Опубликовано 24 ноября 2023, 22:10
5 мин.

Как извлечь из компьютерных игр пользу: советы от победителей олимпиад и их семей

Родители олимпиадников назвали 10 навыков, которые развивают компьютерные игры
Редкий родитель не сталкивался с проблемой, когда компьютерные игры становятся незаменимой, часто большей частью жизни ребенка. Это вызывает обоснованные опасения, ведь уже два года видео- и цифровая игромания включены в Международную классификацию болезней (МКБ-11), одобренную Всемирной организацией здравоохранения. Но обязательно ли увлечение играми вызывает зависимость и не несут никакой пользы? Могут ли игры сформировать навыки, которые пригодятся ребенку во вполне конкретном будущем?
Как извлечь из компьютерных игр пользу: советы от победителей олимпиад и их семей

© Пресс-служба НТО

Об этом «Летидор» поговорил с подростками ( и их родителями), которые имеют вполне конкретные академические достижения и при этом играют в компьютерные игры. Всем этим школьникам удалось победить в треке Junior Национальной технологической олимпиады. Многие из опрошенных школьников выбрали сферу «Разработка компьютерных игр» и хотели бы связать с ней свою профессиональную жизнь.

Навыки, которые помогают освоить компьютерные игры

Победители олимпиады выделили несколько навыков, которые они приобрели благодаря компьютерным играм и объяснили, как это помогло победить им в интеллектуальных соревнованиях.

Игровое мышление

Чтобы научиться танцевать, надо танцевать, чтобы научиться варить суп, надо варить суп, чтобы придумывать компьютерные игры, надо в них играть, рассуждает Кирилл Бавыкин, победивший в сфере «Разработка компьютерных игр» в 2022 году. Не понимая, как в принципе устроена компьютерная игра, какие в ней правила и ограничения, невозможно придумать собственную игру.

Кирилл прошел в финал одноименного профиля, занимающего второе место по популярности, но уже в треке для 8-11 классов.

Навыки командной работы

Любой крупный проект предполагает наличие команды, при том слаженной. Опыт работы в команде пока еще редко можно получить в школе, что нельзя сказать о компьютерных играх. Огромное количество игр предполагает, что участникам необходимо объединиться, вместе совершать определенную последовательность действий, скоординироваться во времени, разработать тактику и стратегию. Победительница сферы «Разработка компьютерных игр» — Маргарита Алиева, рассказывает, что игровой командный опыт помог ей лучше работать на финале командной олимпиады.

Как извлечь из компьютерных игр пользу: советы от победителей олимпиад и их семей

© Пресс-служба НТО

Умение программировать

Если говорить об играх, где участнику предлагается не просто поиграть в то, что было создано другими, а влиять на сценарий, например, если это демоверсии игры, то без применения навыков программирования и английского языка, на котором пишутся команды, не обойтись. Все герои материала и их родители подтверждают, что и уровень владения английским, и навыки программирования были «прокачаны» именно в играх.

Навыки пространственного мышления и запоминания

«Игры-бродилки» предполагают, что игрок должен ориентироваться в пространстве, запоминать маршруты, читать карты, ставить геометки. Некоторые версии игр не предполагают возможности ориентироваться по картам, где можно проследить и отстроить маршрут, что усложняет задачу игрока, которому нужно запомнить маршрут, объекты, помогающие не сбиться с пути. Участники отмечают, что эти навыки легко переносятся из игры в обычную жизнь и способствуют более быстрой ориентации, например, на незнакомой местности.

Умение считать быстро и навыки логического мышления

Лидия Кравченко — мама Александра Кравченко не возражала против увлечения сына играми. В 11 лет у ее сына статус победителя множества престижных олимпиад и соревнований. В пять лет он получил предложение переехать в Москву из родного Торжка, потому что произвел большое впечатление на одного влиятельного зрителя программы «Лучше всех», где Саша отвечал на совсем непростые вопросы. Мама отмечает, что полезные игры улучшали навыки чтения, счета и логику сына, а первые навыки создания игр были получены не на курсах, а дома во время «залипания в компьютере».

Насмотренность

Этот термин понятен дизайнерам. Невозможно создать качественный дизайн продукта, не изучив тренды, принципы и, в целом, моду на оформление. То, что насмотренность помогла разработать дизайн игры Глебу Петрову, победившему в сферах «Технологии для виртуального мира» и «Разработка компьютерных игр» отмечает его мама Оксана, которая не относит себя к ярым сторонникам компьютерных игр для детей, но не может не отметить, что от них есть реальная польза, выраженная в конкретных результатах.

Навыки информационной безопасности

Сама по себе игра не учит игнорировать ссылки, которые один из игроков бросил в чат, слезно упрашивая проголосовать за его брата на конкурсе детских рисунков. Игра не запрещает вступать в диалоги с незнакомыми людьми, присылать им свои фотографии, переводить деньги. Но игра создает поле, где такие ситуации могут произойти. И если рядом с ребенком есть ответственный взрослый, который на реальных примерах объяснит ему, как сеть может украсть данные, деньги, пароли и так далее, это станет полезным жизненным уроком.

Насмотревшись на истории про кражи аккаунтов и денег у детей, Александр Кравченко вместе с мамой Лидией, актрисой сериала «Папины дочки» Евой Смирновой и режиссером Дмитрием Ганским создали проект «Белый хакер», где в игровой форме рассказывают школьникам как уберечь себя от разных видов цифрового мошенничества.

Три рекомендации взрослых, как сделать игру союзником

Выбирайте игры с образовательной составляющей

«С самого начала, когда у ребенка появляется доступ к гаджетам, важно закачать в них образовательные игры, возможно тогда, став подростком, он не проявит интерес к тому, что не принесет ему никакой пользы», — рекомендует Лидия Кравченко.

Как извлечь из компьютерных игр пользу: советы от победителей олимпиад и их семей

© Пресс-служба НТО

Установите правила взаимодействия с играми

«Однажды мы провели эксперимент и дали возможность проявить самостоятельность и самоорганизованность подростку, оставили его дома наедине с компьютером на выходные. В результате получили то, что он был дезориентирован во времени, нарушил режим питания и отдыха. Расшаталась нервная система. При неограниченной игре в компьютерные игры начались истерики. Эксперимент проведен, выводы сделаны. Теперь на игры введен временной регламент, который устраивает всех», – делится Оксана Петрова.

Ограничивайте игры с агрессивным компонентом

«Такие игры не помогают ничему. Я слежу за тем, чтоб Кирилл не участвовал в играх в размазыванием виртуальных кишок по экрану. Я сама не против поиграть, хотя, нам нравятся разные виды игр, мы оба в одном поле, поле, где нет агрессии и жестокости», — рассказывает Ольга Бавыкина.

Фото: пресс-служба НТО