Творческое воспитание: пять советов для ежедневного творчества

Творческое воспитание: пять советов для ежедневного творчества
Творчество и детство – почти синонимы. Нет ничего, что сказывалось бы на развитии детей лучше творческих занятий. Но как найти для таких занятий время, силы и вдохновение? Джин Ван’т Хал, автор книги «Творческое воспитание» («Манн, Иванов и Фербер»), много лет посвятила работе над этой темой. Советы из её книги помогут вам организовать занятия.

Запланируйте

Вы хотите заниматься с детьми, но не знаете, как включить еще один параграф в ваш распорядок дня? Все родители – занятые люди, но если вы запланируете занятия заранее, вы улучите для них минутку между делом. Запланируйте порисовать с малышом, пока вы пьете свой утренний кофе. Дайте ребенку пластилин, чтобы он слепил что-то, пока вы моете посуду. Стратегически распределите материалы для творчества по дому: возможно, найдя на столе лист черного картона и мелки, ребенок придумает для себя занятие сам. Найти от пяти до пятнадцати минут в день – уже хорошо.

Начните с малого

На полках магазинов такое разнообразие материалов для творчества, что велик соблазн потратить на них целое состояние. На самом же деле для начала нужно лишь это: запас бумаги, краска (в идеале – красная, желтая, синяя, белая и черная), карандаши или фломастеры, ножницы, клейкая лента, простой пластилин и баночка клея. Остальное – лишь приятные дополнения. Вскоре материалов станет больше.

Говорите с ребенком о его творчестве

Творческое занятие – повод к коммуникации, а не уловка, чтобы оставить ребенка в одиночестве. Ваше общение с ребенком поддержит его в том занятии, за которое он взялся.

Описывайте все, что делает ваш ребенок:

• Я вижу, сегодня ты рисуешь с размахом.
• Ты выбрал самый яркий пластилин!
• Ты рисуешь всем телом!

Попросите ребенка рассказать о своей работе:

• Что ты рисуешь?
• Расскажи мне о своей поделке.
• Что это за синие точки по краям? А что насчет этих фигурок?

Не следует говорить:

• Как красиво!
• Что это?
• Это похоже на грузовик.
• Закрась пространство между линиями (или любая другая критика).
• Нарисуй мне красивую картинку.


Нужно говорить:

• Ого, сколько красок ты использовал!
• Расскажешь о своем рисунке?
• Похоже, тебе понравилось это рисовать.
• Я смотрю, здесь тонкие линии, а тут – толстые.
• Что бы тебе хотелось нарисовать сегодня?

Если сомневаетесь или не знаете, что сказать насчет детского рисунка, промолчите.

Наполните творчеством каждый день

Как не забросить благое дело через неделю/месяц/год?

Как сохранять вдохновение? Ответ прост: абсолютно все повседневные дела можно делать с фантазией и долей причуды. Готовите еду? Купите фартук для ребенка. Заведите каждому из детей кулинарную книгу. Дайте ребенку кусочек теста, чтобы он слепил фигурки. Гуляете? Природа – лучший источник вдохновения. Организуйте мини-экскурсию.

Возьмите на прогулку лупу или бинокль. Изучайте прожилки на листьях. Рисуйте на камнях. Собирайте букеты или гербарии. Идете в музей? Устройте охоту за сокровищами. Заранее придумайте, какие вещи вы будете искать в музее (роботов, синие круги, медведей) и обсуждайте каждую найденную такую вещь. Если правила музея позволяют, фотографируйте свои находки.

Запаситесь «быстрыми занятиями»

Нет ничего постыдного в том, чтобы предлагать одни и те же занятия несколько раз – дети учатся, повторяя. Имейте в запасе несколько упражнений, которыми быстро можно занять ребенка. Вот лишь несколько идей:


• Делайте мозаику из фасоли или макарон. Сегодня ребенок выложит рожицу, а завтра – целое дерево.
• Займитесь рисованием точками (пуантилизмом). Для этого нужны лишь краски, бумага и ватные палочки.
• Придумайте миллион занятий с бумагой: рисуйте, делайте гармошки, вырезайте фигурки.

Добавьте к занятиям дырокол, цветные ленточки или клей – и дети моментально увеличат свой творческий диапазон. Самое важное в творчестве – впустить его в свою жизнь. Не имеет решающего значения ни количество времени, ни количество материалов, ни способы организации занятий. Как сказал Ходдинг Картер: «Есть две вещи, которые мы можем оставить детям в наследство. Первая – это корни. Вторая – крылья».





Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация