Опубликовано 26 марта 2014, 17:34

Мой ребенок молчит: что делать?

В свои два года и четыре месяца мальчик все еще не хотел разговаривать. Пройдя многих врачей, услышав самые разнообразные советы, наш постоянный автор выбрала свою стратегию поведения и в итоге добилась успеха. Ее сын заговорил.
Мой ребенок молчит: что делать?

Мой ребенок молчит: что делать?

Некоторым родителям приходится сталкиваться с таким явлением как задержка речевого или психо-речевого развития у ребенка. Подобный диагноз может поставить невролог или психотерапевт. Существует много споров по поводу того, что считать задержкой, а что нормой. До сих пор во многих случаях не выяснены реальные причины задержек развития. Специалисты делятся на два лагеря – сторонников медикаментозного вмешательства и его противников. Я хочу рассказать о собственном опыте, о том, как можно помочь своему малышу, которому никак не удается начать разговаривать.

Мой мальчик не разговаривает в свои два и четыре года. Я не врач, не логопед и не психолог. Я просто мама, которая обошла всех этих специалистов с одним вопросом: «Почему мой ребенок молчит?» Получив самые разнообразные ответы, я сделала выводы и разработала программу помощи своему сыну.  Все, о чем вы прочтете ниже – это мой опыт.

Как правило, до трехлетнего возраста задержку психо-речевого развития называют темповой – это означает наличие у ребенка особенностей в созревании коры головного мозга, что и вызывает отставание, но в перспективе есть большая вероятность благоприятного исхода – ребенок заговорит, просто позже, чем его сверстники.

Три года – это некая критическая точка. До этого возраста фразовая речь должна сформироваться. Если же в три года и после ребенок не строит хотя бы простые предложения, родителям не следует откладывать визит к специалистам, так как отсутствие речи после трех лет может привести в будущем к проблемам в обучении и различным комплексам, связанных с общением.

Важно понимать, что задача родителей – своевременно выявить проблемы в развитии своего ребенка. В этом вам помогут таблицы норм психо-речевого развития. Вам следует обратиться за консультацией к специалисту в том случае, если вы заметите отставание от нормы хотя бы по одному пункту. Для того, чтобы свериться с нормами речевого развития, я рекомендую первую главу книги практикующего логопеда М.А. Поляковой «Как правильно учить ребенка говорить», кроме того в ней же вы найдете целую программу упражнений по развитию речи.

Мои же рекомендации подходят для домашних занятий с детками до трех лет. Как правило, у малышей этого возраста задержка речи и задержка психического развития идут рука об руку. Эту связь очень подробно объясняет Л. Выготский в своей знаменитой книге «Мышление и речь». Говоря простым языком, когда ребенок говорит, строит фразы, в его мозге образуются тысячи новых нейронных связей и процесс мышления активизируется. Когда мы задаем вопросы, просим вспомнить, предположить, придумать – все это сложные психические процессы, очень необходимые для развития мышления. И совершенно ясно, что это развитие существенно тормозится в том случае, когда малыш никак не выражает свои мысли, а наши вопросы игнорирует.

Неговорящих или плохоговорящих деток зачастую выдает их «странное» поведение. Так, например, малыши, не имеющие проблем речевого развития, уже с годовалого возраста могу показывать глазки у игрушки или тыкать пальчиком в книгу с вопросом «что это?» Они могут еще и не говорить, но смотреть на вас вопросительно – это неважно. Чуть позже ребенок, развивающийся по норме, легко усваивает небольшие поручения и просьбы: «дай», «возьми», «отнеси», «подойди» и т.д. По мере взросления малыша эти просьбы становятся более сложными: «Подними и положи на стол». Детки с задержкой в развитии зачастую не исполняют таких поручений. Складывается ощущение, что они не понимают, не хотят или не слышат. В этих случаях родителям часто рекомендуют сводить малыша к лору и проверить слух. Но даже со здоровым слухом ребенок может полностью игнорировать ваши просьбы. Это говорит о том, что у ребенка отсутствует или плохо сформирована «внутренняя речь».

Многие из занятий, о которых вы прочтете ниже, по своей сути, напоминают занятия с дефектологом. Но найти хорошего дефектолога не так-то просто, да и каждый день к нему ездить не будешь, а заниматься дома можно ежедневно и это совсем не сложно.

Разговаривайте с ребенком

Способность к овладению речи – это врожденная особенность каждого человека. Развитие речи начинается с момента рождения, а современные психологи убеждены, что речь развивается еще в утробе. Поэтому очень важно с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним. На практике эта рекомендация порой тяжело дается молодым мамам – за неимением опыта общения с детьми они часто признаются в том, что не знают, о чем говорить с малышом. И в самом деле, очень сложно общаться с крохой, которая даже еще не смотрит в вашем направлении и уж тем более не подает никаких признаков интереса к тому, что вы говорите.

Помогут следующие приемы:

– проговаривайте ребенку все ваши действия: «сейчас я буду тебя купать, я осторожно опущу тебя в ванну и буду держать крепко-крепко. Какая теплая водичка! Мой сыночек купается. Мы моем ножки, моем ручки, животик, спинку. Ай, какая приятная водичка!» и т.д. С непривычки это кажется странным, но постепенно такое общение станет частью вашей жизни;
– рассказывайте ребенку сказки и стихи. Длинные произведения детских (и не только) поэтов – это просто спасение в первые годы жизни малыша. Вам достаточно заучить пару стихов – «Сказку про мышонка» С. Маршака, стихотворение «Машенька» А. Барто или вступление к поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый», например, и вам всегда будет что рассказать ребенку;
– хорошо, когда с ребенком разговаривают и другие люди. Расширяйте круг общения, выходите в люди, приглашайте гостей, хотя бы иногда.

1 из 15

ПредыдущаяЗадавайте вопросы