Вернуться назад

Развивающие игры для детей в 1-2 года

Вот ваш малыш и отметил свой первый юбилей. Теперь пора подумать, как развлекать, а развлекая развивать такого «большого» кроху. Предлагаем вашему вниманию игры, которые помогут не только разнообразить досуг ребенка, но и привить новые навыки.  

Игры дома

• Очень полезно детям заниматься с пальчиковыми красками. В ход идут обе руки, ребенок ставит отпечатки ладошками, чертит линии. Предложите ему написать картину разными пальцами. И вы убедитесь: мизинчики и безымянные не менее ловкие художники, чем указательные!

• Чуть позже переходите на кисть. Чтобы удержать ее, ребенку требуется минимум усилий. А после рисования красками переходите к карандашам. Удержать их под силу лишь сильным пальчикам, так что рисование карандашами хорошо развивает мелкую моторику.

• Пластилин, глина, тесто тоже пригодятся для развития мелкой моторики. Не стоит стремиться сразу же придавать им конкретную форму. Пусть ребенок разминает массу пальчиками, отрывает кусочки, лепит колобки.

• Приступайте к вырезанию. Ножницы выберите с круглыми кончиками, бумагу возьмите потоньше. Вырезание ножницами увлечет ребенка и потренирует координацию движений.

• Не забывайте о пособиях Марии Монтессори. Шнуровки, бусины, которые ребенок нанизывает, это лучшие тренажеры для пальцев, и отличная тренировка мелкой моторики у детей.

• Народные сказки – отличная тема для занятий математикой. Например, сказка «Про три медведя и Машеньку». Предложите ее ребенку, а заодно вооружитесь карандашами и бумагой. Когда речь заходит о количестве и сравнении (три стула, три тарелки; большой, поменьше, совсем маленький), рисуйте соответствующие кружочки. Наглядный пример – самое красноречивое объяснение!

• На практике ребёнок понял: шарик отлично «бегает», а из кубиков получается красивая башенка. Вам нужно развить эту мысль, показать, чем именно отличаются предметы. Для этого пригодится сортер. Хорошо, если кроме основных форм в нём будут ромб, шестиугольник, эллипс. Когда маленький исследователь складывает игрушки в ящик, комментируйте его действия: «Ты взял кубик (шарик, пирамидку)». Затем измените игру: говорите, какую фигуру нужно положить в коробку.

• Чтобы развивать образное мышление, покажите малышу сходство между фигурой и предметом. Например, нарисуйте круг, а в нём глазки, носик, ротик, ушки – и он превратится в смешную мордашку.

• Годовалый ребёнок без проблем решит задачку на определение размеров предмета. Дайте ему коробочки, стаканчики и различные деревянные (или пластиковые) фигурки. В какую ёмкость они поместятся? Предоставьте крохе возможность самостоятельно понять, почему кубик легко «ныряет» в большую коробочку и никак не входит в маленькую.

• Загадайте загадку посложнее. Сам малыш большой или маленький? Сможет ли он поместиться в ведёрке? А в сумке? Учтите: юный исследователь захочет это проверить, для чего попытается залезть и в корзину для белья или в щель между мебелью. Дайте карапузу кастрюльку и ковшик и попросите помочь в приготовлении супа. Пусть он поместит в кастрюлю все ингредиенты. Получилось? А в ковшик?

• После полутора лет малыш свободно манипулирует названиями нескольких цветов и форм. Похоже, он готов к новому этапу: выделять предметы по нескольким характеристикам. Обойдитесь без теории, объясните всё на практике. Возьмите разноцветные геометрические фигуры, и пусть малыш рассортирует их по цвету. Сначала он будет путаться. Помогайте ему, подсказывайте, направляйте. Потом повторите игру. Когда он выполнит задание без ошибки, давайте следующее: разложить предметы по форме.

• Для следующей игры понадобится пластилин. Слепите треугольник и предложите малышу видоизменить его: превратить в цилиндр, затем в круг. Очень увлекательное занятие!

• Создайте такую «среду обитания», которая позволила бы ребенку включиться в активную деятельность. Например, если ребенок разорвал журнал и побросал обрывки на пол, вовлеките его в игру «Кто быстрее уберет», а потом вместе вынесите мусор (у вас – большое ведро, у малыша – поменьше). В другую полезную для развития игру можно поиграть, когда вы вместе будете вытирать пыль. Протирая игрушки, попутно обращайте внимание малыша: «Смотри, здесь твои машинки – одна, две, три…». Или осваивайте понятия «вверху» и «внизу»: «Я вытираю вверху, а ты – внизу».

• Иногда родители замечают такую странность: обращаются к малышу, дают советы, делают замечания, а он словно не слышит. Обычно это связано с ослаблением внимания. Чтобы развить его, почаще играйте в игры с использованием шумов и звуков. Например: «Ты большая собачка, я – маленькая, давай полаем», «Покажи, как гудит пылесос» и т.п.

• Покажите крохе на картинке или на фотографии предмет и задайте вопросы «Что это?» «Для чего нужно?». А потом попросите малыша найти в комнате то, что он видел на картинке (например, шкаф), и показать вам. Вы можете написать на бумаге слово «шкаф» и вместе с малышом прикрепить лист к шкафу. 
• Должно быть, запас мягких и пластиковых игрушек, который скопился у вас дома, тянет как минимум на небольшой игрушечный магазин. Прекрасно, в данной игре это только на руку. Предложите крохе рассадить игрушки пообедать. Конечно, пока ваш кроха один не справится и ему нужна мамина помощь. Потому, собственным примером покажите малышу, что надо делать. Главная задача – взять игрушку из кучи и положить ее на определенное место – диван, ковер или стол. Не исправляйте выбранное малышом место. Пусть все плюшевые собаки, матрешки и неваляшки займут места в установленном порядке. Главный распорядитель – конечно ребенок! После того, как гости «расселись», можно положить перед каждым настоящую баранку или колечко от пирамидки.

• Малыши обожают копировать своих родителей. И вдвойне здорово, когда то, что они повторяют – доброе и нежное. Например, укладывание спать. Сам ребенок каждую ночь засыпает под голос любящей мамы, дарящей нежность и комфорт. Помогите малышу поделиться своей собственной нежностью, например, с любимой игрушкой. В это занятие легко внести конструктивный компонент. Приготовьте несколько ярких платочков (отлично подойдет летняя бандана) и мягкую игрушку.Пусть ребенок положит своего любимца спать. Лучше всего на подушку или на диван. Затем вводим конструктивный компонент: «Мишка замерзнет, давай укроем его одеялом?» Дайте крохе платочки. Следите, что бы он брал платочки по очереди и старался накрыть игрушку целиком. Покажите малышу, как расправить складочки, что бы медвежонку было уютнее спать. Упражнение с платочками является простой и доступной конструктивной деятельностью, а еще прекрасно развивает мелкую моторику у детей.

• Маленькие дети любят повторять движения за взрослыми. Подберите подходящие мелодии и показывайте, как птичка летает, как бегает собака, как умывается кот. Под музыку (и в такт ей) можно ходить и бегать, а также обучать малыша начальным элементам танцевальных движений. Притопывание ногой, помахивание погремушкой, похлопывание в ладоши, приседание, вращательные движения ручками и даже простое, но ритмичное переступание с ноги на ногу – все это очень полезно для ребенка.

• Важно также обращать внимание крохи на всевозможные звуки в доме и на улице. Сами слушайте, а затем акцентируйте внимание ребенка на различных звуках: на каркание вороны, чирикание воробья. А затем спросите ребенка, как чирикает воробей. И даже если такие сложные звуки у ребенка пока не получаются, он научится определять разницу между хриплым звучным «кар-кар» и высоким «чирик-чирик», между низкими и высокими голосами.

• Задайте ребенку вопрос: «Кто нас позвал?» - и вместе идите на «зов». «Позвать» может вода, капающая из крана, или часы, тикающие в гостиной.

• Ребенку понравится вот какая игра: возьмите коробку, поставьте туда магнитофон с записью разных звуков и положите подходящие игрушки. И угадывайте, кто же там, в «домике», живет. Ребенок угадал звук паровоза – достаете из коробки игрушечный паровоз, угадал и повторил, как лает собака, – достаете лохматую собачку. У вас нет подходящей записи? Тогда просто положите игрушки в «домик» и сами изображайте нужные звуки. А можно поменяться ролями: звуки произносит малыш, а угадываете вы. А если вы при этом еще будете иногда ошибаться (на «мяу – мяу» скажете «петух»), это насмешит ребенка. Такие ошибки делать полезно: они помогут малышу понять, что ошибаться не страшно, что из-за ошибки не стоит расстраиваться, а надо просто исправить ее. Это поможет ребенку увереннее исследовать окружающий мир.

• Дудочка, флейта, гармошка и барабан – самые подходящие предметы для таких упражнений. Знакомство с их «голосами» развивает музыкальную память и слуховые представления. Сначала вы сыграйте на каком-нибудь инструменте, затем пусть малыш наиграется с ним. После этого переходите к следующему этапу: исполните коротенькую мелодию и предложите крохе угадать, на чем вы сыграли. Разложите перед ним три разных инструмента, чтобы он показал, чей «голос» звучал. Если ребенку трудно выбрать из трех, начинайте с двух контрастных (например, дудочка и барабан).

• И, конечно, поддерживайте певческую инициативу ребенка. Пойте дуэтом: пусть он вам подпевает – со словами или с целыми фразами.

Игры на прогулке

• Вы вышли на прогулку, а ребенок не хочет смирно сидеть в коляске? Вас выручат мыльные пузыри – радужные легкие шары, летящие по ветру и весело лопающиеся перед самым носом. Они дарят праздник и ощущение сказки!

• Или запаситесь шуршащими пакетами и баранками. Эти предметы способны надолго заинтересовать и отвлечь малыша во время монотонного пути. А если время в дороге вы потратите на распевание задорных песен из мультиков, а стояние в очереди - на потешки и стихи, то не только позабавите кроху но и поучаствуете в развитии у него внимания и музыкального слуха. 

• Оказавшись в точке вашего назначения, например в парке, чередуйте занятия малыша. Возьмите на вооружение прекрасный способ общения крохи с природой – кормление птиц. Захватите из дома хлеб и семечки и не сомневайтесь – вы вместе с малышом получите массу удовольствия! Зимой же можно вспомнить старую традицию нашего детства и развесить кормушки, которые ваш карапуз сам предварительно раскрасит.

• Не удивляйтесь, но всевозможные совочки, грабельки и ведерки – это не просто летнее развлечение ребенка, а очень мощный дидактический, то есть развивающий материал. С года дети активно постигают взрослый мир предметов, бытовой мир. Но то, что для нас «само собой», для ребенка серьезный труд, ведь и ложку держать надо научиться и обращаться правильно с лейкой совсем не просто. Орудийные игрушки по сути – это уменьшенные для удобства реальные предметы реальной жизни. Орудийная деятельность для ребенка так же интеллектуальна, ведь надо подстроиться, понять способ действия, запомнить его и контролировать свою руку каждый раз, когда она берет совочек, вспоминая «как там правильно копать-то надо…». Пусть малыш убирает грабельками листья, кидает лопаткой песок и снег, пересыпает из одного ведра в другое камушки, помогает маме вытирать пол шваброй и поливать цветочки.

• Прогулки на улице – лидер по полезному развивающему материалу. Домашние игрушки уже давно не вызывают первичного восторга, примелькались. А на прогулке каждая палочки, шишечка и камень – уникальны и очень интересны. Если ребенок рассматривает дары природы или занят их собирательством можно изучить порядковый счет. Однако гораздо интереснее для ребенка этого возраста окажется решение первых математических задачек. К тому же, тут не надо скучать на месте, а придется хорошенько подвигаться.

• Соберите с ребенком в ведро несколько камушков, палочек, веточек рябины или шишек. Разложите это «богатство» на скамейке и предложите ребенку найти домик для каждого предмета. Как вы понимаете, дальше вам надо будет рассортировать предметы на кучки или разложить по формочкам. Поставьте формочки на большом расстоянии друг от друга, что бы ребенку было, где развернуться. Пусть он поможет найти домик каждому камню и шишке из общей кучи (ограничьтесь 2-3 одинаковыми предметами). Посчитайте вместе количество предметов в каждой кучке.

• Меняйте скорость и направление движения, когда малыш топает за вами, – такая ходьба поможет ему понять, что, только совершив те или иные действия, можно добраться до предмета.

Игры на кухне 

• Возьмите несколько баночек или бутылочек из-под сока и предложите положить, в одну – фасоль, а в другую – гречку (только внимательно следите за тем, чтобы они попали по назначению, а не в рот или в ухо).

• Понаблюдайте, что еще заинтересовало вашего малыша. Вы раскатываете тесто? Отщипните кусок и дайте ему – пусть лепит, что захочет, а заодно развивает пальчики. И не вмешивайтесь без нужды: это сковывает воображение. Затем предложите ему украсить «пирог» – вдавить горох или рис, посыпать манкой… Кроха получит разные тактильные ощущения и будет приучаться к трудовой деятельности.

• Совсем маленького ребенка можно посадить на детский стульчик и дать ему вместо привычных игрушек предметы кухонного обихода. Главное, чтобы они были не опасны в эксплуатации (не бились, не кололись и с них не сыпалась краска и т.д.). Малыш с огромным удовольствием будет играть с пластиковой посудой и деревянными ложками. Или предложите юному музыканту попробовать себя в качестве ударника – пусть играет на крышках и кастрюльках. Главное – заранее запастись берушами.

• Рассыпанная по пакетикам крупа и макароны послужат отличной погремушкой и стимулятором тактильных ощущений.

• Всем родителям известна любовь малышей к перекладыванию предметов. Можно положить в миску крупные пробки, крышки и ложки – разносортный и разноформатный материал - и предложить крохе доставать предметы по одному. Для детей более старшего возраста усложните игру необходимостью угадать предмет по предложенным описаниям. Кстати, описывать и угадывать можно по очереди, что дополнительно потренирует речь, логику и воображение. А для «малоежек» смело заменяем все предметы съедобными – небольшие кусочки моркови, яблока, орехов, сухарей будут вкусным подспорьем а игре.

Игры в ванной комнате

• Надвигается стирка, перед которой следует обязательная сортировка белья и закладывание его в машину. Вам кажется, что ребенок с этим не справится? Вы даже себе не представляете, с какой тщательностью он подойдет к выполнению задания, зная, что ему доверили абсолютно «взрослое» и важное дело! К тому же это лишний повод выучить названия предметов одежды и цветов.

• А объясняя крохе назначение мыла и порошка для белья, проведите нехитрый опыт по быстрому отстирыванию свежего пятна с помощью «волшебного» порошка. Впечатлений у ребенка будет масса! Кроме того, этот опыт может постепенно перейти в стирку, которую малыш захочет регулярно устраивать для своих носочков или игрушечной одежды.

• Ну а пока вы заняты чем-то серьезным, что малышу не доверить, предложите ему пускать мыльные пузыри. Вот увидите – это будет самым верным способом утихомирить непоседу, который настойчиво требует вашего внимания.

• Если же наклеить специальные силиконовые аппликации в виде морских животных на борта ванной и кафель, то малыш может погрузиться в изучение увлекательного подводного мира без отрыва от вашего производства.

Рекомендуем:

«Обучающая игрушка Бегемотик»


 «Обучающая игрушка «Бегемотик» - Этот очаровательный бегемотик, изготовленный из высококачественных материалов, не только поможет ребенку выучить цвета и формы, но и станет настоящим говорящим другом.
Бегемотик с удовольствием «ест» фигурки, которые идут в комплекте к игрушке, и называет их. При этом игрушка – настоящий полиглот – она умеет говорить на русском и английском  языках! 
Вернуться назад

Читайте также

Основные этапы развития ребёнка от 3 до 5 лет

Развитие ребенка после  трех лет это важный этап в становлении личности. Насколько мы – взрослые, готовы...
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 0 до 5 лет

Первые пять лет жизни ребёнка – самые интересные для родителей. Каждый день преподносит что-то новое в...
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 1 года до 2 лет

Малышу – второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться...
Читать далее