Почему дети боятся стоматолога

Почему дети боятся стоматолога

Диана Сапегина - детский психолог-психоаналитик. Пять лет была постоянным сотрудником в крупной сети стоматологических клиник: преподавала детскую психологию врачам, исследовала негативное поведение детей во время лечения, сопровождала детский прием у стоматолога, консультировала детей и родителей. "Летидор" попросил Диану ответить на главные родительские вопросы по поводу страха лечения зубов, а также рассказать о главных ошибках, которые родители совершают, отправляясь с ребенком к стоматологу.

Диана Сапегина - детский психолог-психоаналитик. Работает с детьми от 2-х до 14 лет и их родителями. Окончила Восточно-Европейский институт психоанализа. Пять лет была постоянным сотрудником в крупной сети стоматологических клиник: преподавала детскую психологию врачам, исследовала негативное поведение детей во время лечения, сопровождала детский прием у стоматолога, консультировала детей и родителей.


"Летидор" попросил Диану ответить на главные родительские вопросы по поводу страха лечения зубов, а также рассказать о главных ошибках, которые родители совершают, отправляясь с ребенком к стоматологу.



- Почему дети боятся стоматолога?


- Есть страх самой процедуры и страх человека, который эту процедуру проводит. Это разные вещи. Обычно дети постарше – если боятся, то, например, анестезии. Думают, что будет иголка и будет больно. Но маленькие дети иногда считают, что врач им навредит, что это плохой человек, что от него надо спасаться. Если говорить о причинах, то одна из причин страха – негативный опыт посещения стоматолога. Это бывает достаточно часто, особенно с маленькими детьми: взрослые думают «мы подержим, полечат его и всё будет хорошо». А ребенок запоминает это насилие и в следующий раз не заходит даже в кабинет.


Также причиной страха могут быть какие-то бессознательные ассоциации, связывающие лечение с чем-то угрожающим жизни, страшным, неприятным – здесь уже нужно рассматривать конкретный случай.



- Как помочь преодолеть этот страх?


- Обычно достаточно установить контакт с врачом. Врач должен стать для ребенка знакомым человеком, которому можно доверять. И тогда ребенок перестаёт бояться и даёт врачу сделать во рту всё, что нужно. У взрослых, между прочим, та же история. До тех пор, пока стоматолог остается фигурой безликой – есть страх.


В большинстве случаев у детей этот страх снимается установлением контакта. Однако, когда есть проблемы в общении: скажем, ребенок просто боится любых людей, кроме мамы и папы, а не только врачей — ему тревожно. Тогда контакт установить значительно сложнее. И страх не проходит гораздо дольше. Но его тоже реально преодолеть. При стараниях и открытой позиции врача, конечно. Желание установить контакт, а не отбросить больного как «сложного», с которым не хочется возиться и лучше отправить на наркоз. Да, есть врачи, которым так проще.



- Почему обещание "купить игрушку" не всегда действует?


- Я бы разделила истинную, внутреннюю мотивацию и внешний стимул. Если мы говорим ребенку «ты хочешь быть здоровым?» — это опора на внутреннюю, истинную мотивацию. Конфетка, игрушка – внешний стимул. Ребенок не должен ни для кого идти к врачу: ни для мамы, ни для папы. Хотя внешнее подкрепление можно использовать. Например, когда видно, что ребенок проделал работу по преодолению свой тревоги, у него получилось – для маленького ребенка это достижение. «Ты такой молодец – я хочу тебе купить что-то приятное, потому что ты смог, совершил эту работу». А если заранее обещать подарок…


Я видела такого мальчика, за которым просто мешок с игрушками носили. Он говорил: «Робота!». Ему выставляли игрушку-робота и говорили: «Ну, открывай ротик». «Нет, двух роботов». Ему выставляли второго робота. «Ну, открывай ротик». «И еще машину!», — говорил мальчик. А страх-то накатывает, и рот он не открывает! Так до бесконечности – он не будет лечиться! Потому что его страх сильнее, чем его желание получить эти вещи. Причем, он знает точно, что эти вещи ему потом достанутся. Ну, или не эти, так другие.


У ребенка желание или нежелание «открыть рот для стоматолога» связано с таким глубоким психическим механизмом, как способность выносить дискомфорт. У психологов это называется «способность выносить фрустрацию». Бывает, что мама с самого рождения не дает ребенку почувствовать никакого дискомфорта: он еще подумать не успел, не успел захотеть, потерпеть, подождать — а ему, все сразу дается. Например, некоторые матери начинают давать ребенку грудь раньше, чем тот каким-либо образом показал, что хочет есть. К сожалению, сейчас в нашем обществе детей, не привыкших выносить дискомфорт , по моему мнению, гораздо больше. А у стоматолога, так или иначе, приходится терпеть. Чем больше проблемы, тем больше нужно терпения.


Соответственно, если к моменту посещения стоматолога мы имеем ребенка, у которого очень низкая способность терпеть, то лечение проводить сложнее. Ведь ребенок должен в кресле как минимум 15 минут находиться, причем более-менее спокойно сидеть.


Мотивация помогает ребенку терпеть – ради чего-то. Чем более сильный мотив, тем лучше терпится. Например, дети, у которых болит долго зуб — они уже, конечно, хотят помощи. Если ребенок не в истерике, то услышав, что эта тётя ему поможет — он будет рад. А еще можно напоминать ребенку: «Помнишь, как у тебя болел тот зуб? Чтобы такого больше не было – нужно сегодня пойти на осмотр». Также у детей очень сильна познавательная мотивация. Врачи на ней тоже работают: «Ты сможешь нажать на кнопочки и поуправлять креслом потом, когда мы полечимся!». Или просто таким образом дают привыкнуть к обстановке. Всё дать потрогать, посмотреть. Вот шумит слюноотсос: и врач показывает на стаканчике воды, как он забирает слюну. И родителям лучше тоже действовать через удовлетворение исследовательского интереса ребенка, чем «я тебя накажу, если не пойдешь» или «я тебе куплю игрушку, если рот откроешь». Я не хочу сказать, что такая мотивация не работает, иногда очень даже работает. Но это, как правило, в тех случаях, когда страх и тревога слабые, гораздо слабее, чем желание получить игрушку.



- Как настроить ребенка на лечение зубов?


- Вести первый раз к стоматологу ребенка нужно не тогда, когда у него УЖЕ заболел зуб. Я бы повела своего ребенка в возрасте полутора лет первый раз показать зубы, а потом каждые полгода: просто чтобы он привыкал к этой обстановке, к врачу. И такому малышу тоже необходимо всё объяснять: говорить, что мы идем к специальному человеку, который смотрит зубы и лечит зубы. Показать специальные детские мультфильмы про то, что происходит с зубами – почему их нужно лечить. Или это можно рассказать своими словами: детям, с которыми я работала в клинике, я сама рисовала. Сначала чистый зубчик, потом такого микроба, который на него нападает. И говорила: «Я не умею их выгонять, микробов, и мама твоя не умеет, а есть специальный человек – он учился долго-долго этих микробов узнавать, какие они бывают, и выгонять их – он умеет. У людей же разные профессии – вот у него такая профессия, ему это интересно». Дети, кстати, довольно живо представляют себе картину борьбы со злыми «микробами», и с удовольствием включаются в этот процесс.


Очень важно, чтобы мама сама доверяла врачу. Особенно с маленьким ребенком, до трёх лет: если мама не будет трястись за ребенка, когда он в кресле, то и малыш будет чувствовать, что мама спокойна. Маленькие дети очень привязаны к эмоциям родителей. Есть родители, которые с подозрением относятся к врачам – проверяют, перепроверяют, говорят о нем при ребенке что-то плохое. А с чего тогда ребенку доверять этому врачу? Даже ребенку постарше. Он же берет за основу родительское отношение. И я всегда повторяю: вы же можете выбрать врача сами. Даже если все мамы на форуме рекомендуют одного, самого лучшего, вам он может не понравиться. Психологически не подходит. Ищите, пробуйте. Он может быть не очень известным, не очень дорогим, но вашим.


Кстати, часто так бывает, что мама и ребенок лечатся у одного стоматолога. И тут даже возможна полезная ситуация, когда ребенок сначала сидит и смотрит, как врач лечит маму, а потом садится в кресло сам. Еще врачи иногда приглашают ребенка в кабинет, когда другой ребенок лечится: у детей от 2-х до 6-ти очень развито подражание. Он видит, что другой мальчик лечится: сидит спокойно, не плачет, ничего себе! Это тоже метод. Всё это работает, если ребенок спокоен, не в истерике и его не напугали.


Что еще можно сделать? Можно перед тем, как идти в больницу, поиграть с ребенком в доктора. Как раз с дошкольниками хорошо бы. Они самые проблемные в лечении. Если до 3-х еще можно приучить, да и проблем еще больших нет, плюс мама может сгладить ситуацию, успокоить, а после шести – как правило, уже уходят эти страхи у детей, прорабатываются, плюс ребенок в школе приучается терпеть. То самое проблемное с точки зрения общения с врачами и лечения – именно с 3 до 6 лет. Если в этом возрасте приходят к стоматологу в первый раз и уже с проблемой – это большой стресс. И зуб болит, и обстановка незнакомая. Есть дети, которые до 3-х лет вообще мало выходят из дома, видят только маму-папу-бабушку. Например, был случай: девочка, ей было меньше трёх, никогда не ездила на метро – у родителей машина. А тут зуб заболел, машина в ремонте – и мама девочку повезла срочно на метро: ну какой тут стоматолог!


Ребенку нужно создать максимально комфортную ситуацию для посещения стоматолога, не усугублять стресс. Выбрать удобное время, чтобы ребенок выспался, чтобы он был сыт и здоров, в хорошем настроении. Напряженность ребенка играет против вас в такой ситуации. А психологический комфорт у маленьких детей напрямую зависит от телесного комфорта. Что делать если ребенок боится? Детей от трёх лет можно мотивировать и рассказывать, зачем нужно лечение, а до трёх – важно просто давать ощущение комфорта и безопасности.



Читайте также:
Первые зубы: профилактика кариеса
Молочные зубы: лечить или не лечить?
Удовольствие быть неправильным

Комментарии