Опубликовано 29 мая 2019, 08:00

«Я хочу вырастить думающих и уверенных в себе детей»: колонка мамы о семейном образовании

Мама пятерых мальчиков рассказывает о том, почему она отказалась от традиционного образования для своих детей и не жалеет об этом.
«Я хочу вырастить думающих и уверенных в себе детей»: колонка мамы о семейном образовании

© Shutterstock/VOSTOCK

Интерес к домашнему и семейному образованию среди родителей растет с каждым годом. Об этом можно судить по специальной литературе, фестивалям, сообществам в социальных сетях, количество которых постоянно увеличивается.

Традиционная школа больше не удовлетворяет образовательные потребности детей — и родители обращаются к альтернативным вариантам.

Например, к варианту обучать детей в семейной школе.

О том, почему семейная школа во много раз лучше обычной, «Летидору» рассказала мама пятерых мальчиков, блогер Ирина Дубс.

Ирина Дубс

Ирина Дубс

Мой старший сын ненавидел школу. И я вместе с ним. «Вот исполнится 18 лет и брошу!» — заявил он. И бросил, даже экзамены не сдал.

Со следующими детьми к выбору школы я подошла серьёзно. Хотелось, чтобы не знания вбивали, а мышление развивали, чтоб не к ЕГЭ с первого класса готовили, а к жизни. Но главное, чтобы ребёнок сам хотел учиться.

Общеобразовательные заведения под мои критерии не подходили.

К тому времени (а разница между детьми составляет 13 лет) российское образование становилось всё более странным. Как бы ни называлось государственное логово просвещения — лицей, гимназия, кадетский класс — это площадка для дрессировки послушных исполнителей. Функция учеников заключается в том, чтобы не мешать учителю делать свою работу и соответствовать рамкам системы.

Функция родителей — надзор за выполнением школьных правил.

«Я хочу вырастить думающих и уверенных в себе детей»: колонка мамы о семейном образовании

© Shutterstock/VOSTOCK

Если вы, как я, считаете, что учёба — это ответственность ученика, то заблуждаетесь!

«Почему вы не сделали макет экосистемы по окружающему миру?» — спросит вас учитель.

«Потому что я всю неделю работала и хочу в выходные отдыхать, гулять, играть с детьми. К тому же это домашнее задание не мне, а ребёнку, который в девять лет не умеет клеить макеты», — спокойно объясните вы.

После нескольких игнорирований ценных учительских замечаний, возможно, вам намекнут о существовании органов социальной защиты, раз вы не справляетесь с родительскими обязанностями. Ювенальная юстиция в действии.

Не верите? Погуглите. Вы испугаетесь и засядете на ближайшие 10 лет готовить доклад про круговорот воды в природе, правильно оформлять чертёж по геометрии, наймёте репетитора по английскому — вы будете делать всё, что скажут в школе. И будете ненавидеть её.

Всё, система победила.

К расцвету ювенальной юстиции недавно добавилась и инклюзивная практика. Теперь в классе из 25-30 учеников вполне может оказаться особенный ребёнок. Тогда преподаватель большую часть времени уделяет, естественно, ему.

Другие ребята в это время должны сидеть смирно и учиться толерантности вместо того, чтобы просто учиться.

Я внимательно изучила все варианты обучения своих сыновей.

«Я хочу вырастить думающих и уверенных в себе детей»: колонка мамы о семейном образовании

© Shutterstock/VOSTOCK

Я рассмотрела частные школы нашего провинциального города, но не нашла подходящей. В элитных заведениях отталкивала сбитая система ценностей у детей: айфоны, мерседесы с личным водителем, дорогая одежда и прочие понты.

Православная гимназия нам тоже не подходила. Пусть дети подрастут и сами осознанно выбирают вероисповедание, а не механически зубрят акафисты.

Вальдорфская школа меня насторожила некоторыми религиозными обычаями и странными правилами. Например, непонятно, почему в начальной школе нужно писать синими карандашами, непременно привезёнными из Германии. Разве в России своих карандашей нет?

Мальчишкам исполнилось 5 и 6 лет, когда я поняла, что кроме семейного образования выбора нет.

Но на тот момент у меня уже были годовалые близнецы, поэтому ни морально, ни физически я была не готова стать учителем!

К счастью, когда начинаешь движение, открываются возможности.

В детском развивающем центре я познакомилась с родителями более старших детей, которые столкнулись с моей проблемой и решили учить детей сами. Но не индивидуально дома, а в семейной мини-школе. Через год и мы к ним присоединились.

Право на семейное образование закреплено в федеральном законе РФ, главное — вовремя сдавать аттестации в школе с государственной аккредитацией, а как уж вы своих наследников учите и где — дело ваше.

Семейная школа — это объединение родителей со схожими взглядами и ценностями с целью по-другому обучать своих детей. Творчески, увлекательно, весело. Родители сами приглашают учителей, выбирают учебную программу, организуют образовательный процесс, находят помещение, мебель, освещение. Сами. Это непросто и хлопотно, но интересно.

Я считаю, что окружение оказывает мощное влияние даже на взрослого человека, а на детей и подавно.

«Я хочу вырастить думающих и уверенных в себе детей»: колонка мамы о семейном образовании

© Shutterstock/VOSTOCK

Люди заражают друг друга своими привычками, убеждениями, страхами. Школа — общество, где 11 лет формируется личность вашего ребёнка. На мой взгляд, самое важное, что может сделать родитель, — это создать детям нужную атмосферу.

Вы скажете: главное — семья, а школа вторична.

Не лукавьте. Если в школе дети смотрят порнографию на смартфонах, если там модно курить, хамить и врать учителям, если главная ценность школы — баллы ЕГЭ, а не понимание предмета, если одноклассники судят друг о друге по крутости шмоток и гаджетов — разве это не важно?

Разве нормально, когда шесть часов в сутки ваш ребёнок проводит в обществе случайных сверстников из вашего района, с совершенно другим воспитанием и семейными привычками?

Я не хочу быть наседкой и контролировать жизнь своих детей. Но у меня есть опыт со старшим сыном.

Я знакома со статистикой детских суицидов. Я верю в важность окружения. И не верю в современную систему образования. Мне плевать на балл ЕГЭ. Я хочу вырастить думающих, способных постоянно самообучаться, уверенных в себе, креативных, свободных, смелых парней, а не «поступить» их в вуз.

Создание или осознанный выбор среды для взросления своих детей — может быть, это самое важное решение в родительстве. Как вы считаете?

P.S. Статья основана на личном опыте. Заранее извиняюсь, если оскорбила ваши чувства. И рада, что ваш ребёнок счастлив в государственной школе.

Фото: Shutterstock/VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!