Опубликовано 24 октября 2012, 14:07

Тильда Лови: "Любовь – основа обучения детей современному искусству"

В студии Тильды Лови, помимо рисунка и живописи, дети обучаются лепить, делать коллажи и инсталляции. А в интервью "Летидору" она рассказала, какие трудности могут возникнуть перед родителями на пути творческого развития детей.
Тильда Лови: "Любовь – основа обучения детей современному искусству"

Тильда Лови: "Любовь – основа обучения детей современному искусству"

В Москве французская художница и скульптор Тильда Лови открыла студию «За любовь к искусству» («Pour l’Amour de l’Art»), в которой собраны дети, говорящие на разных языках, при этом сама Тильда свободно общается на пяти. Художница рассказала «Летидору» о том, как правильно приобщать ребенка к искусству, почему так важно развивать в детях эстетический вкус и «лепить» из них будущих творцов, какие трудности могут возникнуть перед родителями на пути творческого развития детей, а также о своей студии современного искусства и авторской методике, по которой она занимается с юными учениками. 
- Тильда, как сложилось, что вы оказались в Москве?

  • Впервые я приехала в Москву много лет назад. Во Франции я училась на факультете русского языка, а в российской столице проходила практику и писала диссертацию. Здесь же познакомилась со своим будущим мужем. С тех пор мы стали жить между Москвой и Парижем, где я вела занятия по современному искусству для детей. А в 2006 году открыла в Москве творческую студию «Pour l’Amour de l’Art» («За любовь к искусству»). Я уезжала во Францию на несколько лет и вот совсем недавно вновь приехала в Россию. Я очень люблю русскую культуру и рада своему возвращению. Так получилось, что сейчас именно Москва – основное место моей творческой деятельности. 

- По-вашему, чем этот город идеален для детей? 

  •  Для гармоничного развития детей очень важно пространство. Я и сама не могу жить в маленьком городе, так как люблю простор. И в Москве как раз можно получить это ощущение пространства – по расположению и архитектуре, по многочисленным парковым зонам. Не случайно же про славян говорят, что у них широкая душа. Русскому человеку нужны просторы! Так исторически сложилось. Да и в целом Москва очень хорошо сделана для детей. У вас почти перед каждым домом есть зелень и детские игровые площадки, ребенок везде может играть в свое удовольствие. Во Франции такого нет. Чтобы найти детскую площадку, в основном нужно специально выбираться в парк. 

- Расскажите о вашей студии в Москве. Я знаю, что в группах занимаются не только русские дети, но и англичане, французы и т.д. Как носители разных языков общаются между собой? 

  •  Студию современного искусства для детей я открыла уже 6 лет назад. Тогда это было единственное подобное место во всей столице. Со временем стали работать и другие детские школы искусства, что очень хорошо и важно. Потому что сейчас необходимость в таких творческих студиях просто витает в воздухе! 

Раньше я занималась с учениками в помещении трехъязычного детского центра «Ptit Cref» на Арбате. Но в этом году решила переехать в более просторное, красивое и удобное для занятий место. Сейчас студия располагается в дизайнерском центре «ArtPlay» (м. Курская). Работа с группами уже началась. Как и прежде, на занятия ходят как русские дети, так и дети родителей-иностранцев. Я говорю на французском, русском, английском, немецком и португальском языках, поэтому с легкостью поддерживаю контакт со всеми в группе. Мне не важно, на каком языке говорит ребенок, главное, чтобы у него было желание творить.
Мои ученики прекрасно между собой взаимодействуют. Хотя каждый говорит на своем языке, но они активно используют мимику и жесты и понимают друг друга. Я считаю, что такое общение даже полезно: когда дети из разных культур общаются на разных языках, несознательно они передают друг другу свою культуру, внутренний мир каждого заметно обогащается.  
В любом случае, много общаться друг с другом моим ученикам не приходится, так как каждый занят своим делом, концентрируясь на творческом процессе. Если мне нужно обратиться ко всей группе, то просто перевожу. Также я практикую личностный подход, поэтому все время нахожусь в движении по мастерской, беседую с каждым по отдельности, помогаю, объясняю, что и как делать. Это тоже один из моих главных принципов – индивидуальный подход. Вот почему я не набираю большие группы (не больше 8 детей), чтобы была возможность каждому уделить достаточно внимания.
- А как проходят сами занятия искусством, чему учатся дети?
- В программу включено обучение рисунку, живописи, коллажу, ваянию, ассамбляжу, инсталляции, цифровой фотографии. С детьми занимаюсь по своей авторской методике, которая является синтезом многолетней художественной и учебной деятельности. Как я всегда говорю, любовь – основа обучения детей современному искусству. Нужно не просто учить искусству, а именно дарить свои знания с любовью каждому ученику. Дети очень чувствительные и восприимчивые, они легко впускают в себя новое, если чувствуют искренность и любовь тех людей, кто к ним обращается.
Главное для меня – это показать человеку, каким путем идти с двух измерений к трем. Когда я говорю два измерения, имеется в виду вся работа на бумаге, это и фотографии, и коллажи. А три – это когда мы уже занимаемся лепкой фигур из глины и не только. В этом году мы будем добавлять очень интересные материалы и использовать совсем новые оригинальные техники. Современный человек живет в мире экранов, вокруг все плоское,  в двух измерениях. Поначалу дети даже не понимают, что такое объем, а в ходе занятия они не только видят, но пропускают через себя новые ощущения – трехмерного пространства. Так они знакомятся с миром, в котором живут, учатся воспринимать его объемно.
В обучении мы обязательно движемся поэтапно, постепенно осваивая все новые азы. Но опять же, для каждого эти этапы могут быть разными. Я наблюдаю за каждым учеником, его личностными особенностями и желаниями, и, исходя из этого, корректирую занятия именно под него. Например, задаю тему - нарисовать любимое животное. А потом - слепить его из глины. Если ребенок хочет начать с лепки, пожалуйста. Получается, что этапы могут меняться и это нормально, ведь мы все очень разные, и каждый по-своему изучает этот мир.
Другое дело, что некоторые дети не умеют концентрироваться, пять минут порисуют и бросают, хватаясь за новое. Так далеко не продвинешься.  Я приучаю их идти дальше-дальше, чтобы они смогли перейти свои границы. Это нужно самому человеку. Почему люди стремятся подняться в горы, покорить новые вершины? Да потому что это необходимо - все время расти, идти выше, становится умнее, сильнее, преодолевать себя. Это заложено в природе человека. Когда он перешел свои границы, он так счастлив: потому что я смог!
- Когда стоит в первый раз повести ребенка в музей? 
- Как забеременели, уже можно (улыбается). Младенец, еще только находясь в утробе, все воспринимает. Он активно впитывает информацию из окружающей среды, очень сильно чувствует мамины эмоции. Поэтому беременным женщинам рекомендуется слушать красивую музыку, посещать те места, которые им самим дарят радость. Счастлива мама – счастлив и малыш. Я не говорю о том, что нужно каждый день бегать по музеям. Только если вам самой хочется, в свое удовольствие. Если же говорить о родившемся малыше, даже самого маленького можно взять с собой на интересную выставку. Главное, следить, чтобы он не переутомился, и почувствовать момент, когда пора уходить. 
- На ваш взгляд, как лучше всего знакомить ребенка с искусством, чтобы ему не было скучно? 
- На самом деле, все зависит от того, куда вести ребенка. Скажем, детям очень нравится примитивное, наивное искусство. Простые и знакомые формы воспринимается ими легко, как мультики. Даже самые маленькие обычно в восторге от подобных «детских» выставок! Также дети хорошо понимают большие скульптуры. Например, выставка мраморных скульптур Огюста Родена – чем не вариант для семейного культурного выхода? А лучше всего советоваться с детьми. Если есть возможность, показать фотографии с предстоящей выставки, рассказать немного, что там будет интересного. Пусть ребенок сам решит, куда идти. И тогда больше шансов, что это не окажется очередной скучный поход в музей, во время которого он весь изведется. Мой совет: не давите на ребенка, а то он потом всю жизнь будет ненавидеть музеи. 
Оказавшись в музее, не ставьте целью обойти все. Я взрослый человек, а как устаю от хождения по большим залам, толпы, духоты! Сама посещаю не больше, чем одну выставку, иначе тяжело. Да и на ней могу увидеть интересную картину и часами смотреть на нее, а в другие места и не пойду. Помните, что цель таких культурных выходов – духовное обогащение, а не «успеть все посмотреть». В данном случае количество не перерастет в качество. Ребенок устает не только от ходьбы, но и от потока информации. Он получает ее слишком много, вот и начинает раздражаться, ведь нервная система у него еще очень хрупкая. Это, конечно, зависит от возраста и воспитания, от привычек. Некоторые дети привыкли много путешествовать, постоянно видеть новое, - они будут легче переносить «культурные перегрузки». Поэтому нет одного решения для всех. Родителям важно самим найти «золотую середину» для своих детей.
- Ребенок вместо музея просит сводить его в цирк или в дельфинарий, стоит ли идти у него на поводу? Или приобщать к искусству детей необходимо, даже преодолевая сопротивление?
- Надо в цирк, конечно, идти. Если давить на психику – это не даст ничего хорошего. Все, даже полезное, нужно дозировать. Если ребенок отказывается от культурного выхода, значит, он еще не готов, или вы не поняли, что ему сейчас важно. Может быть, ему мультики лучше посмотреть. Или полюбоваться на дельфинов. А получит свое и, глядишь, на следующие выходные сам попросит сходить на новую выставку в художественной галерее (которой вы его, как бы невзначай, заинтересуете накануне).
- Находясь рядом с картиной (скульптурой и т.д.), нужно ли объяснять детям, почему она считается красивой, ее значение в истории искусства? Или же, когда ребенок еще очень маленький, нужно только показывать, не пытаясь сразу объяснять задумку автора. И тем самым дать ребенку возможность самому почувствовать и воспринять? 
- Я думаю, уже с семи лет (или раньше, опять же все зависит от ребенка!) можно ему рассказать о произведении искусства, но не нужно объяснять, почему это красиво. Например, сказать, как зовут автора картины, что он очень известный, жил в такое-то время. Можно объяснить задумку автора. Допустим, вы стоите с сыном перед картиной Джоконды, которая известна своей улыбкой и тем, что смотрит на тебя как икона со всех сторон. Это можно ребенку объяснить, задавая вопросы: куда она смотрит? Он скажет: на меня она смотрит. А вы: иди в другую сторону, куда теперь направлен взгляд? Он опять ответит, что на него. И сделает вывод, что куда бы он ни стал, Джоконда будет смотреть на него. Потом можно поговорить о ее улыбке, какая она. А потом сын сам для себя решит, нравится ли ему картина или нет. И это будет именно его мнение, а не как считается правильным. Ребенок учится мыслить, оценивать, это очень хорошо. 
Разумеется, самым маленьким нужно давать минимум информации, и как я уже говорила, выбирать выставки по возрасту. В зале наивного искусства и малыш получит удовольствие, а говорить особо не требуется – и так все понятно. И, конечно, не надо навязывать ребенку оценку: вот это шедевр, а это худшее произведение искусства. Ваша задача – поделиться с ним информацией, эмоциями. И, по возможности, передать чувство эстетизма. То, как ребенок будет воспринимать искусство, очень сильно зависит от родителей. Но не все мамы и папы имеют время заниматься культурным развитием своих детей. 
- Существует ли необходимость соблюдать временной подход в рассказе: сначала обратиться к более ранним этапам искусства и постепенно доходить до современного искусства. Или это не нужно?
- Я не занимаюсь историей искусства, это не моя цель. Но есть периоды в искусстве, которые мне наиболее близки и к которым я обращаюсь, чтобы объяснить что-то детям. Например, египетское искусство ребенку понять довольно просто. Потому что искусство египтян как дневник. Рисунками и миниатюрами они описывали, как жили, что делали. По миниатюрам можно отследить жизнь человека с рождения и до конца, с утра до ночи. Ребенку это интересно, потому что поначалу он делает очень маленькие скульптуры. А потом, чтобы помочь ему лепить большие фигуры из глины, я покажу ему фотографии пирамид, расскажу о них. То есть я пользуюсь искусством в истории, а не историей искусства. А временным этапам в искусстве ребенок будет в школе учиться, когда у него это будет в программе.
Маленьким детям вместо рассказа об истории развития искусства лучше показать  древние скульптуры. Они такие грубые, простые и тем самым очень интересные - как будто их ребенок сделал.  Очень полезны для развития детей и выезды на природу, в новые места. Не обязательно путешествовать в разные страны. Сейчас много возможностей расширять кругозор детей, даже сидя дома. Продаются разные детские журналы, например, «National Geographic Kids», есть DVD c чудесными фильмами для детей разных возрастов. 
Пока ребенок имеет лишь свое внутреннее видение, где он живет, что его окружает. Но не в силах представить себе горы и океан, которые никогда не видел. Нужно расширять его внутреннюю географию. Смотреть те же русские мультики. У вас есть такие чудесные мультфильмы, в них много природы и отношение к детям показывается прямое и  позитивное, что очень хорошо. Полезно знакомиться и с таким творчеством. И, в конце концов, не так уж важно, в какой последовательности вести их по увлекательному миру искусства, главное, чтобы путешествие доставляло удовольствие.
- Тильда, как вы воспринимаете родительскую цензуру искусства по отношению к ребенку? Что можно и нельзя показывать ребенку? 
- В отношении с искусством действуют те же самые критерии, что с телевизором и интернетом. Некоторые задаются вопросом, стоит ли показывать детям обнаженные фигуры или картины. Здесь, опять же, каждый родитель должен сам принять решение. Есть семьи, где отношение к телу очень естественное, дети привыкают к наготе, часто видят своих родителей без одежды. При таком раскрепощенном воспитании ребенок, конечно, более готов к восприятию красоты греческих обнаженных скульптур и т.д. А если в семье много моральных запретов, то неизвестно, насколько адекватно дети воспримут увиденное, смогут ли оценить эстетическую составляющую произведения искусства. Поэтому границы цензуры определяются разными факторами: возраст и личность ребенка, нормы воспитания, отношение самих родителей к обнаженным фигурам и т.д.
- Как занятия искусством влияют в целом на жизнь ребенка? 
- Одна из важнейших функций искусства – гармонизировать человека. Занятия творчеством помогают ребенку лучше принимать этот мир, который страшно агрессивный. Уже рождение – это агрессивно. Самовыражение в искусстве поможет ему лучше понять и принять мир и себя в нем. Когда ребенок создает что-то новое, тот же рисунок, это позволяет ему лучше прочувствовать свою связь с миром. Он не просто выброшен в жизнь с ее тревогами и проблемами, он сам – творец этого мира, и многое зависит от него самого. Таким образом, творчество дарит ребенку радость осознания себя как маленького творца, ему становится комфортнее взаимодействовать с окружающим миром. 
И если родители хотят, чтобы их дети развивались здоровыми и гармоничными, следует с раннего детства заниматься с ними творчеством. И не только отдавать в кружки, специальные сады-школы и посещать с ними выставки. Есть много всего, что сами мама и папа могут делать с ребенком дома. К примеру, лепить, рисовать, собирать лего, пазлы. Я никогда не видела детей, которым бы ни нравилось складывать картину из разных деталей. 
- Некоторые дети любят смотреть на мрачные картины, раскрашивать фигурки из глины черным, а для рисования выбирают такие цвета, как черный, серый, коричневый. Это стремление ко всему темному и тусклому, наверное, говорит о каких-то проблемах? Нужно ли забирать у детей мрачные краски, а взамен просить рисовать яркими жизнерадостными цветами?
- Это для нас краски мрачные, а для него, может быть, и нет. А вообще от культуры зависит. Например, белый в китайской культуре - это смерть. Красный может восприниматься как кровь, страдание, а для китайцев, напротив, символизирует жизнь. Ребенку могут просто нравиться темные цвета. Конечно, если он только ими и рисует, нужно показать ему другие варианты. Сесть вместе с ним и нарисовать солнышко, облака, траву сочными красками и попросить его изобразить что-нибудь подобное. Но все это важно делать мягко, без давления.   На своих занятиях я специально предлагаю детям «шведский стол» из красок, пастели, графита и других профессиональных материалов для создания произведений искусства. Это изобилие пробуждает в них аппетит, им все хочется попробовать! Даже самый грустный ребенок не устоит перед таким красочным искушением. И уже через несколько секунд он отбрасывает свой графитный карандаш и тянется к золотистой краске. А иногда ребенка, рисующего черного монстра или просто дождливую погоду, грозу, лучше не трогать. Бывает, что он просто очень устал, а темными линиями, резкими движениями выбрасывает скопившуюся энергию утомления, свое раздражение. В этом нет ничего страшного, не стоит бить тревогу. У меня такие дети, немного отдохнув, уже рисуют красочные картины. 
Любящие родители могут сами почувствовать, что именно сейчас нужно их ребенку. Может быть, и не рисовать вовсе, а хорошо отдохнуть, или побегать во дворе. Важно учиться прислушиваться к нему. Все должно быть в свое время и, главное, при желании.