Вернуться назад

Повышаем интеллект: 6 самых полезных игр для малышей до года

Ребенок с 0 до 3 лет проходит большой путь в развитии: физическом, психологическом и социальном. Помогает ему в этом игра.

Интересно, что в этом возрасте малыш проходит в своем становлении так называемую «магическую» стадию. Как же это происходит?

Младенец, потребности которого хорошо понимают окружающие, считает, что все его желания выполняются как будто бы потому, что он этого захотел, хотя, конечно, их выполняют мама, няня или родственники малыша.

Такой ребенок ощущает, что мир – безопасное место. Очень важно, чтобы малыш действительно получал все, чего он хочет, своевременно: грудь, тепло, ласку и игрушку. Тогда в будущем он вырастет уверенным в себе человеком.

Если же оставлять его просьбы без внимания, то впоследствии у него будут могут начаться проблемы с верой в собственные силы. Важно еще учитывать, что если малышу предложить игру или игрушку, до которой он еще не дорос, или, наоборот, которую уже перерос, то это вызовет у крохи лишь скуку и нежелание играть.

Например, если четырехмесячному младенцу дать яркую музыкальную игрушку, рассчитанную на полугодовалого малыша, то он ею не заинтересуется, и даже когда ему исполнится шесть месяцев, не захочет в нее играть.

Чтобы ваш малыш рос с правильными игрушками, предложенными в правильное время, мы подготовили для вас список игр, которые очень важны в развитии ребенка до года.

«Повторялки»



Эта игра не оставит малыша равнодушным. Он начинает что-то лопотать на своем, а вы следуйте за ним. Получится увлекательный диалог! Игра в мячик Вам понадобится небольшой резиновый мячик.

Подойдет гладкий или с шипами (ортопедический) – главное, чтобы он был с яркой картинкой или разноцветными полосками. Положите ребенка на спинку, а мячик на его ножки, вытянутые и сведенные вместе.

Крохе пока сложно удерживать такое положение самостоятельно, и вам придется все время придерживать малыша. Старайтесь удерживать мячик на выпрямленных ножках, подбадривайте малыша: «Держится! Держится!». Когда мячик все-таки скатится, весело прокомментируйте это событие: «У-у-па-а-ал!».

Найдите мячик, покажите его крохе и повторите игру вновь. Постепенно малыш захочет самостоятельно удержать мячик, а может быть, наоборот, будет стараться его как можно быстрее сбить.

И тот, и другой варианты – отличная тренировка внимания, координации и целенаправленности действия.

Игра в «велосипед»


Конечно, вашему младенцу пока еще рано гонять на велосипеде по дорожкам, но даже такой возраст не помеха для веселого и полезного велодосуга. Всего-то и требуется, что хорошее настроение да несколько прибауток в запасе.

После того, как кроха хорошенько выспался и находится в прекрасном расположении духа, разместите его на пеленальном столике (или любой другой поверхности), возьмите аккуратно его ножки и начните имитировать кручение педалей.

Сначала начинайте движения в медленном темпе, затем постепенно увеличивайте скорость. Дайте ребенку немного отдохнуть и повторите все сначала. Комментируйте свои действия:«Медленно едем по дорожке», «А теперь быстро-быстро катимся с горки».

К упражнению прекрасно подходят прибаутки и стишки. Например: «Крути, крути педали – быстрей, быстрей, быстрей! И с горки, и под горку мы мчимся веселей!». Или так: «Раз-два – крутим педальки. Три-четыре – педальки устали». Не давайте крохе утомиться и заканчивайте вашу велопрогулку раньше, чем она может малышу надоесть.

Когда игра в радость, она отлично развивает чувство ритма и темпа, внимание, целенаправленность действий, а также хорошо разминает суставы ножек.

Игры с пальчиками



Никто уже давно не сомневается в пользе пальчиковой гимнастики. Она развивает моторику, формирует речь и участвует в активации всех психических процессов. Но большинство родителей на ладушках или на «козе» заканчивают подобные игры.

А их на самом деле видимо-невидимо. Можно играть, например, вот так:

Раз, два, три, четыре, пять! (Перебираем пальчики малыша.)
Хотят пальчики все спать. (Ладошки медленно потирают одна другую.)
Этот пальчик – хочет спать. (Выставляем и целуем большой пальчик.)
Этот пальчик – лег в кровать. («Укладываем» в ладошку указательный пальчик.)
Этот пальчик – чуть вздремнул. (Средний.)
Этот пальчик – уж заснул. (Безымянный.)
Этот пальчик – крепко спит. (Мизинчик.)

Тише, тише, не шумите! (Кулачок поглаживаем другой ладонью.)
Пальчики вы не будите!


Или:
Мы капусту рубим, рубим. (Ребрами ладоней попеременно стучим по столу или полу.)
Мы капусту трем, трем. (Кулачком трем открытую ладошку.)
Мы капусту солим, солим. (Изображаем пальчиками обеих рук посолку.)
Мы капусту жмем, жмем. (Изображаем «сжимательные» движения кулачками.)


Растираем и целуем каждый пальчик крохи, начиная с большого и приговариваем:
Этот пальчик шоколадный,
Этот пальчик мармеладный,
Этот с запахом зефира,
Этот с привкусом пломбира,
А мизинчик – самый-самый,
Пальчик сладенький для мамы!


Игры в ванной


После шести месяцев, когда ребенок уже научился сидеть, купание превращается в фейерверк брызг. Оказывается, его руки способны сотворить целый фонтан. Достаточно поднять ручку и опустить в воду. Уже через неделю малыш подключит к процессу и ноги. И вот тогда придется вытирать пол каждые 15 минут, а то и чаще.

Ребенок пытается понять, почему резиновый утенок не тонет, а баночка маминого крема сразу оказывается на дне. Чем больше детских игрушек в ванне во время купания, тем меньше в ней воды...

К элементарной физике вы с малышом приступите позже. А пока важно, чтобы он двигался в воде. Так он укрепит мышцы рук и ног, не говоря уже о тех, что поддерживают позвоночник при ходьбе.

«Ищем игрушку»


Для этой игры следует использовать игрушку, которая не будет тонуть в воде. Посадите ребенка в ванночку, постарайтесь выбрать самую яркую и заметную игрушку, покажите ее ребенку, а потом поставьте рядом с ним в воду. Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на эту игру, потянется ли он за «наживкой».

Покажите ребенку, как в воде можно игрушку купать, плескаться с ней и развлекаться. Постарайтесь несколько раз ставить игрушку в разные стороны, чтобы ребенок поворачивал весь корпус и фокусировал свое внимание. Важно следить, чтобы ребенок не переутомился, игры следует прекратить вовремя.

«Гимнастика»


Такую игру можно проводить в большой ванной, предварительно подготовленной. Посадите ребенка на дно ванны, возьмите его за обе ручки, потяните и поставьте на ножки.

Поддерживайте его до тех пор, пока он не сможет самостоятельно стоять. Малыш должен быть постоянно у вас на виду, в целях безопасности не отходите от него ни на минуту, пока он учится стоять в воде, после чего вновь посадите кроху в ванну.

Когда ножки малыша находятся под водой, плавными массирующими движениями массажируйте каждый пальчик поочередно, начиная с мизинца. Это успокоит ребенка, расслабит нервные окончания, благодаря чему ребенок сможет потом быстрее уснуть.

Делайте с ребенком приседания в воде, при этом постоянно говорите «Сядь!» и «Встань!». Это гимнастическое упражнение не только укрепит мышцы ног, но и пополнит словарный запас малыша.

Вам в помощь также Горбачева Татьяна, психолог, песочный терапевт, преподаватель института Психодрамы и Ролевого тренинга:

«Интуитивно многие родители, бабушки и дедушки чувствуют, как нужно ухаживать за малышом, что ему нужно и в какой момент. Игра с младенцем может показаться скучным занятием. Но это очень важная составляющая развития каждого ребенка.

В игре создается пространство для тренировки не только тельца, но и психики малыша. Например, ребенок выявляет для себя закономерности бытия. Сначала игрушка появляется как будто из ниоткуда, потом становится понятно, что когда есть игрушка, то вокруг светло и мама рядом.

Потом оказывается, что игрушкой можно управлять: трогать, трясти, стучать. А когда станешь постарше, то приспособить ее для другой игры, например, превратить в молоток. Вот вам и модель будущей «программы» успешного и любопытного школьника.

В дальнейшем нам родителям полезно прислушаться к игре ребенка. Малыш уже играет в сюжетные игры. В таких играх ребенок будет воспроизводить свои переживания и впечатления о жизни.

Развивая фантазию, он сможет запросто превращать комнату в замок и становится королем или королевой. Это замечательно! Если взрослому деликатно вступать в игру и идти за ее сюжетом, то можно будет помогать вашему ребенку находить и делать своими справедливость, умение защищать слабого, быть щедрым, становиться тем, кем он захочет стать.

В настоящее время психологи используют специальные терапевтические игры с маленькими клиентами, чтобы понять внутренний мир ребенка и помочь ему, если потребуется».


Рекомендуем:

Погремушка «Джунгли»



Погремушка «Джунгли» - это целых 2 яркие игрушки в одном наборе. Одна из них сделана в виде крокодильчика, другая - бегемотика. Обе погремушки очень симпатичные, а их форма и размер приспособлены под маленькую ручку ребенка. Погремушка великолепно развивает работу кисти и укрепляет мускулатуру рук, а подвижные детали способствуют развитию мелкой моторики пальчиков рук и тактильных ощущений.




«Веселый жирафик»



Забавная игрушка солнечного цвета с разноцветными кнопками, конечно же, заинтересует любого малыша. Так весело давить на кнопки и слушать звуки музыки, крики животных, а также радоваться световым эффектам. Форма жирафика совершенно безопасна для крохи, и более того - в период появления первых зубов его можно погрызть.
Вернуться назад

Читайте также

Основные навыки ребенка в первый год жизни: развиваем в играх

В первый год жизни малышу и его родителям предстоит серьезная работа – сформировать набор основных навыков,...
Читать далее

Первый год жизни: закладываем основу для развития личности

Первый год жизни малыша – это особый период в развитии. Если сравнить темп развития ребёнка первого года с...
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 0 до 5 лет

Первые пять лет жизни ребёнка – самые интересные для родителей. Каждый день преподносит что-то новое в...
Читать далее