Назад ко всем статьям

Школьные традиции: куда исчез энтузиазм?

Недавно я впервые почувствовала пропасть между поколениями, то самое пресловутое «отцы и дети». На одном из частных занятий по английскому языку я предложила восьмиклассникам задание – организовать вечеринку в честь окончания учебного года.

План был простой: составить список гостей, выбрать место и время праздника, решить вопрос с едой и напитками, обдумать формат – чаепитие, дискотека или конкурсы.

Никогда не могла представить, что это задание вызовет сложность: мне казалось, что вечеринки – один из любимых способов времяпрепровождения подростков. Но все оказалось не так просто. Ученики тушевались, нервничали и буквально по каждому пункту не знали, что предложить.

– Подождите, – чтобы прояснить ситуацию, я перешла с английского на русский, – а у вас был опыт проведения праздников в классе?

– Пару раз, – ответили дети. – Но получалось так скучно, что ни у кого не возникало желания повторить.

Мне стало любопытно, действительно ли так обыденно обстоят дела с внеурочной жизнью в современных школах, и я поспрашивала знакомых родителей, существуют ли у их детей традиции класса и какие отношения складываются между одноклассниками. Выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев отношения ограничиваются перепиской в социальных сетях и звонками насчет домашнего задания.

Дружный класс – редкость. Во время каникул одноклассники не встречаются, вечеринки а-ля "чаепитие" совсем не популярны. Иногда в конце четверти школьники ходят в кафе или кино, но что-то иное, более камерное, для своего круга не устраивают. Как призналась одна девочка: «Зачем это все, когда лишний раз в школе задерживаться не хочется!»

Школьные годы моего поколения пришлись на постсоветские 90-е, и сейчас, слушая отзывы современных детей, понимаю: мне крупно повезло с классом. Только навскидку могу перечислить, что мы делали вместе:

- четыре раза в год перед каникулами устраивали вечеринки с чаем и дискотекой;

- выезжали на природу 1 сентября и в конце учебного года;

- пару раз в год ставили театральные постановки;

- регулярно ездили в театр;

- летом желающие работали в трудовом лагере;

- во время каникул ездили в экскурсионные поездки в другие города…

И это не говоря о КВНах и календарных праздниках. Мы постоянно находились в процессе подготовки к какому-нибудь мероприятию, так повелось еще с первого класса, когда возникла традиция собираться октябрятской звездочкой у кого-нибудь дома и рисовать стенгазету. Наверное, не в последнюю очередь благодаря этой сплоченности и общим интересам, друзья моего детства – мои друзья и сейчас. Почему же сегодняшним детям, поколению нулевых, все скучно?

Что такое современный школьный класс? Обособленные группки по интересам или сплоченный коллектив, "один за всех и все за одного" или "каждый за себя"? Отбыть положенные часы в стенах учебного заведения, дома полвечера делать уроки, с нетерпением ждать каникул – вот и вся школа?

Однозначных ответов нет. Как обычно, все зависит: от школы, учителей, родителей, от того, смогли ли дружные отношения сложиться в начальной школе или класс несколько раз расформировывался, менялось классное руководство.

Львиная доля успеха в сплочении коллектива, безусловно, принадлежит классному руководителю. Его инициатива, готовность вести разнообразную внеклассную деятельность, позитивное отношение к традициям как важной части школьной жизни, умение почувствовать интересы детей – все это отличительные черты педагога, про которого говорят «нам с учителем повезло».

Но, к сожалению, сами учителя отмечают, что энтузиасты встречаются все реже. Многие мероприятия проводятся для галочки, в школу приходит все меньше педагогов, которые работают с огоньком и умеют зажечь искру интереса в учениках. Видна и разобщенность самих детей, которые во время перемен предпочитают общаться не друг с другом, а со своими мобильными телефонами.

В такой ситуации родителям не стоит безучастными. На стороне родителей собственный школьный опыт, и они вполне могут протянуть руку помощи учителям и собственным детям, которым предстоит провести в одном коллективе 11 лет. В противовес мнению о том, что школа сама должна заниматься детьми, можно принять посильное участие в сплочении класса и помочь с организацией мероприятий. Во время родительских собраний и домашних разговоров с детьми подсказать идеи для совместной деятельности и поспособствовать тому, чтобы класс становился дружным, а воспоминания о школе оставались самые лучшие.

Вот лишь часть идей, которые могут перерасти в классные традиции:

- день рождения класса – интересный способ отметить начало нового учебного года и поделиться впечатлениями о летних каникулах;

- пикники и походы;

- театральные постановки;

- спортивные мероприятия, возможно, совместно с родителями;

- церемония вручения наград по итогам года, кто в чем отличился;

- проведение тематических вечеров: День учителя, День матери, День святого Валентина, День книги, День здоровья;

- совместные поездки в театры и музеи;

- подшефная помощь детскому дому, дому престарелых;

- традиционное поздравление каждого ученика с днем рождения;

- литературные вечера;

- ведение классного журнала – архива с фотографиями и историями из жизни учеников;

- праздничные концерты, творческие фестивали;

- фотовыставки.

Плюсы совместной деятельности одноклассников очевидны:

- в неформальной обстановке – во время подготовки к конкурсам, в походе, по дороге в музей, на свежем воздухе дети более раскованны, не связаны расписанием или строгими требованиями к школьной форме. Они обмениваются шутками, с ними неизбежно происходят смешные случаи, в непринужденной атмосфере дети лучше узнают друг друга;

- в процессе подготовки к мероприятиям между собой общаются не только дети из обособленных групп, но и все эти компании между собой. Даже если каждый занят своими обязанностями (кто-то выполняет оформительскую работу, а кто-то репетирует роли) – все объединены главным делом;

- традиции дают возможность почувствовать себя командой, осознать свою нужность и причастность к классу;

- развиваются коммуникативные навыки. К тому же, некоторые дети могут раскрыть свой творческий потенциал и скрытые таланты, которые во время уроков проявить сложно.

- совместный труд сближает, поэтому не стоит торопиться нанимать специалистов, которые проведут генеральную уборку в классе. Субботники и дежурства пойдут на пользу, ведь чем больше разнообразного совместного опыта получат дети, тем больше у них будет общих воспоминаний и тем для разговоров.

Время диктует свои особенности. Дети не стремятся проводить лишние минуты в школе. После положенных 5-6 уроков их ждут родители или няни, готовые сопровождать школьников до дома, потому что одним ходить по улицам опасно. Педагоги, которые болеют душой за свое дело – также на вес золота, и так получается, что традиции постепенно уходят из школы.

Хотя, может быть, все не так плохо и понятие дружного класса никуда не исчезло? Расскажите, читатели "Летидора", являются ли одноклассники друзьями ваших детей? Существуют ли у них традиции класса? Или сейчас все и правда заложники виртуальных "Одноклассников"?

текст: Лена Чарлин