"Козлик и волки": магия шестигранной доски

Есть игры, в которые люди играют столетиями. Таковы, например, шахматы. Но за последние 50 лет шахматная мысль зашла так далеко, что завела игру в тупик: обычным результатом стала ничья. Не раз энтузиасты пытались реформировать великую игру – бесполезно: ни добавление новых фигур, ни изменения в расстановке, ни увеличение поля не придали шахматам новизны и свежести.

Кое-кто пытался решить вопрос «ничейной смерти» шахмат, изменив разметку поля. В 40-х годах прошлого века советский геолог Исаак Шафран работал над созданием шахмат на шестигранной доске и столкнулся с другой проблемой. На полях, кратных шести, человеческий глаз с трудом выделяет диагонали, не спасает даже трёхцветная разметка. При этом они почти вдвое короче линейных путей, отчего шахматные слоны теряют в тактике (на те же рифы напоролись Глинский и МакКуэй). В поисках алгоритма Шафран попробовал примерить новую разметку к другим играм, но почти везде потерпел неудачу.

Везде, кроме одной игры.


«Волки и овцы» – это сильно упрощённая средневековая «Лиса и гуси», зажимная игра. Здесь никого не рубят, 4 фишки-«волка» 300x-.jpgпытаются прижать к краю доски одну «овцу», а та – прорвать их строй и сбежать. Обычно для неё расчерчивают специальную сетку, но можно использовать и шахматную доску: игра ведётся только на чёрных полях, цвет совершенно не важен, так что сойдёт и плитка шоколада. Фишки ходят на одну клетку, «волки» – только вперёд, «овца» – во всех четырёх направлениях. Тактика игры давно просчитана, и после нескольких партий игроки обычно рубят фишку.

И вот эта игра, угодив на шестигранное поле, вдруг заиграла новыми красками.

Своё изобретение Шафран назвал «Козлик и волки» (что, в общем, логично – козлик всё-таки подвижнее овцы). Расположение полей довольно сильно отличается от шахматных: шестиугольники соприкасаются не сторонами, а вершинами. Геолог по профессии, Шафран взял за основу так называемую «сетку кагомэ» – тип структурного соединения атомов, в котором чередуются шестиугольники и треугольники. Все гексагоны на доске одного цвета.

Когда Шафран в 1979 году принёс своё изобретение в редакцию журнала «Наука и жизнь», его там встретили с восторгом, написав об этом так:

«Широкие возможности гексагональной доски настолько увлекли автора, что он изобрёл также […] совершенно очаровательную игру «Козлик и волки», аналогичную игре «Волк и овцы», но на специальной и, конечно, шестигранной доске с 31 шестигранной клеткой. Демонстрируя эту игру в редакции, Исаак Григорьевич неизменно выходил победителем вне зависимости от того, играл ли он за «козлика» или за «волков».

Игра так впечатлила журналистов, что ей отвели всю последнюю страницу обложки июльского номера.
300x-1.jpg
Как играть

Правила простейшие:

* Пять «волков» помещаются внизу (четверо в линию и один впереди), а «козлик» ставится в центр доски.
* Играющие ходят по очереди.
* «Волки» могут ходить только на одну клетку вперёд по диагонали, «козлик» – на одну клетку в любую сторону. Фишки не рубят и не прыгают.
* Первый ход делают «волки».
* «Волки» выигрывают, прижав «козлика» к краю доски.
* Задача «козлика» – прорвать цепь «волков». 
 
Особенность игры кроется в разметке. Шестиугольники на поле расположены по схеме «4:5:4:5:4:5:4», «волки» вынуждены постоянно перестраиваться из ряда по четыре в ряд по пять и обратно, и при этом держать строй сомкнутым. Не сразу и сообразишь, куда девать лишнего «волка», серая цепь всё время рвётся, и добыча убегает. Если «козликом» играет сильный игрок, «волки» должны делать только правильные ходы, а это непросто.

Увы, время расставило свои приоритеты. Шахматы Шафрана так и остались диковинкой и никогда не производились фабрично, тогда как «Козлик» стал хитом: его дважды выпускали в виде магнитных комплектов (сперва как «Козлик и волки», а после под названием «Ну, погоди!»). Изобретатель наверное и сам не ожидал такого эффекта.





Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация