Назад ко всем статьям

Принятие решения: уроки самостоятельности

«О чём ты только думал?!» - часто вопрошают взрослые, не найдя других слов для выражения возмущения детским поступком. Как правило, ребёнок не может внятно ответить на этот вопрос, так как сам недоумевает, с чего вдруг ему взбрело в голову вырывать страницы из книги или учиться летать, прыгая с крыши сарая. А всё потому, что подобные действия - результат импульсивного желания, а не размышлений. Принятие решения – такой же навык, как умение правильно переходить дорогу или делать покупки в магазине. Давайте рассмотрим, как обучить ему ребёнка.

Почему важно уметь принимать решения

Причиной «глупых» и опасных поступков может быть не только мимолётное желание, но и растерянность из-за недостатка времени для принятия решения, неожиданности или сложности возникшей ситуации. Поддавшись чужому влиянию или давлению группы сверстников, дети также часто ведут себя не лучшим образом. Ребёнку важно рассказать об этом: как говорится, предупреждён, - значит, вооружён. Предложите ему вспомнить ситуации, когда приходилось делать что-то из-за страха потерять так называемое «уважение» других. Может быть, он, поддавшись всеобщему веселью, кидался на перемене бумажками, хотя понимал, что это не очень хорошо? Или прогулял вместе со всеми свой любимый урок, испугавшись славы «предателя»?

Объясните ребёнку, что одной из трудностей в принятии решений является выбор между правильным поступком, могущим вызвать негативную реакцию у сверстников, и нехорошим поведением, одобряемым группой. В подобных ситуациях дети опасаются оказаться в изоляции. Важно рассказать ребёнку о том, что, не идя на поводу у других, человек способен заработать гораздо больше уважения. Главное — выдержать давление со стороны, аргументируя свою точку зрения. После этого авторитет в коллективе не только сохранится, но и окрепнет.

Чтобы и вы, и ребёнок смогли оценить его способность принимать решения, предложите ему несколько проблемных ситуаций.

Например, такие:

1. «Ты договорился с мамой, что будешь гулять только во дворе своего дома. Во время прогулки к тебе подошли друзья и сказали, что в соседнем дворе установили новую игровую площадку. Они предложили пойти туда вместе с ними, а в ответ на отказ сказали, что будут считать тебя «маменькиным сынком/дочкой», если ты не составишь им компанию. Как ты поступишь?»

2. «У твоей младшей сестры/брата разболелся живот. В шкафчике с лекарствами ты нашёл таблетки, которые когда-то мама давала тебе от боли в животе. Предложишь ли ты малышу принять их?»

Благодаря этим примерам ребёнок сможет убедиться в том, что далеко не всегда возможно принять абсолютно верное решение. Довольно часто приходится довольствоваться вариантом, имеющим наименьшее число негативных последствий. Так, в первой проблемной ситуации, несмотря на риск поссориться с друзьями, лучше остаться в своём дворе, потому что это убережёт маму от волнений и позволит избежать опасностей, подстерегающих в незнакомом месте. Во второй ситуации не нужно давать малышу какие-либо таблетки, даже если ему очень больно, потому что неприятные ощущения в животе возникают по разным причинам, и лекарство, предназначенное для лечения одной болезни, может навредить при другой. Объясните ребёнку, что необходимо сообщить о его недомогании кому-то из взрослых.

Свобода выбора

Что бы ни делал ребёнок, ему важно одобрение родителей. Поэтому, стремясь приучить сына или дочь к самостоятельности, важно не столько развить её, сколько не подавить. Не стоит забывать о том, что у младших школьников желание самостоятельно принимать решения может маскироваться под другие поведенческие черты: например, негативизм или нетерпеливость. Пресекая их проявление, родитель тем самым отбивает у ребёнка всякое желание проявлять инициативу. Чтобы избежать этого, необходимо задуматься о том, как направить детскую активность в мирное русло.

1. Играем по правилам. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила. Например, сын видел, как папа подарил маме цветы, и решил поступить так же, но сорвал цветы на клумбе. Как одновременно похвалить за благие намерения и осудить сей акт вандализма? Можно выразить свою признательность за щедрость, но показать огорчение из-за выбранного способа достижения результата. А затем обсудить, какие варианты решений были бы более приемлемы: например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь папе выбрать букет. Только так ребёнок усвоит один из главных законов принятия решений: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

2. Ставим цель. Для того, чтобы принять верное решение, нужно иметь в голове представление о желаемом результате. Постарайтесь использовать ежедневные бытовые ситуации для того, чтобы ребёнок мог потренироваться в формулировке своих желаний. Допустим, если школьник во время уборки складывает книги стопкой, можно спросить его, как она должна выглядеть, чтобы не рухнуть? Это наведёт ребёнка на мысль о том, что нужно не просто класть одну книжку на другую, создавая аналог Пизанской башни, а сортировать их по размеру. Помогите ребёнку потренироваться в формулировке целей в учебной деятельности. Так, если он хочет иметь больше свободного времени по выходным, пусть подумает, какие уроки на понедельник можно сделать заранее.

3. Ищем плюсы и минусы. Если вы видите, что ребёнок затрудняется сделать выбор, спросите его о том, между какими вариантами он выбирает? Помогите сформулировать плюсы и минусы каждого из них. Их можно записать на бумаге или зарисовать. Увидев, что в одном из вариантов положительных последствий гораздо больше, ребёнок поймёт, что именно он является наиболее удачным.

4. Разбиваем реализацию решения на этапы. Научите школьника составлять план своих действий в той или иной ситуации. Стимулировать его размышления можно простым вопросом: «Что придётся сделать для этого?». Для наглядности вы можете вместе нарисовать своеобразный комикс, в котором по порядку будут отражены этапы реализации решения. Например, размышляя о том, как побыстрее справиться с уроками, ребёнок может изобразить последовательность картинок, на которых будут изображены те вещи, которые должны лежать на столе во время выполнения домашнего задания, а игрушки и телефон будут перечёркнуты.

5. Проявляем настойчивость. Чтобы ребёнок не отказывался от воплощения своего решения в жизнь, ему необходимо уметь проявлять упорство в случае возникновения каких-либо трудностей. Не запрещайте ему проявлять негативные эмоции в случае неудачи, а используйте их в качестве стимула к дальнейшим попыткам. Например, если у ребёнка не получается выполнить домашнее задание по математике, поругайтесь вместе с ним на «противную задачу», погрозите ей кулаком и скажите, что всё равно вы её победите.

6. Стимулируем делать выбор. Приобщайте ребёнка к семейным делам: интересуйтесь его мнением при выборе покупок, устраивайте «генеральные уборки», во время которых ребёнку будут отведены функции «главного завхоза», чаще просите его о помощи в повседневной работе по дому. Давайте возможность ребёнку выбирать себе друзей и самостоятельно решать конфликты со сверстниками. Ваша помощь должна заключаться лишь в обсуждении возможных выходов из ситуации. Окончательное решение должно остаться за ребёнком.

Постарайтесь донести до ребёнка мысль о том, что за принятое решение нужно нести ответственность. Если уж он сделал выбор, то никаких отговорок («так получилось» или «а что я ещё мог сделать?») быть не должно.

Как учиться на своих, а не на чужих ошибках

Каждая ошибка – это результат неправильно принятого решения. Попробуйте анализировать вместе с ребёнком те оплошности, которые он допускает, делая тот или иной выбор. Не забывайте о том, что дети мыслят конкретно, поэтому им нужно помогать делать обобщения на основе полученного опыта. Например, малыш может не понимать, что, если уж он решил помириться с приятелем, то не следует выдавать его, когда воспитатель спрашивает, кто кидался подушками. Ребёнок полагает, что их давняя ссора и сегодняшнее «предательство» - ситуации, которые никак не связаны друг с другом.

Видя, что ребёнок допускает ошибки, не спешите ругать за них. Постарайтесь использовать их как стимул к размышлениям о причинах неудачи.

1. После каждой ошибки интересуйтесь мнением ребёнка, задавая вопрос: «Как ты думаешь, почему так получилось?» Если он будет настаивать на том, что так сошлись звёзды на небе или сваливать вину на кого-то из друзей, не возражайте, а конкретизируйте вопрос: «А ты всё сделал правильно или можно было сделать по-другому?»

2. Минимизируйте своё участие в выполнении домашних заданий. Если ребёнок решил, что он успеет выучить всё, что нужно, после того, как полдня играл в конструктор, не переубеждайте его. А вот когда он получит плохую оценку, обсудите причины, по которым это произошло и попросите предложить на будущее более верный алгоритм действий.

3. Давайте возможность ребёнку самому исправлять допущенные ошибки. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребёнок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы купить фломастеры, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг, и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжёлом периоде творчества будут мотивировать ребёнка следить за состоянием своих вещей.

4. Приучайте ребёнка экономить время. Очень часто люди совершают ошибки, потому что забывают, что «промедление подобно смерти». Обращайте внимание ребёнка на эпизоды нерационально потраченного времени и рассказывайте ему о том, сколько всего интересного можно было бы успеть сделать за этот промежуток: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков и т.д.

Человек разумный против человека эмоционального

К сожалению, знать алгоритм принятия решений – ещё не значит уметь принимать решения. Ещё необходимо научиться справляться со своими эмоциями и стрессом в условиях нехватки времени или чужого давления. Поэтому очень важно помочь ребёнку не бояться брать тайм-аут на раздумья и говорить «нет».

1. Считаем до 10. Если речь не идёт о пожаре или спасении утопленника, можно попросить собеседника подождать: «Я должен подумать». Даже если решение созрело мгновенно, лучше мысленно сосчитать до 10, а потом спросить самого себя, не хочется ли передумать.

2. «Не давите на меня!». Расскажите ребёнку о том, что правда способна обезоруживать. Поэтому, если малыш чувствует, что его заставляют принять невыгодное для него решение, лучше прямо сказать об этом. Подобное заявление убавит пыл собеседника и заставит вести себя скромнее.

3. Говорим «нет». Поиграйте с ребёнком в игру: пусть он в течение часа на все вопросы отвечает отказом. Может показаться, что, если малыш отличается упрямством, это не составит для него проблемы. Однако от ребёнка требуется не просто морщить нос и «некать», а объяснять своё нежелание делать что-либо. Например, в ответ на предложение съесть рыбу можно сказать: «нет, спасибо, у меня аллергия», «нет, у меня нет времени на еду», «нет, мне нравится другое» и т.д.

4. Ищем поддержку. Предложите ребёнку подумать, в каких ситуациях ему легче принимать решения. Может, ему помогают рассуждения вслух или рисование картинки, иллюстрирующей суть проблемы. Дайте ребёнку понять, что вы всегда готовы выслушать его и помочь своей поддержкой.

Помогая ребёнку принимать то или иное решение, мы, взрослые, часто лукавим и пытаемся подвести к тому выбору, которые устраивает нас. Согласитесь, что это не самый лучший способ научить малыша нести ответственность за свои действия. Поэтому, пока ребёнок ещё не вырос, и его решения не носят судьбоносного характера, дайте ему возможность попрактиковаться в этом непростом деле и набить несколько шишек.

текст: Мария Баулина