Назад ко всем статьям

Виртуальные путешествия с детьми

Когда на улице светит солнце, все здоровы и веселы, путешествовать очень приятно. Можно отправиться в поход в другой город, слетать на море, посетить Колизей или увидеть Пизанскую башню – вариантов совместного познания мира летом – бесконечное множество.

Можно всей семьей отправиться в виртуальное путешествие, чтобы познакомиться с чудесами света, не выходя из дома. Сегодня мы поговорим о семи архитектурных чудесах.

Говорить о них с детьми можно по-разному – достаточно освежить родительские знания об известных архитектурных сооружениях и памятниках древности через google. Но как сделать так, чтобы знания стали интересными детям? Показать наглядно, сопроводить игру запахами, тактильными ощущениями, и позволить ребенку уложить в голове знания об особенностях каждого из чудес света, объяснив детям суть и функцию, а также исторические предпосылки возникновения. Ведь известно же, что знания легко усваиваются через игру. Каким образом это сделать? Читайте ниже.

Пирамида Хеопса

iStock_000010935936Small.jpg

Для начала мы отправимся в Египет, чтобы увидеть древнее сооружение, которое было построено в двадцать шестом веке до нашей эры и сохранилось до наших дней. Чтобы устроить дома египетское царство, вам понадобятся:

- схема пирамиды
- лист плотной бумаги или картона (а4)
- пластилин
- цветные карандаши
- семечки подсолнечные или тыквенные
- сковородка

Схему пирамиды распечатываем и склеиваем, как показано на схеме.

piramida.gif

Приклеиваем получившуюся пирамиду на лист а4. Вокруг рисуем желтым и оранжевым пустыню. Из пластилина можно слепить верблюдов с погонщиками. Они должны быть меньше пирамиды, чтобы представить ее масштаб. А чтобы почувствовать жар пустыни, нужно пожарить семечки на сковородке, пересыпать их в небольшую миску, закрыть глаза и вдыхать тепло, исходящее от семечек. Представьте, что вы – путешественник, который отправился в дальний путь, чтобы увидеть великую пирамиду. Вы остановились, чтобы сделать привал, и устроили ужин – да, это он, горсть теплых семечек. Мама или папа, которые сопровождают путешественника в этом походе, могут в это время рассказать, как две с половиной тысячи лет назад фараоны, их мастера и тысячи рабов могли строить пирамиды, где каждый камень весит несколько тонн.

Великая китайская стена

iStock_000010966237Small.jpg

Китай. Здесь есть чудо родом из четвертого века до нашей эры. Чтобы его построить, понадобился миллион человек – пятая часть тогдашнего населения Китая. Чтобы оценить замысел, соберите подручные средства – хорошо подойдут те сто тысяч кусочков лего, которые все время расползаются по квартире и коварно впиваются в пятки. Возможно, они просто хотят стать частью великого целого?

Выберите наиболее ценный объект, который вы хотите оградить от набегов: это может быть дворец императора, цветочный горшок или стол, где стоит компьютер. Главное – рассчитать количество строительного материала так, чтобы его хватило замкнуть стену, иначе в цепи образуется опасная брешь. Постройте максимально длинную стену. Сделайте паузу: на обед великим строителям достанется рисовая каша, ведь именно с ее помощью скрепляли каменные блоки в древнем Китае – только в строительную кашу еще добавляли известь.

После обеда вас ждет набег: один игрок закрывает глаза и считает до пяти. За это время второй игрок должен максимально тихо и аккуратно разобрать кусок стены так, чтобы не потревожить всю цепочку блоков. Первый игрок должен успеть открыть глаза и поймать его за руку, опять же – не нарушив стены. Если злодей не пойман, игра продолжается. Если пойман, он порабощается. Первый игрок снова закрывает глаза и считает до пяти – злодей должен успеть восстановить стену. Если не успевает – он проиграл и должен выполнить желание героя. Если же успевает – ура, он отпущен на свободу.

Пизанская башня

iStock_000014393373Small.jpg

Дети часто спрашивают, зачем нужен тот или иной предмет в школе. В частности, математика. Но именно она может быть очень интересной, если узнать ее не со страниц учебника, а встретить в жизни. Отправляемся в Италию!

Пизанская башня – самое известное наклонное сооружение в мире, причем изначально оно таковым не планировалось. Башню строили почти двести лет – с 1173 по 1360 год, а потом выяснилось, что архитектор ошибся в расчетах и башня постепенно наклоняется. С тех пор ее много раз чинили и подправляли, но сносить не стали, чтобы все строители в мире знали, зачем нужно хорошо учинить математику в школе. А сейчас представьте, что вы архитектор. Возьмите кубики. Заключите пари: сколько кубиков можно поставить один на другой так, чтобы башня не разрушилась? Усложните задачу: ставьте кубики не на пол, а на мягкую кровать. А теперь сделайте башню немного наклонной, подсунув под один край нижнего кубика сложенный в несколько раз лист бумаги. Кто победит в соревновании? Если делать все быстро, ни у родителей, ни у детей форы не будет, так что результат не предсказуем.

Петра

iStock_000020015470Medium.jpg

Отправляемся в Иорданию, посмотрим на каменный город Петра. Предложите детям ответить на два вопроса:
1) Для чего вообще было строить город в пустыне?
Правильный ответ: потому что в давние времена через Аравийскую пустыню пролегали важные торговые пути – каждый день проходили караваны с пряностями. Пустыня была очень оживленной, и всем хотелось найти место, где можно отдохнуть, поесть и пообщаться.

2) Если взялся строить город в пустыне, что самое главное нужно учесть? Правильный ответ: где жители города будут брать воду. Cтроители города Петра продумали все до мелочей: они соорудили двести резервуаров для хранения дождевой воды, и с помощью терракотовых труб собирали воду из источников по всей округе, в радиусе двадцати пяти километров. Эти люди очень хорошо знали, по каким законам живет вода. Давайте и мы это узнаем. Самый умный архитектор совершит перенесение во времени.

Вам понадобится:
- 3 одинаковых фигуры в форме стакана, вырезанных из плотной бумаги
- карандаш
- ластик
- настоящий стакан с водой
- смесь специй (ваниль, корица, кардамон).

Разложите бумажные «стаканы» перед ребенком. Один вертикально, второй наклонно, третий – еще более наклонно. Пусть он представит и нарисует карандашом линию воды в этих «стаканах». Возьмите настоящий стакан с водой и проверьте вместе с ребенком, правильно ли он догадался. Снова уберите стакан и исправьте нарисованные линии, если есть, что исправлять. А теперь награда умным архитекторам – прыжок во времени. Для этого попросите ребенка закрыть глаза, насыпьте ему на ладонь немного специй и попросите растереть ладонями, а затем, не открывая глаз, вдохнуть аромат. И вы тоже, давайте. Поздравляем, это аромат древней Петры.

Тадж-Махал

iStock_000018106264Small.jpg

Индия. Здесь в семнадцатом веке жил один индийский император, который решил построить дворец-мечеть в память о своей жене. Чтобы сделать эту мечеть величайшей в мире, одного архитектора было недостаточно, потребовался целый совет – один думал над окнами, другой творил шпиль и так далее. Чтобы реализовать их план, потребовалось двадцать тысяч ремесленников. А чтобы привезти все материалы, понадобилось призвать на помощь тысячу слонов. Мраморные стены здания украсили самоцветами. А само здание живет по законам оптической иллюзии: если отходить от него все дальше, не поворачиваясь к нему спиной, начинает казаться, что здание просто невероятно огромное.

Чтобы почувствовать себя строителем Тадж-Махала, нужно хорошо разбираться в драгоценных камнях и оптических иллюзиях. Устройте соревнование: кто назовет больше драгоценных камней? Пользоваться интернетом не возбраняется, но только после того, как возможности памяти исчерпаны.

Победитель обучается магии оптических иллюзий. Для этого среди оптических иллюзий в интернете выбираются те, которыми можно было бы украсить дворец. Например, картина, где можно разглядеть либо контуры лиц, либо чашу.

optika.jpg

Нарисуйте такой дворец.

Чичен-Ица

iStock_000010344044Small.jpg

Отправляемся в Мексику. Тут, на севере полуострова Юкатан, находится священный город народа майя. В городе жили долго, с седьмого по двенадцатый век, какое-то время город даже побыл столицей, а потом опустел. Осталась только величественная архитектура самых главных сооружений. Среди них не только внушительные храмы, но и несколько стадионов для игры в мяч. Люди народа майя не всегда жили в городе, многие десятилетия Чичен-Ица был священным центром, где приносили жертвы богам и наблюдали за звездами. А еще древние люди отлично умели считать, но не десятками, как привыкли мы, а двадцатками или пятерками, потому что считали, что это очень удобно, ведь у человека всего двадцать пальцев, а на каждой конечности по пять. Давайте сыграем в игру, которую наверняка одобрили бы майя.

Для игры понадобится мяч. Ведущий произносит цифры. Если он называет «пять», игрок должен подбросить мяч и поймать. Если «двадцать», игрок должен ударить мяч об пол и поймать. А если любые другие цифры, нужно стоять и ничего не делать. Тот, кто ошибается, становится ведущим. Проверьте свое внимание!

Мачу-Пикчу

iStock_000015114628Small.jpg

Летим в Перу. Здесь есть потерянный город инков – Мачу-Пикчу, его еще называют «город в небесах» или «город среди облаков». Полагают, что этот город был создан в пятнадцатом веке, а в середине шестнадцатого века все его жители таинственно исчезли. Создатели сказок и их герои очень любят Мачу-Пикчу: его посещали все, от Индианы Джонса до семейства Симпсонов.

Каменный город возведен в скалах. На вершине скалы в центре города лежит большой многоугольный камень - «интиуатана», или «место, где привязано солнце». Исследователи считают, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. Те жрецы, которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и привязать его к каменному столбу, пользовались у инков особым уважением и почитанием. Давайте тоже поймаем солнце и добудем из него радугу.

Вам понадобится:
- лист белой бумаги
- хрустальный бокал.

Поставьте хрустальный бокал на лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появится радуга.

После таких игр у ребенка надолго останется память о запахе Петры, как и зачем строилась Великая стена, и даже когда он отправится посмотреть на любое из семи чудес в живую, он обязательно вспомнит, когда вместе с родителями первый раз узнал об этом чуде света, не выходя из дома. И вероятнее всего, узнает о нем гораздо лучше, чем, если бы сразу увидел Мачу-Пикчу живьем.

Поэтому даже если на улице дождь, ветер и слякоть, или кто-то из домашних свалился с простудой, это не повод мрачно смотреть в потолок, думать об упущенных возможностях и перестать изучать окружающий мир. Приятных путешествий!

текст: Ольга Морозова