Опубликовано 15 апреля 2021, 09:30
5 мин.

Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

Самокат уже давно перестал быть исключительно детской забавой.
Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

© Depositphotos

Сейчас самокат, наравне с велосипедами и гироскутерами, переживает волну популярности — причем не только среди малышей, школьников и подростков, но и среди вполне взрослых людей.

О том, как правильно подойти к выбору городского или детского самоката, какие тонкости и конструктивные особенности разных моделей нужно учитывать, «Летидору» рассказывает Виктор Чадкин, PRO-эксперт Спортмастер PRO в Москве (@sportmaster_official).

Виктор Чадкин, PRO-эксперт Спортмастер PRO

Виктор Чадкин, PRO-эксперт Спортмастер PRO

Как устроен самокат

Кажется, сложно представить себе транспортное средство с устройством более простым, чем у самоката. Два колеса, платформа и палка-руль — бери да катайся. Но это только на первый взгляд.

Современные модели сочетают в себе непростые конструктивные решения и продвинутые технологии.

Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

© Depositphotos

Рама

Рама представляет собой несущую конструкцию самоката, чаще всего алюминиевую. Рамы бывают складные и цельные.

Складная удобна в плане переноски и хранения: такой самокат легко убрать в багажник машины, сложить и нести в руках в случае необходимости. И убирать на зиму — он не займет много места.

Благодаря технологии QuickFold самокаты складываются одним движением — не нужно ничего раскручивать или затягивать.

При этом самокаты со складной конструкцией постепенно начинают «люфтить»: механизм немного расшатывается, в него забивается грязь и пыль, и при езде в месте крепления могут появиться скрипы. Чтобы этого избежать, стоит время от времени проводить техническое обслуживание.

Цельная, или нескладная, конструкция прочнее и надежнее, такие самокаты больше подходят для экстремальной езды.

Дека

Дека — это платформа для ноги. Ее габариты могут варьироваться в зависимости от назначения самоката: у городских она будет достаточно широкой, чтобы обеспечить удобство во время поездок; у трюковых же — узкой, чтобы добиться максимальной маневренности и быстрого разгона.

Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

© Архив Спортмастер PRO

Деки обычно делают из алюминия (с), пластика (d) или (реже) из дерева (e). Чтобы дека не скользила, ее поверхность делают рельефной: либо просто отливают фактуру из пластика, либо покрывают шкуркой, похожей на наждачную бумагу.

Руль

Рули для самокатов обычно имеют T-образную (a) или Y-образную (b) форму. Почти на всех моделях высоту руля можно регулировать.

Иногда встречаются самокаты со складным или вовсе съемным рулем — это делает самокат более удобным в транспортировке.

Чем больше у руля возможностей для регулировки, тем точнее можно будет подстроить самокат под индивидуальные параметры райдера.

Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

© Архив Спортмастер PRO

Ручки руля обычно оснащают грипсами — специальными мягкими нескользящими насадками, чаще всего изготовленными из пеноматериала. Они делают езду более безопасной и комфортной.

Колеса

Самокаты чаще всего бывают двухколесными, но можно встретить и варианты с тремя или даже четырьмя колесами — как правило, среди моделей для детей.

Колеса изготавливают из полиуретана, а их диаметр обычно варьируется от 80 до 230 мм.

Чем больше диаметр колеса, тем лучше у самоката проходимость и разгон, а чем он меньше, тем лучше маневренность.

Полиуретан для колес может быть разной жесткости: мягкие колеса делают езду более комфортной, а жесткие улучшают разгон.

Для езды по городу лучше подходят колеса с пластиковыми дисками, а для выполнения трюков — с металлическими.

Диски крепятся к раме на подшипниках. Они влияют на накат, то есть на способность самоката ехать самостоятельно, без прикладывания усилий для разгона.

Чаще всего в самокатах встречаются подшипники класса ABEC-5/7/9.

Чтобы сделать езду более плавной, у переднего колеса часто устанавливают амортизатор — пружину, которая гасит лишние вибрации и не дает им перейти по рулевой стойке к рукам. На таком самокате проще ехать, им удобнее управлять, но при этом слегка снижается скорость.

Иногда можно встретить модели с амортизатором еще и на заднем колесе — такие отлично подойдут для езды по неровной поверхности.

Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

© Depositphotos

Системы торможения

Встречаются два варианта систем торможения — ножная и ручная.

Ножная распространена чуть больше ввиду простоты конструкции: торможение обеспечивается непосредственным нажатием ногой на крыло заднего колеса. Ручная похожа на аналогичную систему у велосипедов: чтобы затормозить, нужно нажать на специальную ручку на руле.

Существуют также модели, в которых обе системы используются одновременно.

Это позволяет тормозить максимально быстро и безопасно.

На что обратить внимание

При покупке самоката для себя в первую очередь определитесь, зачем он вам нужен.

Если вы планируете кататься по асфальтированной дороге в городе или парке, выберите модель, которую легко можно будет носить с собой, — небольшого веса и, например, со складной конструкцией. С таким самокатом можно без труда войти в общественный транспорт или донести его до ближайшей ровной дороги.

Мягкие колеса среднего диаметра обеспечат вам комфортную езду и достаточную для городской прогулки скорость. Обратите внимание на наличие у самоката амортизаторов: они снизят ударную нагрузку от мелких кочек, ухабов и стыков плитки и сделают поездку еще более комфортной.

Ориентируйтесь на ваши индивидуальные параметры: рулевая колонка должна быть достаточной высоты для вашего роста, а дека — выдерживать необходимый вес.

Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

© Depositphotos

В городском самокате особенно важны тормоза: часто требуется резко затормозить перед неожиданно появившимся препятствием.

Наиболее надежными в данном случае будут самокаты с обеими системами торможения: и ручной, и ножной.

Как выбрать самокат для ребенка

Если вы покупаете самокат для ребенка, присмотритесь к специализированным детским самокатам.

Они ниже, чем взрослые, поэтому гораздо устойчивее. Детские самокаты также оснащены широкой платформой с шершавым покрытием, которая обеспечит максимальную устойчивость даже в скользящей обуви.

Чаще всего такие самокаты сделаны из пластика, но это совсем не говорит о плохом качестве — наоборот, так конструкция получается настолько легкой, что ребенок сможет носить свой самокат сам.

Грипсы на детских самокатах мягче и больше, чем на взрослых, что делает процесс катания удобнее, комфортнее и безопаснее.

Нередко на детском самокате можно встретить дополнительные аксессуары, превращающие его в полноценный «взрослый» — корзинку для вещей или игрушек и звонок.

А самокат со светящимися колесами не только привлечет внимание ребенка, но и сделает поездку безопасной в темное время суток.

Сезон открыт: как правильно выбрать самокат, чтобы не разочароваться

© Depositphotos

Главной особенностью детских самокатов является их уникальная система рулевого управления.

Поворачивать на таком можно лишь наклоняя руль вправо или влево — так юному райдеру будет проще управлять и маневрировать полноценным транспортным средством.

Эксплуатация самоката

Самокат хоть и не автомобиль, но тоже требует ухода.

Наиболее подверженная эксплуатационным повреждениям часть — колеса. Постепенно они изнашиваются, могут покрыться трещинами и сколами.

Следите за подшипниками: чистите, промываете и смазывайте их.

А во время дождя лучше и вовсе отказаться от поездки на самокате, чтобы вода или влажная земля не попали в подшипники.

При должном уходе и бережном использовании самокат прослужит вам намного дольше!

Фото: Depositphotos, архив Спортмастер PRO

Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!