Назад ко всем статьям

Школа – открываем новый сезон

Как настроить ребёнка на новую, школьную, жизнь? Как подготовить его к тому, что вокруг будут совершенно новые люди: научить общаться с учительницей, заводить друзей и при этом сохранить дружбу с уже существующими приятелями и подружками? Какие сложности возникают у ребёнка в связи с переходом в новую школу? Чтобы ответить на эти вопросы, постараемся найти золотую середину между интересами детей и родителей, прошлыми привычками и актуальными требованиями.

Первый класс

В последний год перед поступлением в школу ребёнок так часто слышит от взрослых, что он будущий первоклассник, что привлекательность этой роли тускнеет с каждым днём. Чтобы этого избежать, стоит подумать о том, как помочь ребёнку сохранить «детство» настолько, насколько это возможно. Если у него будет оставаться время на то, чтобы поиграть или просто повалять дурака, перемены в жизни не будут слишком травматичными. Помогите ребёнку приспособиться к многочисленным новшествам, адаптировав их к привычному ритму жизни. 

Новые правила. Даже если ребёнок ходил в детский сад, школьная дисциплина включает в себя множество правил, с которыми он раньше не сталкивался. Например, нужно отвечать у доски, открывать учебник на определённой странице по просьбе учительницы, отступать определённое количество клеточек в тетради. Дело осложняется тем, что, в отличие от детского сада, школьные правила должны выполняться безоговорочно и с первого раза.

Необходимо объяснить целесообразность каждого из правил, чтобы первоклассник не воспринимал их как давление и ограничение его свободы. Предложите ему представить такую ситуацию, когда каждый ученик делает на уроке то, что ему хочется. Удастся ли тогда выполнять какие-либо задания, слушать объяснения учителя и усваивать новую информацию? Попробуйте смоделировать в игре тот хаос, который может твориться на уроках из-за невыполнения правил. Пусть ребёнок будет учителем, а вы и несколько игрушек – свободолюбивыми учениками. Не жалейте сил на выкрики с места, беспричинный смех и пересчёт ворон за окном. Испробовав на себе все тяготы труда педагога, первоклассник станет более лояльным к требованиям дисциплины.

Помогите ребёнку провести параллели между новыми и уже знакомыми правилами. Допустим, строиться по парам для похода в столовую на перемене нужно точно так же, как перед прогулкой в детском саду.

Новые знакомства. Детям, как и людям постарше, свойственно тянуться к лидерам. Однако это не самая удачная стратегия для того, чтобы быстро обзавестись приятелями. Стоит предупредить ребёнка о возможных нападках со стороны активных детей, любящих быть в центре внимания. Ведь для них это самый простой способ выделиться. Посоветуйте первокласснику обратить внимание на ровесников, которые будут рады установить контакт. Как правило, это спокойные, дружелюбные, несколько застенчивые дети. Что касается тех, кто претендует на лидерство, нужно избегать прямых конфликтов с ними. Однако недостаточно просто успокоить ребёнка после какого-нибудь неприятного инцидента: «Не обращай внимания!» Подумайте вместе над достойным ответом, чтобы в следующий раз первоклассник смог взять реванш.

А что делать, если ваш ребёнок по натуре лидер? Откройте ему секрет: далеко не все дети готовы радостно подчиниться его воле. Кто-то будет испытывать страх, кто-то - неприязнь. Постарайтесь убедить первоклассника не захватывать в первые же дни учёбы почту, телеграф и телефон. Пусть завоёвывает авторитет постепенно, конкретными поступками, вызывающими уважение.

Отношения с учительницей. В отличие от воспитательницы, учительнице приходится постоянно оценивать работу ребёнка. И не важно, что в первом классе не ставятся оценки. Так или иначе, учитель постоянно даёт понять, правильно ли выполнено задание, какие допущены ошибки и как их исправить. Из-за этого отношение педагога может показаться первокласснику слишком формальным и отстранённым. Ребёнок может расстраиваться, чувствовать себя обделённым вниманием и прикладывать усилия для того, чтобы завоевать симпатию учительницы. Однако поскольку ему трудно определить, какая дистанция при общении с преподавателем является оптимальной, возможны перегибы.

Постарайтесь предоставить ребёнку максимально полный перечень того, чего не следует делать ради любви учительницы. Например, не нужно постоянно спрашивать: «А мне нужно открывать тетрадь? А меня вы попросите прочитать текст?» Попросите первоклассника не пытаться взять преподавательницу за руку, не стоять возле неё всю перемену и т. д. Объясните, что учительница любит всех детей, но тщательно это скрывает, чтобы никому не было обидно. Вот такая сложная миссия- прямо как у спецагента!

Отношения со старыми друзьями. Под влиянием новых впечатлений легко забыть старые знакомства. Чтобы избежать этого, необходимо создать условия для продолжения общения ребёнка с друзьями из детского сада, приятелями по двору и т.д. Если в школе что-то пойдёт не так, у ребёнка будет «запасной аэродром»! Возможно, придётся раз в месяц жертвовать несколькими часами свободного времени и личным комфортом, пуская в квартиру толпу (а, скорее, даже табун!) семилеток. Зато после таких набегов связь между детьми значительно окрепнет.

Случается, что в классе вместе с ребёнком оказываются дети, с которыми он дружил в детском саду. С одной стороны, старые знакомства позволяют ему чувствовать себя более защищённым в коллективе, но, с другой, – могут мешать налаживать отношения с другими детьми. Чтобы избежать последнего варианта, приведите ребёнку примеры, показывающие проблемы, с которыми он может столкнуться. Допустим, друг из детского сада может найти себе нового товарища, оставив его в одиночестве. Спросите первоклассника, как он планирует поступить в этой ситуации? Скорее всего, он сам придёт к выводу о том, что следует быть более общительным.

Другая школа

Проблемы адаптации при переходе в новую школу связаны, прежде всего, с постоянным сравнением ребёнком двух учебных заведений. Важно помочь ему найти баланс и удержаться от переоценки плюсов как новой, так и старой школы.

Правильная мотивировка. Подумайте о том, как корректно объяснить ребёнку, почему пришлось поменять школу. Опасно слишком превозносить новое учебное заведение: убеждать школьника, что там высочайший уровень преподавания, прекрасный круг общения и отличные перспективы. Такая оценка способствует лишней нервозности, появлению страхов и провоцирует у ребёнка чувство собственной неполноценности: ему, ученику обычной, «дворовой», школы позволили окунуться в атмосферу престижной гимназии! Кроме того, ругая предыдущие годы учёбы, вы тем самым обесцениваете то хорошее, что было там у ребёнка.

Поделитесь с сыном или дочерью объективными фактами, не абсолютизируя их значение: в новой школе выше средний балл по результатам сдачи ЕГЭ, существуют профильные классы или лучше техническое оснащение. При этом отметьте, что сожалеете о том, что в ней не работает замечательная Зинаида Петровна, к которой ребёнок был сильно привязан.

«Синдром новичка». Вокруг ситуации появления новенького в классе постоянно возникают мифы. Так, наши бабушки были уверены в том, что новичку обязательно устраивают «тёмную», мамы опасались, что весь класс непременно должен объявить ему бойкот. Мы, современные родители, тоже боимся, но не чего-то конкретного, а какого-то абстрактного подвоха. Вот этот страх нужно обязательно запрятать поглубже, чтобы он не передался ребёнку. Школьник должен войти в новый класс с положительным настроем, готовый к сотрудничеству и дружбе. Самый короткий путь к сердцу одноклассника – подсказка. Да, учителя будут недовольны. Да, это не очень педагогично. Но дети быстро оценят способность новенького прийти на помощь, объяснить сложную задачу или дать списать.

Можно воспользоваться другим, не менее эффективным способом. Предложите школьнику носить с собой несколько запасных ручек, линеек и карандашей, чтобы при случае снабжать ими забывчивых одноклассников.

Другая школа – другие правила. Постарайтесь убедить ребёнка не сравнивать две школы в беседах с учителями и одноклассниками. Окружающих не может не раздражать, если они постоянно слышат: «В той школе мы делали другую краткую запись…». Наедине с собой ребёнку тоже не стоит увлекаться ностальгией. Она мешает ребёнку принимать новые правила и требования, поскольку создаёт иллюзию временности произошедших изменений. Чтобы ребёнок понял бессмысленность сравнений, попробуйте привести ему какой-нибудь яркий, пусть и немного абсурдный пример. Допустим, смог бы космонавт выполнить свою миссию, если бы, вместо того, чтобы сосредоточиться на новых впечатлениях, постоянно удивлялся: «А у нас на Земле нет невесомости…»

Воспоминания о прошлой школе могут быть полезны в тех случаях, когда можно провести параллели между старыми и новыми требованиями, чтобы лучше понять содержание последних. Так, привычка вести словарик по иностранному языку, поможет свыкнуться с требованиями педагога записывать устойчивые выражения отдельно от новых слов.

Работа на репутацию. К сожалению, при смене школы сгорают почти все «бонусы», полученные в прошлом учебном заведении. Помогите ребёнку принять тот факт, что придётся забыть обо всех своих старых заслугах и исходить из того, что новые учителя совсем не знают его. Подумайте вместе, что можно сделать для того, чтобы преподаватели поняли, какой он замечательный. В общем-то, педагоги весьма скромны в своих желаниях: они отмечают активность и собранность учеников на уроке, ценят регулярное выполнение домашних заданий. Если ребёнок будет соответствовать этим требованиям, то быстро завоюет репутацию «хорошего ученика».

В то же время, вы можете поддержать ребёнка, рассказав классному руководителю о его способностях и увлечениях. Эта информация позволит преподавателю активнее включать новичка в классные мероприятия, конкурсы, концерты и т. д. 

Адаптация к новым условиям в первом классе или при смене школы занимает, в среднем, около полугода. Стоит предупредить об этом ребёнка и, конечно, не забывать о данном факте самим, не требуя мгновенной перестройки. Видя, что у школьника что-то не получается, ищите причины вместе, не ожидая, что проблемы «рассосутся» самостоятельно. Возможно, сначала ребёнок будет не слишком успешен, забыв от избытка впечатлений половину букв и цифр или формулу вычисления скорости. Поддержите его в этот момент, и он обязательно раскроет все свои таланты!

текст: Мария Баулина