5 секретов управления эмоциями: тренировки по авторской методике

5 секретов управления эмоциями: тренировки по авторской методике

Специалисты EIKIDS делятся секретами авторской методики, с помощью которых можно научить ребенка контролировать свои эмоции и распознавать чужие.

Психологи рассказали, что существуют различные методики для индивидуальной работы с детским эмоциональным интеллектом. Но сегодня специально для читателей «Летидора» Татьяна Киселева объясняет, как родители могут самостоятельно тренировать 5 важных детских навыков.

Киселева Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS

Почему развитие эмоционального интеллекта – это важно

Когда мы были детьми, нас учили прятать свои эмоции и подавлять их: «Плакать стыдно!», «Злиться – это плохо, даже если девочка отобрала твою игрушку». В результате такого воспитания даже взрослый человек не всегда понимает, почему радуется, грустит или злится.

Никто не учил нас тому, как легко переходить в комфортное эмоциональное состояние, как использовать энергию каждой эмоции. Но при этом, как показывает жизнь, все важнейшие решения в жизни мы принимаем, опираясь на эмоции: выбираем спутника жизни, работу, друзей и даже пути выгодного инвестирования финансов.

Профессора Йельского университета и университета Нью Гемпшир (П. Саловей, Дж. Майер, Д. Карузо), долгие годы посвятившие изучению эмоций человека, пришли к выводу, что наиболее успешными и реализованными в жизни становятся не просто интеллектуалы, а люди с высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Проще говоря, это люди, умеющие с помощью эмоций управлять ситуацией. И чем раньше вы научите ребенка работать с эмоциями, тем легче ему будет общаться, заводить новых друзей и без стрессов переживать «детские» испытания жизни: смену садика или школы, ревность к брату или сестре, появление отчима или мачехи и т. д.

Нередко эти навыки оказываются важнее, чем знание школьных предметов! Давайте разберемся, как их развивать.

Распознавание

Анализ эмоций – первый шаг к управлению ими, т. к. вы ничего не сможете сделать ни с собой, ни с ситуацией, пока не поймете, что именно происходит.

• Когда замечаете, что с ребенком что-то происходит, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка, а потом можете поговорить о причинах возникновения этих чувств.

• Чтобы подавать пример ребенку, можно проговаривать то, что вы сами чувствуете: «Я чувствую радость, потому что…», «Я расстроен(а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень!), мы создаем атмосферу доверия и открытости: учим ребенка, что причиной негативных переживаний является не он сам, а его поступки.

• Важно и распознавание чувств других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции. С этой же целью психологи в области развития эмоционального интеллекта разработали специальную настольную игру, тренирующую распознавание чужих эмоций, расширяющую словарный запас и развивающую фантазию.

Понимание

Вспомните, как мы, взрослые, порой кричим на родных, пока не поймем, что источник нашего раздражения – например, противный звук работающей дрели в соседней квартире. Стоит дрели утихнуть, как мы успокаиваемся и понимаем, что близкие люди вообще ни при чем. Или часто бывает, что мы злимся, чувствуя голод. Поели – и «добреем». Не каждый взрослый человек способен к анализу ситуации и выявлению истинных причин собственных эмоций. Что уж говорить о детях дошкольного возраста!

Малыш, испытывая эмоции, не способен осознать причинно-следственные связи. Он не может четко объяснить родителю, что случилось, что именно он сейчас чувствует. Именно поэтому мы иногда наблюдаем, как, испытав сильный восторг (например, впервые побывав в цирке), ребенок может ни с того ни с сего заплакать. А мы, взрослые, не всегда умеем помочь ребенку прояснить, что с ним произошло и почему.

Пример

Маша упала, сильно поцарапала руку и горько плачет.

Мама: Машенька, тебе больно?

Маша: Нет (плачет еще громче).

Мама: Ты испугалась?

Маша: Да (успокаивается).

Мама: Ты боишься, что попадет грязь?

Мама отправляется за зеленкой и бинтом. Маша начинает плакать сильнее.

Мама: А чего же ты боишься?

Маша: Что не смогу танцевать на утреннике.

Работа с картинками и эмоциями книжных персонажей поможет в развитии навыка понимания эмоций. Не останавливайтесь только на назывании чувств.

Спросите малыша, почему герой испытывает эту эмоцию:

Смотри, вот Баба Яга. Она какая? Правильно, злая. Что она чувствует? Злость. А как ты думаешь, Баба Яга точно злая? Может быть, она просто не выспалась, а на самом деле она добрая? А бывает, что ты тоже злишься? Конечно. И со мной это бывает. Но это же не значит, что мы с тобой злые, правда? Значит, каждый человек может испытывать злость. А как мы можем понять, Баба Яга злая вообще или просто сейчас злится? А давай ее спросим: «Милая Баба Яга, тебя кто-то обидел? Что-то случилось? Расскажи!». И, возможно, Баба Яга подобреет. Ну а если нет, тогда нужно спасаться!

Эмоциональный словарь

У дошкольника словарный запас, описывающий спектр эмоций, пока слишком маленький. А ведь чем больше таких слов ребенок знает, тем точнее он может описать, что чувствует.

Разглядывая вместе с малышом лица персонажей на картинках, задавайте наводящие вопросы так, чтобы малыш старался называть эмоции. Помогайте ребенку, расширяйте его словарный запас.

Спрашивайте: «Как ты думаешь, зайка боится? Значит, он испытывает страх? А бывает сильный страх? Как он называется? Ужас, правильно. А вот щенок. Смотри, какой он веселый! Что он чувствует? Может, радость? Сильную радость? Наверное, счастье! А ты можешь вспомнить, когда испытывал счастье? Расскажи… А бывает радость от того, что тебе очень-очень нравится новая игрушка? Такая радость называется восторг! А вот на картинке Чебурашка смотрит на то, как Гена жонглирует. Ему очень нравится, как Гена это делает. Чебурашке радостно рядом с таким талантливым другом. И такая радость называется восхищение!»

Чтобы наглядно объяснить, что одна и та же эмоция может иметь оттенки, разную насыщенность, поиграйте с ребенком в игру «Кот».

Покажи, как улыбается кот, который греется на солнышке. Кот доволен, он испытывает умиротворение. А вот кот увидел любимого хозяина – как он будет радоваться? А вот хозяин показывает коту кусочек колбасы – покажи, какая восхищенная мордочка будет у котика. А вот с котом начали играть в бантик. Покажи, как теперь он будет веселиться.

Выражение

Иногда мы удивляемся, что люди видят на наших лицах вовсе не то, что мы испытываем. Бывает, ты задумался, а друг спросит: «Что такой печальный?». Бывает, ты раздражен, злишься, а человек этого не замечает и продолжает делать что-то, что вызывает еще большее негодование. Очень важно научить ребенка владеть своей мимикой. Предложите ему игру «Покажи эмоцию».

Пусть малыш перед зеркалом покажет, как он радуется, злится, боится, удивляется, опечален, испытывает отвращение, проявляет интерес.

• Нахмурься, как: осенняя туча, разъяренный человек.

• Разозлись, как: злая колдунья, два барана на мосту, голодный волк.

• Испугайся, как: зайчик, который увидел лисичку; птичка, которая упала из гнезда.

• Улыбнись, как: кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса; как мама ребенку.

Управление

Не каждый из нас умеет выражать свои эмоции социально приемлемым способом. Ну как вы отнесетесь к человеку, который вдруг на работе начал биться головой о стену, когда ему не удалось заключить важный контракт?

Сложнейшим препятствием в выражении эмоций являются именно нормы социума, общепринятые правила, «хорошие манеры». Кроме того, иерархическая зависимость. Например, при начальстве мы нечасто позволяем себе прямо выказывать неудовольствие, гнев или страх.

При этом психологи категорически не рекомендуют «глушить» в себе эмоцию. Каждая эмоция несет с собой энергию, и просто «потушив» ее, человек загоняет себя в стресс. Именно поэтому с детства нужно учить направлять получаемую от эмоций энергию «в нужное русло».

Гнев. Если ребенок получил сильнейший заряд гнева, поиграйте с ним в активную спортивную игру. Отработайте эту энергию в буквальном смысле – физически.

Печаль. А в состоянии печали не стоит заставлять малыша браться за дела, требующие высокого уровня энергии – например, идти в гости и знакомиться с новыми друзьями. Предложите ребенку разобрать по коробочкам игрушки, поиграйте с ним в «Найди 10 отличий» – печаль эффективна для занятий, требующих внимательности и скрупулезности.

У каждой эмоции есть свои функции:

Радость. Помогает заниматься творчеством, узнавать что-то новое.

Страх. Уберегает от опасности.

Злость. Стимулирует справляться с проблемами и отстаивать свое мнение.

Доверие.Учит дружить и поддерживать связь с любящими людьми.

Удивление. Помогает сконцентрировать внимание в необычных условиях.

Грусть. Учит замечать ошибки и детали.

Отвращение. Помогает спасаться от вредного и опасного.

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое без стресса. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справляться с гневом.

«Успокаивающий счет»

Посчитайте вместе с ребенком до десяти — это помогает справляться с напряженной ситуацией. Скажите малышу: «Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой, а маленький ребенок забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой, и ее тоже отбирает тот же маленький ребенок. Сосчитай до десяти, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?»

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также