Оваре: игра африканских королей

Оваре – игра из центральной Африки. Оваре окружает множество мифов. Масаи верят, что её придумал первый человек Синдилло, сын Матумбы. В Гане игра была частью боевой подготовки – перед походом воины непременно садились за доску, проверяя свою реакцию. А если умирал король, совет организовывал турнир, и победитель становился его преемником.

Сомалийцы верят, что боги создали дерево бондук исключительно для того, чтобы оно давало семена для игры – гладкие деревянные шарики. В оваре было принято играть только днём: считалось, что если ночью за игрой услышишь крик шакала – быть беде, а для снятия проклятия нужно немедленно омыть каждое зёрнышко в ручье. Только очень азартные игроки могли решиться на такой подвиг в Африке, когда зверьё идёт на водопой..

300x-.jpg 300x-2.jpg

Название «оваре» связывают с именем короля Катакие Опоку Варе I, который с помощью игры улаживал семейные ссоры своих подданных: после двух-трёх партий супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга, а словом «warri» в Гане до сих пор называют женатого человека. Другой король, Шунба Балонгобо, так любил оваре, что завещал изваять себя в виде статуи с доской для оваре на коленях и ещё одной на голове - как символами власти и ума.

Даже сейчас игра эта настолько популярна в Африке, что в Буркина-Фасо проводят регулярные турниры между городами:

300x-3.jpg
 
А в Джибути выпущена почтовая марка, посвящённая этой игре:

600x-4.jpg




























Правила игры

Оваре играется на доске, похожей на доску для калаха: 12 лунок в два ряда. В начале в каждую лунку кладётся по 4 камня.

300x-5.jpg
Делая ход, игрок берёт все камни из лунки на своей стороне и раскладывает их по одному в каждую следующую лунку против часовой стрелки. Обе лунки-"амбары" (которые есть на доске для калаха) при этом пропускаются. По этой причине доски для оваре делают без "амбаров" – вместо них используют отдельные чаши, куда складывают выбывшие из игры камни.

Если последний в раскладе камень падает в лунку противника, и общее количество камней в ней становится 2 или 3, игрок забирает в свой "амбар" все камни из этой лунки, вместе со своим. Более того: если и в предыдущей по ходу посева лунке на стороне противника оказывается 2 или 3 камня, игрок забирает и их тоже. То же самое происходит с лункой, которая предшествует предыдущей – и так продолжается до тех пор, пока в очередной предыдущей лунке на стороне противника не окажется или больше трёх камней, или всего один камень. На этом взятие заканчивается.

Если камней в лунке хватает на полный круг (12 и больше), и ход делается из неё, эта лунка при посеве пропускается. Запомнить несложно: попробуйте брать камни не горстью, а по одному, тогда в какой-то момент вам придётся взять камень… и бросить его обратно. В калахе так и принято, в оваре – нет.

Оваре отличается от калаха и общей стратегией. Соперник не должен «голодать»: если он сделал ход, после которого в его лунках не осталось камней, соперник своим ходом обязан положить на его сторону хотя бы один камень. И только если это невозможно, второй игрок забирает все оставшиеся у него камни в свой «амбар» и игра завершается.

Естественно, бывает ситуация «Полного захвата», когда ход игрока завершается захватом всех камней на стороне противника. Есть три варианта правил, касающихся этой ситуации.

1) Полный захват запрещён, т.е. игроку запрещено делать ходы, захватывающие сразу все камни на стороне противника. Если же ситуация сложилась такая, что любой ход игрока приводит к «полному захвату», игрок не ходит, а забирает все оставшиеся камни с доски в свой «амбар» и игра завершается.

2) Полный захват разрешён, однако в результате такого хода камни противника не захватываются, а остаются на своих местах. Этот вариант практикуют на международных соревнованиях.

3) Полный захват разрешён без всяких оговорок: игрок захватывает все камни в лунках противника, забирает оставшиеся свои камни в свой «амбар», и игра завершается.


Побеждает тот, кто соберёт большее количество камней. Подсчитывать их не обязательно – начните раскладывать их для новой партии по 4 в лунку, каждый на своей стороне, и вы сразу увидите, у кого недостача, а у кого избыток. Если камней поровну – это ничья.

Оваре –  вариант манкалы. Правила легко усвоить, в ней нет такого давления со стороны противника, как в калахе, и она гораздо лучше сбалансирована. При всех своих достоинствах калах тяжеловесен и напоминает шахматы с их медленным, позиционным развитием. Оваре больше походит на шашки: камней в лунках меньше, расчёт потребен не такой глубокий, а серия взятий вызывает в памяти комбинации в стиле «поддал две, взял четыре». Немудрено, что большинство любителей манкалы рано или поздно приходят к африканской системе.

600x-.jpg

Итак, как можно самому сделать доску для игры:

Берём ненужный туристический коврик-пенку и вырезаем из него две прямоугольные заготовки. В одной из них прорезаем 12 сквозных отверстий в два ряда (и если хочется – ещё два больших, справа и слева). Вторая будет служить донцем. Остаётся склеить половинки двусторонним скотчем – вот и готова гибкая бесшумная «доска» для манкалы! Можно даже брать её с собою на природу, на пикник или в поход – она лёгкая, не ломается и не боится сырости, а в случае чего и как седушка пригодится. А камней можно набрать на месте, благо, 48 – не 72.

Что ещё забавно: в каждой стране Африки эту игру называют по-своему: «вари», «варри» «вали», «овари», «оваре», «овале», «авале» и т.д.

600x-1.jpg

Приятной игры!





Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация