут научить своих детей, чтобы повысить их продуктивность? Как воспитать настоящего лидера? Отвечая на эти вопросы в своей книге «Лидер во мне», Стивен Кови помогает мамам и папам лучше понять возможности детей. Оказывается, быть успешным может каждый ребенок! Стивен выделил семь основных навыков лидера, которые могут быть применимы как ко взрослым, так и к детям.

Лидер во мне.jpg

Лидер во мне.jpg

Навык 1. Будьте проактивны

Я ответственный человек. Я беру инициативу в свои руки и сам выбираю свои действия, свое отношение к окружающему и свое настроение. Я не виню других за свои ошибки. Я поступаю правильно даже тогда, когда никто об этом не просит, и тогда, когда никто этого не видит.

Навык 2. Начиная, представляйте конечную цель

Я планирую на перспективу и ставлю перед собой цели. Я делаю то, что имеет смысл, что может оказать позитивное влияние. Я — важная часть моего класса. Я вношу вклад в осуществление миссии и видения моей школы. Я стараюсь быть хорошим гражданином.

Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала

Я посвящаю свое время наиболее важному. Это значит, что я говорю «нет» тому, чего — я знаю — не следует делать. Я расставляю приоритеты, составляю расписание и следую своему плану. Я дисциплинирован и организован.

Навык 4. Думайте в духе «Выиграл-Выиграл»

Я балансирую мужество в отстаивании своих интересов с чуткостью к интересам других людей. Я делаю вклады на Эмоциональные Банковские Счета других людей. В случае возникновения конфликта я ищу взаимовыгодную третью альтернативу.

Навык 5. Сначала стремитесь понять, а потом — быть понятыми

Я внимателен к идеям и чувствам других людей. Я стараюсь смотреть на вещи с их точки зрения. Я слушаю людей, не перебивая. Я уверенно высказываю свои идеи. Разговаривая с людьми, я смотрю им в глаза.

Навык 6. Достигайте синергии

Я ценю сильные стороны других людей и учусь у них. Я хорошо схожусь с людьми, даже с теми, кто не похож на меня. Я с успехом работаю в команде. Я обращаюсь к идеям других людей для решения проблем, потому что знаю, что, сотрудничая, мы можем найти более удачное решение, чем любой из нас поодиночке. Я скромен.

Навык 7. «Затачивайте пилу»

Я забочусь о своем здоровье, правильно питаюсь, занимаюсь спортом, хорошо высыпаюсь. Я провожу время с моей семьей и друзьями. Я узнаю много нового разными способами и в разных местах, а не только в школе. Я всегда стараюсь найти возможность оказать значимую помощь другим.

Применение методов на практике

Навыки, о которых говорит Стивен, очень заинтересовали педагогов школы А.Б.Комбс. Но для того, чтобы их воплотить в жизнь, предстояло решить один большой вопрос: «Как обучать лидерству детей, которым всего пять лет от роду?»

«Лидерство» — широкая тема, состоящая из множества подпунктов, и не все они подходят ученикам начальной школы. Поэтому команда А.Б.Комбс понимала: прежде чем двигаться дальше, нужно точно решить, что конкретно в их школе будут иметь в виду под словом «лидерство». В качестве первого шага они сформулировали видение школы, что проясняло ситуацию для учеников, ставило конкретные цели и указывало, на каких действиях следует фокусироваться. Это видение строилось вокруг четырех потребностей, или, другими словами, вокруг «целого человека». Вот как оно было
сформулировано:

Видение нашей школы — Жить, Любить, Учиться и Оставить Наследие.

Мы Живем — стремясь быть лучшими настолько, насколько мы только сможем.
Мы Любим — заботясь о других.
Мы Учимся — трудолюбиво работая в школе и всегда стараясь делать всё как можно лучше.
Мы Оставляем Наследие — делясь с людьми тем, что происходит в нашей школе, и стараясь изменить мир к лучшему.

Миссия и видение наглядно представлены во всем здании школы, в холлах и классах. На стене у входа даже смонтировано большое панно из керамической плитки, выполненное школьниками и описывающее видение. Цель этого панно — напоминать детям, для чего они каждый день приходят в школу. Хотя миссия и видение школы вдохновляли учеников, в А.Б.Комбс понимали, что все это будет иметь настоящую ценность и смысл, только если появится четкая и жизнеспособная стратегия, или план, как реализовать сформулированные предназначение и видение. Для этого нужно было понимать, что для школы будет значить лидерство.

В А.Б.Комбс сразу поняли, что 7 Навыков — не случайный список семи разрозненных идей. Навыки составляют последовательную, развивающуюся модель. Первые три навыка — «Будьте проактивными», «Начиная, представляйте конечную цель» и «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала» — вместе помогают человеку стать более независимым. Я называю этот процесс личной победой.

Применение этих трех навыков на практике ведет к тому, что человек становится более ответственным, с большим успехом управляет своей жизнью и планирует будущее, определяет приоритеты и осуществляет свой план дисциплинированно и сохраняя фокус. В эти три навыка входит тайм-менеджмент, планирование, постановка целей, базовые навыки самоорганизации, необходимые для независимости или осуществления лидерства для себя.

Как выяснили сотрудники А.Б.Комбс, родители не считали независимость «пунктом назначения» для своих сотрудников и своих детей. Хотя независимость важна для достижения успеха в нашем постоянно меняющемся мире, даже независимым людям необходимо уметь работать вместе с другими, в команде. Поэтому так необходимы четвертый, пятый и шестой навыки — «Думайте в духе “Выиграл-Выиграл”», «Сначала стремитесь понять, а потом — быть понятым» и «Достигайте синергии».

Все три этих навыка связывают людей друг с другом, делают их более взаимозависимыми. Они учат эффективно общаться, совмещать мужество и чуткость, совместно решать проблемы. Вместе они формируют умение разрешать конфликты, слушать, творить, работать в команде. Они ведут к тому, что я называю Общей Победой.

Наконец, седьмой навык — «Затачивайте пилу» — объединяет все остальные, опираясь на принцип обновления. Он позволяет людям сохранять здоровье в четырех важнейших областях: физической, социально-эмоциональной, интеллектуальной и духовной. Вы заметите, что эти четыре области совпадают с четырьмя базовыми потребностями человека, позволяющими молодежи — и всем людям — ощущать мир в душе.

В А.Б.Комбс детей учат 7 Навыкам начиная с детского сада. Преподавание ведется очень простыми словами и самыми разными методами, в том числе с помощью плакатов, историй, игр, игрушек, фильмов, театральных сценок, стихов, конкурсов, письменных заданий и рисунков. Один из любимых детьми способов выучить 7 Навыков — с помощью музыки:

Проактивным будь всегда —
Думать успевай всегда.
Даже если будет сложно,
Постараться всё же можно.
Проактивным будь всегда.

1 из 2

ПредыдущаяВоспитание характера