Детский сад в Южной Корее: общие праздники и своя улитка

Детский сад в Южной Корее: общие праздники и своя улитка

Корейский детский сад, по мнению Евгении Рогачевой, очень похож на обычный российский. Впрочем, есть и свои особенности: например, бесплатных садиков там нет. Зато есть много интересных занятий.

Евгения Рогачева  уже рассказывала "Летидору" о своем опыте родов в Корее. Мы поинтересовались еще, как у них там с детскими садами.  По мнению Евгении, корейский детский сад очень похож на обычный российский. Впрочем, есть и свои особенности, о которых - в этом обзоре.

«Наш садик – наш дом» – такая воодушевляющая надпись висит при входе в детский сад, куда уже больше года ходят мои дети. Называется он Син-ёнче и находится в провинции Кёнги-до в Южной Корее. Это самый обыкновенный частный детский сад, каких в Корее большинство. Обычно детские сады делятся на два вида: для младших детей с 3-х месецв (или от 100 дней, как это принято считать в Корее) до 4-х лет, и для старших детей с 4-х до 7-ми лет, то есть до школы. Но есть и такие, как наш садик, которые могут посещать дети от года до семи лет. Как правило, дети идут в сад с 2,5-х или 3-х лет, даже если мама не работает и может заниматься с малышом дома. Считается, что ходить в садик нужно обязательно: для образования и для того, чтобы ребенок научился общаться со сверстниками, правильно вести себя в группе, слушаться учителей. 


Утро во всех детских садах начинается с 8 часов, в это время детей приводят спешащие на работу мамы. В каждом садике обязательно есть миниавтобус (или просто машина, если это очень маленький частный садик), который утром заезжает за каждым ребенком домой, а вечером развозит всех по домам. Некоторые, как например мы, ходят сами. Мы живем в 5-ти минутах ходьбы от садика и прогулятся утром и вечером нам не сложно. В любом случае, к 9:30 все должны быть на месте.Подразумевается, что дети завтракают дома, поэтому завтрака в саду нет. Есть второй завтрак – около 10 часов утра. Затем обед в 12:30 и полдник после дневного сна, примерно в 16:30. Автобус развозит детей по домам к 17:30. Те, кто забирает детей позже, приходят обычно к 18:00.


Распорядок такой сохранился еще с тех пор, когда большинство мам в Корее не работали. Думаю, что постепенно он будет меняться. Так как большинство женщин сейчас работает, и такой режим в садике им, конечно, очень не удобен. Слишком поздно начинают, слишком рано заканчивают. Кроме того, три раза в год в детских садах есть каникулы. Все каникулы длятся неделю: как летом, так и во время рождественских каникул, так и в марте перед началом нового учебного года.


Абсолютно все сады в Корее платные. Но с этого года государство ввело дотацию и оплачивает основные расходы. Родители платят только за дополнительные занятия и учебные пособия. В нашем садике ежемесячная оплата составляет 130 долларов на одного ребенка.


Правда, расходы этим не ограничиваются. При поступлении мы оплатили детскую форму зимнюю и летнюю (спортивные костюмчики, которые дети носят два раза в неделю), специальные рюкзачки, у всех детей одинаковые и наборы для обеда (поднос с крышечкой и ложка с вилкой). Кроме того, нам дали целый список того, что нужно купить для детей. В нем были постельные принадлежности, щетки и пасты, тапочки, полотенца, туалетная бумага, одноразовые и влажные салфетоки, мыло, чашки и два альбома для рисования. Итого получилось по небольшому чемодану вещей на ребенка. Все собрали, и в ноябре прошлого года отправили наших двух чад в садик Син-ёнче.


В саду всего 30 детей, 4 воспитателя и заведующая, добрейшая женщина, действительно детский педагог по призванию. Она занимается этим детским садом уже более двадцати лет, но в наш район они переехали недавно. Впрочем, район новый, сюда все переехали недавно. Одна из воспитательниц – дочка заведующей. А водитель автобуса, бухгалтер и просто мастер на все руки – ее муж. Такие садики иногда называют семейными.Дети разделены на четыре группы по возрасту. Младшая группа от года до двух, средних группы две – с двух до трех, и старшая группа – это дети с четырех до пяти лет. Большинство ходят сюда не первый год и намерены ходить до школы. Мы в том числе. Садик наш мы очень любим и очень довольны, что нашли именно его.


Наш садик заботится о том, чтобы родители имели как можно более полную информацию о том, что делает ребенок в саду, что ест, что проходит на занятиях. Во-первых, каждый месяц мы получаем меню для детей, где подробно расписано, что именно будет кушать наше чадо в этом месяце. Во-вторых, каждую пятницу нам присылают расписание учебных занятий и планов на следующую неделю. И в дополнение к этому, «семейное письмо» с небольшим приветствием для родителей, обычно имеющим легкую романтическую направленность. Почему-то воспитатели здесь очень любят писать родителям о временах года, о том как изменилась погода, что несет нам приближающаяся весна (или осень, или зима) и завершается все это пожеланиями большого счастья и многих радостных дней в кругу семьи. Восточная вежливость! Не перестаю ей удивляться и тому, какие формы она порой принимает. За романтической частью следует практическая, если дети на следующей неделе едут на экскурсию или в саду планируется какое-то мероприятие, родителям дается подробная инструкция, что приготовить, как одеть ребенка, когда привести, когда забрать и т.д. Иногда ко всему этому добавляется небольшая статья о тонкостях воспитания детей. 


Общественные связи в Корее, как врочем и во всех других странах Азии, настолько сильны, что оставаться в стороне от общественной жизни просто невозможно. Никто и никогда вас не оставит в покое! Я это поняла, как только дети пошли в сад. У каждого ребенка есть дневник, в который воспитатели ежедневно вносят записи о состоянии ребенка, настроении, аппетите, о том, как он себя вел, что делал, во что играл. Более того, родители пишут в этих же дневниках ответные записи! О том, как ребенок провел вечер, рано ли встал, хорошо ли спал, как прошли выходные. Можно задать воспитателю вопрос, если нужно, спросить совета. Таким образом поддерживается постоянный контакт между воспитателями и родителями. Считается очень важным, чтобы не только родители знали о том, как ребенок проводит время в саду, но и воспитатели знали о том, как ребенок живет дома. Чтобы могли обсудить с ребенком семейные события, поездки, и просто для более полного понимания характера ребенка.


Но и это еще не все! В конце каждого учебного полугодия обязательно проводятся индивидуальные встречи с родителями. Воспитатель составляет что-то вроде характеристики ребенка. В ней указываются общие навыки и умения, основные черты характера, как ребенок ведет себя в группе, общается с друзьями, к чему проявляет большую склонность, в каких занятиях какие успехи делает. На встрече родителям предлагают ознакомиться с этой характеристикой и просто побеседовать. Если есть вопросы, пожелания, что-то волнует в поведении ребенка, все это можно обсудить с воспитателем и заведующей, которая также обязательно присутствует.


И даже это не все! Каждые полгода проводятся совместные встречи всех родителей и детей садика. Это может быть совместный выезд на природу или просто встреча в помещении самого садика. Главное, чтобы все собрались вместе, познакомились, пообщались. Что называется, себя показать и людей посмотреть. Воспитатели без дела не остаются. Проводят семейные игры и разнообразные занятия. В общем, хочешь не хочешь, но даже самым пассивным родителям приходится принимать активное участие в детсадовской жизни ребенка. Теперь несколько слов о питании и дневном сне. Мои дети родились в Корее и разумеется, корейская еда для них вполне привычна. Но пока они были со мной дома, я старалась их кормить на европейский манер. Утром каши, яйца, фрукты, молоко, обед из первого и второго, и так далее. Для сравнения, корейцы едят на завтрак суп с рисом, а о первом и втором блюде просто не слышали. Конечно, я переживала, как дети адаптируются к питанию в саду. Но все прошло очень спокойно. И причина прежде всего в том, что заведующая нашего садика прекрасно готовит! Да, готовит она сама и делает это замечательно. Даже мне понравилось. Довелось попробовать, когда дети проходили период привыкания к садику и нужно было оставаться с ними вместе почти на целый день. Обед традиционно корейский: рис, 5-6 дополнительных блюд и суп или блюдо похожее на рагу. Дополнительные блюда это тушеные овощи, мясо или рыба, тофу и обязательно кимчи. Едят обед дети в специальных подносиках, которые приносят с собой из дома. В саду их не моют. Просто закрывают крышкой и отправяют домой. Чтобы родители могли сами посмотреть что и сколько съел их ребенок. Ну и вероятно, также для того, чтобы имели удовольствие помыть за ним посуду.


Спят дети тоже «по-корейски» - на полу. Воспитатели стелят на пол специальные маты, на них стелят постилки, подушки, одеяла, которые дети приносят из дома, и которые каждые выходные родители дома стирают, чтобы в понедельник отправить чистыми обратно в садик. Так вот детки укладываются рядочком на этих матах и спят.


Кроме еды и сна с детьми, проводится много учебных занятий. Об учебных программах нужно сказать отдельно. Они очень интересные и приводят меня каждый раз в недоумение потому, что то, что сейчас в 4,5 года проходит мой сын, в моем детстве мы проходили в первых классах начальной школы!


Все программы ориентированы на раннее развитие. Это общая тенденция, которая уже давно преобладает в Корее. Вообще корейские дети учатся очень много. И чем старше они становятся, тем больше они учатся, практически не имея времени ни на что другое. Насколько это хорошо, вопрос спорный, но такова на данный момент реальность.


В нашем садике занятия проводятся по четырем основным направлениям. Первое – это общая образовательная программа садика. Второе – английский язык. Третье – музыкальное образование. Четвертое – спортивные занятия, то что мы назвали бы ритмикой. Первое направление целиком проводят воспитатели садика. Остальные три ведут приходящие педагоги на отдельных занятиях раз-два в неделю. На спортивных занятиях дети прыгают, бегают, работают с различными тренажерами, шарами, скакалками, играют в спортивные игры. Занятия разделены на несколько тематических блоков: развитие баланса, укрепление мышц рук и ног, обучение навыкам командной игры и т.д. Занятия по музыке тоже проводятся вполне привычным для нас образом: дети разучивают песни и специальные движения к ним. Содержание песен в основном носит воспитательный характер. Например, о том, что нужно обязательно чистить зубы, есть много овощей и фруктов, слушаться учителей и любить маму.


Но больше всего я довольна занятиями английским языком и общей программой, которую ведут воспитатели садика. Пособия на мой взгляд, просто замечательные! Программа по-английскому языку расчитана на обучение детей начиная с двух лет. Начинается она со знакомства со звуками и первыми словами. Но практически сразу вводятся и первые фразы. Обучение ориентировано на развитие естественной речи и во многом очень сходно с тем, что в этом же возрасте (2года) проходят носители языка. Программа разбита на уровни, прохождение каждого уровня занимает две недели. Каждому уровню соответствует отдельное пособие состоящее из книжки, рабочей тетради и аудио/видео диска. Пособия очень красочные. В тетрадях дети 2-3х лет рисуют, расскрашивают и приклеивают наклейки. Дети 4-5 лет выполняют различные задания, например, нужно, прослушав диск, отметить правильную картинку, или соединить букву со словом, начинающимся на эту букву, или выбрать и приклеить определенные предметы, о которых говорилось в только что прослушенном задании, песенке или сказке.


Каждая книжка посвящена отдельной сказочной истории (Пиноккио, Белоснежка, Красная Шапочка и т.д), которая представлена в виде большого красочного комикса, снабженного короткими диалогами из простых фраз. Таким образом дети запоминают не столько отдельные слова, сколько целые фразы. Важно чтобы дети учились не переводить фразы с родного языка на английский, а выражать определенные мысли и смыслы английскими словами и фразами. Для этого и используются комиксы, картинки, карточки, песенки, миниспектакли и ситуативные игры.


Разумеется, какими бы прекрасными ни были пособия, в конечном итоге важно только то, что реально будет знать ребенок после занятий. На данный момент мой сын (4,5 года) знает английский алфавит, названия всех основных цветов, умеет считать до 12, активный словарный запас составляет около 60 слов и 15 фраз вроде «Я люблю/не люблю делать то-то и то-то», «Я хочу ...», «У меня есть..», «Я вижу..» и т.д. 


Общая образовательная программа делится на несколько блоков: развитие речи и изучение корейского алфавита, цифры и счет, рисование и знакомство с основными видами изобразительных искусств, знакомство с живой природой, так называемые занятия наукой, а также обучение технике безопасности и половое воспитание. Пособий выдается очень много, это и книжки, и тетради/прописи, и рабочие тетради, и всевозможные развивающие игрушки. На занятиях по развитию речи детям читают сказки и рассказы, затем выполняются задания по содержанию прочитанного, есть специальные карточки с новыми словами (для малышей 2-3года), в старшей группе (4-5лет) дети пишут в прописях слова и буквы, выполняют задания по логике. Например, нужно соединить определенные предметы по определенным признакам в различные группы. Вначале это были обычные предметы, теперь это наборы геометрических фигур и всевозможные сложные абстрактные формы. Если честно, то когда сын приносит из садика пройденные за две недели пособия и показывает мне свои успехи, мне нередко приходится призадуматься прежде, чем решить такие вот задачки.


 Кроме этого, дети в старшей группе учатся считать и решать простейшие примеры «2+3=5», «7-3=4» и так далее. Рисованим занимаются и в старшей, и в младшей группах. В пособиях всегда есть фотографии известных произведений искусства: картин, скульптур, известных зданий. Каждое занятие посвящено отдельной теме, например, сегодня рисуем яблоко, или улитку, или лягушку, или арбуз. Сначала по схеме, потом самостоятельно. Есть место и для свободного полета фантазии. Дети рисуют пальчиками и красками, делают отпечатки ручек и ножек, просто экспериментируют с цветами. Обязательно делаются какие-то поделки. Все материалы приходят вместе с пособиями. Чего только не дарили мне дети! Веера, украшения для стен, рамки для фотографий собственного производства, шарики, фонарики, ручки, игрушки, костюмы бабочек, птичек, лягушек, принцесс, которые они делали на занятиях для миниспектаклей и ролевых игр.


Блок, посвященный живой природе, рассказывает о временах года, о различных животных и насекомых. Мы уже проходили муравьев, бабочек, гусениц, цикад, жуков, лягушек. Причем когда я говорю проходили, я имею ввиду изучили их полный жизненный цикл от личинки, икринки, яйца до зрелой особи и обратно. На прошлой неделе сын проходил улиток. В пособии на фото красуются очень симпотичные улитки, рассказано, где у них голова, где раковина, где рожки. Что они едят и даже чем какают. Это, кстати, отдельная тема. К вопросам туалета корейцы относятся очень специфически. Я бы сказала, без всякого стеснения. Уже не раз я видела в детских книжках картинки иллюстрирующие кто и чем какает. Козы горошком, коровы лепешкой и т.д. Каждому животному нужно приклеить наклеечку с его индивидуальной какой... Но вернемся к улиткам. Так вот вместе с книжками и игрушками сын принес домой «живое пособие» - улитку! Большая красивая улитка в прозрачной коробочке с землей и кусочком морковки. Точно такая же как на фото в учебнике. Эти улитки приехали вместе с учебными пособиями и каждому ребенку выдали нового домашнего питомца! Теперь у нас на подоконнике живет улитка. Сын назвал ее Яблочко.


Занятия «Наукой» это отдельная небольшая книжка-тетрадка. Ее цель не столько дать детям много информации, сколько пробудить в них любопытство. Ведь, как известно, наука начинается с любопытства. Дети проводят различные эксперименты. Последняя тема была про воздух. Если положить соломинку в воду и подуть, получатся пузыри. Почему? Так из воды на поверхность поднимается воздух. Если специальную трубочку с рукояткой (вроде насоса) с одной стороны заткнуть пробкой, а с другой сильно нажать на рукоятку, пробка вылетит из трубочки. Почему? Ее выталкивает воздух. Были и другие темы. О том, что растворяется в воде и что нет. Что будет, если смешать масло и воду. Что будет, если смешивать разные цвета. Почему, если фасоль положить во влажную ватку, она прорастет.  Сын стал задавть мне вопросы вроде: «А почему вода гасит огонь?», «Почему лед и сахар растворяются в воде» и т.д.


Занятия по технике безопасности проводятся раз в две недели в виде тренингов. Дети уже точно знают, что надо кричать в различных чрезвычайных ситуациях. Сын знает, куда надо звонить, если случится пожар или другая беда.  В Корее телефон службы спасения «119». Сын также знает, как правильно переходить дорогу и как вести себя в метро.
На занятиях по половому воспитанию дается общее представление о строении человеческого тела. Рассказывают, что у нас есть мышцы, кости, кровь. Что мальчики похожи на пап, а девочки на мам.


И в завершение, еще несколько слов о самых приятных моментах садиковской жизни: о праздниках и экскурсиях. Здесь сразу оговорюсь, что в этом смысле наш садик отличаетя от других и это заслуга нашей заведующей. Далеко не во всех садиках детей возят на экскурсии, в театры и на выставки. В нашем садике поездки бывают раз в две недели. Куда только дети ни ездили. В бассейны, зоопарки, музеи, тематические детские центры, посвященные дорожному движению, фарфору и керамике, кулинарии и кино. Были они и в парках, и питомниках, ездили кататься на лошадях, сажать картошку, копать батат (сладкий картофель). Регулярно ходят на кукольные спектакли и детские представления. В самом садике проводятся различные мероприятия. Дети готовят традиционные корейские блюда: кимчи и рисовые лепешки тток. Делают шоколад и газировку. И, конечно же, отмечают праздники! Во время традиционных праздников все приходят в нарядных национальных костюмах. Под Рождество в садик обязательно приходит Санта Клаус и дарит детям подарки, которые до этого родители тайно от детей передают воспитателям. Каждые три месяца устраивается общий праздник «День Рождения» для всех, кто родился в эти месяцы. Дети дарят друг другу подарки, родители покупают тортики, соки, пиццы, традицонные блюда и прочие угощения для всех детей в садике. Конечно, это связано с дополнительными затратами, но никто не жалуется, потому что все это доставляет огромную радость детям.Думаю, что детский сад действительно стал для наших детей вторым домом. Дети очень изменились после того, как пошли в сад. Стали спокойнее, терпимее друг к другу и общительнее, узнали много нового и интересного о мире и о самих себе.

Комментарии