Коно: маленькое поле, большая игра

Ней-пат-коно (Nei-pat-kono – букв.: «Четырёхпольное коно») – одна из многочисленных настольных игр, придуманных в Корее. Полное её название, пожалуй, трудновато для запоминания, поэтому можно ограничимся адаптированным «Кoно», которым воспользовался при её описании известный знаток и популяризатор восточных игр шотландец Стюарт Кулин.

Здесь надо сделать необходимое предуведомление. Традиция европейских логических игр на доске почти всегда подразумевает, что фишки ходят с клетки на клетку, в то время как на Востоке фишки обычно ставят на перекрестья линий. Полезно, чтобы ребёнок уяснил для себя этот факт, прежде чем вы начнёте осваивать такие шедевры, как рэндзю или Го.
В сущности, объяснить, зачем это делается, очень просто. Клетка в середине шахматной доски граничит с восемью полями: с четырьмя – сторонами, и ещё четырьмя – углами, по-диагонали. Объясните это, покажите наглядно, затем поставьте фишку на пересечение линий «восточной» доски и попросите заново ребёнка подсчитать, сколько у неё теперь соседних перекрёстков. Так и так получится четыре. Это значит, что диагональных ходов и соединений в таких играх НЕТ (разве только на поле нарочно прочерчены диагональные линии, как, допустим, это сделано на досках для испанского алькерка и других подобных игр).


Правила игры

В коно играют на самом простом поле – 3х3 клетки (хотя на самом деле это 4х4 перекрестья). Расчертить его не составит труда.

Для игры потребуется 16 фишек – восемь чёрных и восемь белых. Цвет не важен. Корейцы играют в коно традиционными «камнями» для Го, но сгодятся и обычные шашки. А вообще, пора начать думать о приобретении хорошего игрового комплекта. Лучшие шашки – крупные, цельные деревянные: они удобнее пластмассовых, приятны на ощупь, при необходимости отлично выстраиваются в столбик и пригодятся вам для множества других занятных и полезных игр. 

В начале партии фишки расставляют на все перекрестья доски поровну: 8 – на одну половину, и 8 на другую. Играющий чёрными фишками, как в большинстве восточных настольных игр, ходит первым.

Тактика игры забавна, непривычна и напоминает чехарду: здесь действует правило «двое на одн
ого» – чтобы срубить фишку противника, ваша фишка должна приземлиться на неё, перепрыгнув через другую, свою. Иначе говоря, перед тем, как рубить, нужно выстроить три фишки в ряд: две свои – одну чужую. Две отдельные фишки противников могут находиться на соседних перекрёстках без всякой угрозы друг для друга, главное не прозевать, когда появится третья.

При рубке нельзя использовать «для опоры» фишку противника, только свою. Считайте, что одна фишка помогает другой – подставляет ей «спину».

Просто прыгнуть через фишку без взятия (свою или противника) фишка не может. И прыгнуть через две фишки на третью – тоже не может.

За один ход можно срубить только одну фишку. В коно не бывает серии прыжков, как в шашках или Уголках.

Поскольку в начале партии свободного пространства на доске нет, в первый ход захват обязат
елен, далее – по желанию. Простой ход, без взятия, происходит по горизонтали или вертикали на один соседний перекрёсток (только помните – диагоналей тут нет!).

Игрок, у которого осталась только одна фишка (или все фишки заперты), не может рубить и уже считается проигравшим, но если хочется безоговорочной капитуляции – можно играть и до конца, до снятия всех фишек.


Хочется посложней? 

В коно можно играть и на досках большего размера, просто 4 на 4 – классическая версия для детей. В варианте «Пятипольного коно» у противников по семь фишек, зато на доске прочерчены диагонали. Начальная расстановка там, естественно, другая, и игра уже больше похожа на традиционные шашки, хотя в остальном правила прежние. Переходите к ней, когда освоите тактику игры на малой доске, чтоб не запутывать ребёнка.
 
Отбросьте скепсис: это не банальные крестики-нолики, безнадёжно больные ничьёй. Прежде чем начать учить ребёнка играть в коно, неполенитесь и сначала сыграйте пару партий сами с собой. Вы будете потрясены тем, насколько хитра и неоднозначна такая, казалось бы, простенькая тактическая схема. Очень трудно рассчитать свои действия на несколько ходов вперёд, да это и не нужно – просто тщательно обдумывайте каждую игровую ситуацию. После серии первых взаимных захватов на доске обычно образуется хитрая, вычурная комбинация фишек, и дальнейшие ходы не прощают игрокам даже малейшей ошибки.

Несмотря на крохотные размеры поля, коно требует осторожной, вдумчивой стратегии и очень быстро отучает делать торопливые и бессмысленные ходы, которые часто становятся большой проблемой юных игроков. Да и зрелых тоже.

Приятной игры!





Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация